Зарабатываем на цветах

[Обзор прессы]

То, что цветы — это красиво, согласны, наверное, все. Но цветочное оформление Вологды вызывает различные мнения горожан. Давайте разберемся.

Не только архитектура и история делают Вологду привлекательной для туристов. Вологда имеет славу «зеленого города», поэтому областной столице так важно поддерживать этот имидж.

Мы собрали различные мнения и подкрепили их фактами и цифрами.

Уважение к себе

«Я считаю, что нам не нужны цветочные рекорды. Лучше сэкономить эти деньги и потратить их на что-то более полезное», — считает вологжанка Ольга Потапова.

А вот участники «Цветущего города» без цветов не представляют ни своей жизни, ни жизни города.

Вологжанка Елена Колышкина участвует в проекте «Цветущий город» третий год подряд. В прошлом году ее работа была отмечена благодарственным письмом за подписью главы города Евгения Шулепова. На клумбе Елены Николаевны высажены в основном многолетники, причем таким образом, чтобы каждый месяц клумба радовала цветами. Весной под окнами вологжанки распускаются нарциссы и тюльпаны, затем приходит черед арабисов, ирисов, люпинов и так до осени, когда эстафету красоты примут бархатцы и другие поздние цветы.

Елена Колышкина считает проект «Цветущий город» нужным и полезным. У нее даже есть специальный альбом, в котором вологжанка коллекционирует цитаты из высказываний великих людей о цветах. «Конечно, нашему городу такой проект нужен! Это самая мудрая затея, а чтобы было понятно почему, я лучше зачитаю цитаты», — говорит Елена Николаевна.

Вот примеры из ее коллекции. «Там, где вырождаются цветы, не может жить человек», — писал философ Гегель. А любимое высказывание Елены Колышкиной изрек индийский поэт Рабиндранат Тагор: «Конечно, я мог бы обойтись без цветов, но они помогают мне сохранить уважение к самому себе, ибо доказывают, что я не скован по рукам и ногам будничными заботами. Они свидетельство моей свободы».

Однако перейдем от лирики к фактам.

Цветы и деньги

За счет чего живет город Вологда? Откуда берутся деньги на содержание школ, поликлиник, ремонт и строительство дорог? Из бюджета — скажут многие. Правильно, а там они откуда появляются?

Любой бюджет наполняется главным образом из налогов. Главным источником доходов бюджета Вологды является так называемый НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Попросту — подоходный налог, который платят все работающие. Нет у нас Северстали, Газпрома и Лукойла, которые отчисляют по месту регистрации существенные налоги на прибыль и имущество. Поэтому, чем больше вологжане зарабатывают, тем лучше живет Вологда.

А за счет чего живут сами вологжане? Из 300 тысяч человек городского населения 46 тысяч — это дети, 57 тысяч — пенсионеры. Людей трудоспособного возраста чуть меньше 200 тысяч, из которых 105 тысяч работают в сфере торговли и услуг.

Именно поэтому Вологда сильно заинтересована в расширении платежеспособного спроса на товары и услуги предприятий торговли, общественного питания, индустрии развлечений.

Поэтому одним из приоритетов развития экономики города является туризм. Почему? Экономистами подсчитано, что каждый приезжающий в город турист оставляет здесь в среднем 7000 рублей. Это деньги, завезенные извне и оставшиеся «работать» в Вологде.

В 2009 году наш город посетили 229 тысяч туристов, которые «привезли» в нашу экономику 1 миллиард 600 миллионов рублей.

В 2010 году число туристов составило уже 272 тысячи человек, которые потратили в нашем городе 1 миллиард 900 миллионов.

В прошлом году в Вологде побывали целых 430 тысяч туристов, и их «вливания» в нашу экономику составили свыше 3 миллиардов (!) рублей.

Выгодная красота

Почему к нам едут туристы? Ответ очевиден: из-за уникальной историчности нашего города. Но почему их количество с каждым годом увеличивается? Кремлей и монастырей в Вологде вроде бы не прибавляется. Большинство приезжих объясняет свой интерес к культурной столице Русского Севера восторженными рассказами своих друзей и знакомых, а также положительными отзывами туристов в Интернете. И не в последней степени это объясняется ухоженностью и эстетической привлекательностью Вологды, которая формируется за счет чистоты исторического центра и цветочного оформления города. При всей своей исторической ценности вологодский кремль на запущенной территории вряд ли бы привлек чье-то внимание. Любому драгоценному камню, чтобы он засверкал на солнце, нужна красивая огранка.

С увеличением числа туристов в Вологде увеличивается и число гостиниц, количество точек общепита, число специализированных магазинов и отделов, торгующих сувенирной продукцией, количество турфирм. Так, в 2009 году в Вологде было 8 гостиниц, 433 точки общепита, 5 мест торговли сувенирной продукцией и 61 туристическая фирма. В 2010 году их стало соответственно 10, 447, 13, 78. А в 2011 году — 14, 471, 20, 82.

Не будь роста количества туристов, куда бы пошли многие вологжане работать? Получали бы пособия в центре занятости?

При этом туристы позволяют снижать цены на товары и услуги в самой Вологде. Как известно, чем больше оборот, тем меньше цена единицы товара. По той же статистике в 2009 году стоимость минимального чека в вологодском общепите составляла 250 рублей. При этом в выходной день найти свободное место в кафе в центре города было практически невозможно. В 2011 году стоимость минимального чека упала до 100 рублей — сказалось увеличение конкуренции на рынке кафе и ресторанов.

В этом году власти Вологды планируют потратить на цветы 5 миллионов рублей, принять почти полмиллиона туристов и привлечь 3,5 миллиарда рублей дополнительных доходов в экономику города. Неплохая рентабельность. А то, что цветы — это еще и красиво, с этим согласны, наверное, все.

Автор:
Вера Давыдова, Наталья Панина