Возвращение

[Обзор прессы]

Ольга Ельцова заручилась поддержкой вологодского историка Дмитрия Пшеницына. | Фото Марины Черновой

Ольга Ельцова, потомок семьи вологодских священников Ельцовых и Панцыревых, совершила паломничество по местам, где жили и работали ее предки.

Как писал «Премьер» в статье «Упавшие звезды», сейчас на пустыре за ДК ПЗ и жилым комплексом «Говорово» — мусорка и незаконно построенные гаражи, а ранее здесь было сельское приходское кладбище, на котором хоронили жителей окрестных деревень, позже вошедших в черту города, — Говорова, Медуницина и Ковырина. Рядом стоявшая церковь была очень необычной — с циферблатом. Она называлась Говоровская Рождествабогородицкая церковь. Храм в 1935 году разобрали на кирпичи.

История о недействующем кладбище и исчезнувшей церкви получила неожиданное продолжение — недавно в Вологду приехала Ольга Ельцова, которая является потомком священников, служивших в Говоровской Рождествабогородицкой церкви. Женщина приехала из Казахстана специально, чтобы увидеть места, о которых ей рассказывали родственники: «Моей мечтой практически с детства было посетить Вологодчину. По рассказам моей тети Тамары, именно отсюда в 1905 году переехал в Казахстан, будучи направленным в распоряжение Туркестанской епархии, мой дед Виктор Ельцов с женой Александрой Ельцовой (в девичестве Панцыревой)».

Святая земля

О том, что все предки Ольги Ельцовой были священниками, служившими в церквях Вологодчины, говорить было не принято. «В 1937 году мой дед был репрессирован. Бабушка умерла в 1943 году, за два года до моего рождения, вследствие тяжелой болезни суставов и хронического недоедания», — говорит Ольга Петровна.

Семья Ельцовых старалась не выделяться. «Тетя Тамара, которая была старше на 18 лет мамы и помнила многое, рассказывала мне шепотом, как наша семья появилась в Казахстане, — рассказывает Ольга Петровна. — Как она рассказывала, бабушка очень тяжело переносила разлуку с родными краями, много и красочно рассказывала о северных морозах, белых ночах, лесах, полных ягод и дичи, о пасущихся на лугах коровах, о Вологде с множеством церквей... Она долго не могла привыкнуть к местной азиатской природе, еде, обычаям».

Ольга Ельцова еще в университете пыталась делать запросы, чтобы выяснить, где именно жили ее предки. Но сделать это было непросто — у потомков Виктора Ельцова не осталось практически никаких документов со сведениями о дате, конкретном месте его рождения и его жены. Только в 2004 году женщина нашла в книге памяти репрессированных, размещенной в Интернете, сведения о том, что дед — родом из деревни Георгиевская Вологодской области, был осужден в 1937 году тройкой НКВД на 10 лет ИТЛ и реабилитирован в 1989 году.

Из Интернета Ольга Петровна узнала, что в Вологодском духовном училище в разные годы учились 28 Ельцовых и 17 Панцыревых. «Голова пошла кругом: неужели все они были родственниками?» — поразилась исследователь, которая, начиная с 2004 года, постоянно писала запросы в Государственный архив Вологодской области, чтобы установить точную дату и место рождения дедушки и бабушки.

В марте 2011 года Ольга Ельцова получила справку на 3 страницах, в которой была информация не только о бабушке и дедушке, но и об их родителях, родителях их родителей, а также сестрах и братьях: «Выяснилось, что многие из них были священнослужителями. В архивной справке было также написано, что прадед Николай Алексеевич Панцырев и прапрадед Алексей Васильевич Панцырев служили в Богородицкой Говоровской церкви Вологодского уезда. Невозможно найти слова, чтобы передать чувства, которые захлестнули меня, когда я читала эти скупые архивные строки. И я тотчас решила — нужно ехать!»

«Сердце болит»

Ольга Петровна составила маршрут и решила, что обязательно посетит все места Вологодской области, где жили и работали ее предки. Важнейшим местом паломничества Ольга Ельцова наметила Говоровскую церковь: «На сайте я нашла повествование об этой церкви и упоминание об ее священнослужителях Панцыревых, составленное местными следопытами из школы № 24 под руководством учительницы Елены Шайдаевой (Силиной)».

Узнав телефоны, Ельцова из Казахстана звонила в школу, а затем домой исследовательнице: «Елена Петровна рассказала о священниках Богородицкой Говоровской церкви Петрове, Скворцове, Панцыревых, их происхождении, родстве, детях. И все они — наши предки». Педагог посоветовала Ольге Петровне обратиться к историку, занимающемуся генеалогическими исследованиями, Дмитрию Пшеницыну, который стал помогать в изысканиях.

«Когда я приехала в Вологду, чтобы посмотреть на место, где раньше находилась Богородицкая Говоровская церковь с прилегающим кладбищем, увиденное потрясло меня, — говорит Ольга Петровна. — На месте кладбища стоят дома и гаражи. Неужели никто ничего не знает об этом месте?»

С Ольгой Ельцовой полностью согласны вологодские краеведы и историки. Например, Евгений Стариков, вологодский краевед и специалист Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия, также считает, что на месте захоронений следует воздвигнуть крест в память о тех вологжанах, кто жил здесь, — литераторах, военных и других: «Там жили люди, которые многое сделали для Вологды. Например, помещики Засецкие, которые построили кружевную фабрику, прославившую когда-то Вологду на весь мир».

И слово молвил...

По легенде, якобы после того как в строящемся вологодском Софийском соборе упала на голову царю Ивану Грозному плинфа каменная, в гневе покинул он город и молчал до тех пор, пока не доехал до пригородного села. Там он изволил заговорить. Отсюда и название села Говорово. Иван Васильевич не только заговорил, но и приказал сделать привал. Там, где стоял царский шатёр, позже поставили церковь.

Так или иначе, но церковь в Говорове была поставлена в незапамятные времена. Она упоминается в окладной книге в 1618 году как приходская церковь во имя Святого Праведного Симеона Богоприимца. Сначала церковь была деревянной, к середине XVIII века она сильно обветшала и стараниями прихожанина ковыринского помещика Павла Засецкого вместо неё была построена церковь каменная.

Автор:
Марина Чернова