Череповчанкам предлагают временную работу — выносить чужого ребенка

[Обзор прессы]
«600 тысяч рублей за услугу суррогатного материнства + вознаграждение за время беременности» — примерно такого содержания рекламные объявления появились в последние месяцы в местных СМИ. Журналисты «ГЧ» получили несколько звонков от наших читателей с вопросом: «Что вы думаете по этому поводу?».

Генетической связи нет

До сих пор про суррогатных мам мы слышали только из кино или телесюжетов, героями таких историй с участием суррогатных мам становились звезды, которые не делают из своей личной жизни тайн. Подобное предложение в ряду прочих услуг вызывает у череповчан неоднозначную реакцию. С одной стороны, суррогатное материнство — единственная возможность для некоторых пар стать счастливыми родителями своего по генам ребенка. С другой — как же можно за деньги вынашивать малыша, чтобы отдать? Тем не менее многие здоровые женщины занялись подсчетами и размышлениями.

Итак, что же такое суррогатное материнство? Это вспомогательная репродуктивная технология: женщина вынашивает биологически чужого ей ребенка, для того чтобы затем отдать его генетическим родителям за определенную компенсацию. Но Всемирная организация здравоохранения в 2001 году предложила для обозначения суррогатной мамы и вовсе чудную формулировку: «гестационный курьер» (гестация — беременность). Главное, что нужно помнить: между суррогатной матерью и вынашиваемым малышом нет никакой генетической связи. Для искусственного оплодотворения используются половые клетки нуждающейся в ребенке пары.

Причем в новой редакции Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», принятой в ноябре 2011 года, четко прописано: «Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки». В этой же статье указаны и требования к сурмаме.

— Ею может быть только женщина в возрасте от 20 до 35 лет с хорошим здоровьем. Перед заключением договора суррогатную мать ожидают многочисленные медицинские обследования, подтверждающие, что она готова и способна выносить и родить ребенка.

— У претендентки должен быть хотя бы один собственный здоровый ребенок. Это дополнительная гарантия для генетических родителей того, что женщина сможет отдать им малыша, который прожил внутри нее девять месяцев.

— Если суррогатная мать состоит в зарегистрированном браке, необходимо письменное согласие супруга.

И здесь возникает вопрос: а где же найти подходящую для роли суррогатной матери женщину? Не кричать же об этом на улице.

«Готова оказать услугу»

Объявления об услугах суррогатных матерей легко найти в Интернете, в социальных сетях. «Стану мамой вашему малышу! Мне 30 лет, группа крови 4+, здорова, психически уравновешена, без вредных привычек, двое здоровых детей, рожденных самостоятельно», — предлагают женщины со всех уголков России: Сочи, Нижний Тагил, Киров, много желающих из Украины. Переезды для прохождения медицинских обследований и проживание рядом с клиникой на время процедуры переноса эмбрионов суррогатной матери оплачивает обратившаяся за ее помощью пара. В расходы придется включить и стоимость ЭКО (экстракорпорального оплодотворения — вне тела), медицинских препаратов для суррогатной матери, ежемесячное пособие, чтобы она качественно питалась, и, конечно, компенсацию на восстановление здоровья после беременности. Последняя обычно выплачивается единовременно, ее размер зависит от пожеланий суррогатной матери и возможности генетических родителей, так что к среднему результату цифру трудно провести. Она может равняться как 300 тысячам рублей, так и двум миллионам. Сумма набегает значительная, поэтому пары предпочитают обращаться в специализированные агентства по подбору суррогатных матерей, а не искать их методом тыка в компьютере. Такие конторы в большинстве своем сосредоточены в столичных городах.

Одни агентства осуществляют только поиск суррогатных матерей, другие обеспечивают полное юридическое сопровождение программы суррогатного материнства вплоть до регистрации рожденного ребенка в органах ЗАГСа. Особое внимание последние уделяют составлению договора между суррогатной матерью и генетическими родителями.

— В договоре прописывается много нюансов относительно и течения беременности, и денежной компенсации, — разъясняет Вадим Бакхтов, представитель одного из крупнейших в области комплексного сопровождения программ суррогатного материнства в России агентств. — Часто контракт составляет десятки страниц. В нем прописываются и пограничные моменты: например, если процедура ЭКО не дала результата и пр. Каждый договор составляется индивидуально. У нас есть база суррогатных матерей. Каждая из них прошла трехступенчатую проверку: на состояние физического, репродуктивного здоровья, психологическую устойчивость и благонадежность.

По заверениями Вадима Бакхтова, 90 % девушек идут на этот шаг лишь из гуманитарных соображений — чтобы помочь людям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Но вместе с тем за выполненную трудную работу ожидают получить хорошее вознаграждение.

«Ты пока у меня поживи»

Правда, в другом агентстве нам без прикрас заявили, что большинство женщин интересует в первую очередь материальная сторона вопроса: кому-то нужно купить квартиру, другим оплатить получение образования, третьим необходимы средства на лечение тяжелобольных родственников.

— На мой взгляд, всеми суррогатными мамами движет, скорее всего, материальная сторона, хотя и не без желания кому-то помочь. Сама я сурмамой так и не стала: было две попытки. Сейчас жду третьей и последней. На большее меня не хватит. Думаю, и семья моя этого уже не выдержит, — рассказывает Аня. Мы нашли ее контакты в социальной сети, в группе, где девушки предлагают свою помощь бездетным парам.

У Анны есть муж и двое сынишек. На вопрос, как они отнеслись к такому решению, девушка спокойно ответила:

— И муж, и брат отреагировали нормально. Они же знают, что суррогатная мать не спит с мужчиной, чтобы забеременеть. Вынашиваемый ребенок полностью не принадлежит суррогатной маме: это чужое. Женщины, идущие на подобный шаг, с первого дня говорят себе и малышу: «Ты у меня пока поживи, а потом я отдам тебя в надежные руки».

Что такое хорошо и что такое плохо

По словам Вадима Бакхтова, три года назад по заказу их компании был проведен опрос, показавший: почти 70 % респондентов готовы прибегнуть при необходимости к суррогатному материнству. Кстати, в России благодаря данной репродуктивной технологии в год рождается около 300 детей.

— В нашей стране есть единственная проблема, — считает Вадим, — нераспространенность лечения бесплодия. На это есть две причины: общий менталитет россиян, предпочитающих до последнего заниматься самолечением и надеяться на чудо, и консерватизм врачей. Далеко не каждый медик посоветует пациентам, имеющим проблемы в зачатии ребенка, идти на ЭКО. Ведь данной практике всего 30 лет, поэтому предпочтение отдается более традиционным методам. А для репродуктолога самый страшный враг — это время. Способность к деторождению у женщины после 35 лет уменьшается с каждым годом. Поэтому, если пара обнаружила какие-то проблемы, не стоит мешкать, нужно сразу обращаться к специалисту.

В Вологодской области с 2008 года действует программа по оказанию помощи в лечении бесплодия методом ЭКО (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств областного бюджета. На апрель 2012 года в очереди на процедуру ЭКО стоит 827 пациенток. Ежегодно на ЭКО направляется 250 — 270 супружеских пар. За четыре года действия программы было принято родов — 292, из них 78 — двойни и одна тройня.

Новые поправки в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дали право обращаться к услугам суррогатных матерей парам, не состоящим в зарегистрированном браке. Ранее штамп в паспорте был обязателен. Также на применение вспомогательных репродуктивных технологий имеет право и одинокая женщина. Но генетические родители до сих пор не имеют обоснованной законом гарантии, что ребенок будет записан на их имя в органах ЗАГСа, это может быть сделано только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери).

Автор:
Светлана Доронина