Один день из жизни судебного пристава

[Обзор прессы]
Судебный пристав описывает имущество должника. /Фото автораСудебный пристав описывает имущество должника. /Фото автора
Один день из рутинной и тяжелой работы судебных приставов. С чем приходится сталкиваться служителям закона, когда они заставляют граждан исполнять судебные решения? Алименты, долги за коммунальные услуги и тому подобное - вот основной материал работы. Крупные дела, о которых говорят по телевизору, случаются гораздо реже. Истории довольно деликатные, поэтому обойдемся без имен.
«Поедем по алиментщикам», - вводит меня в курс дела судебный пристав перед рейдом. По тем нескольким адресам, на которые мы выехали, проживают граждане, чьи задолженности по выплате алиментов превысили 100 тысяч рублей.
На «Волге», помимо водителя, едут две хрупкие женщины и я.
- А разве в такие рейды вам не положено вооруженное сопровождение? - спрашиваю я. - Дело-то вроде опасное - с людей долги требовать.
- Вообще положено. Но мне нравится к людям по-простому приходить, - спокойно отвечает моя собеседница.
Позже выясняется, такой простой подход в общении с должниками себя оправдывает: если где-то поблизости не маячит человек в форме и с оружием, то разговор складывается более спокойно. Да и клиенты - должники по алиментам - давно знакомы приставам. Обращаются по имени-отчеству. В случае с алиментами ситуация следующая: кто готов и способен платить алименты, тот платит, а кто не готов, тот копит большие долги. Такие люди, как правило, из категории неблагополучных граждан. Злоупотребляют алкоголем и не работают. Денег почти нет, а те что появляются, вмиг растрачиваются на алкоголь. Как в случае с женщиной с улицы Народной. Эта гражданка лишена родительских прав и должна выплачивать алименты в пользу ребенка. Эти средства поступят на счет ребенка, и по достижении им совершеннолетия он их получит. Но женщина деньги не платит, ведет не самый примерный образ жизни и давно находится в розыске. Наш пристав встретила ее случайно и назначила встречу. Как раз в квартире на улице Народной. Но когда мы приехали в старый деревянный дом, то в квартире увидели самую настоящую свалку. И никто там уже не живет несколько месяцев - обманула.
- Хорошо, что я ее с розыска не сняла, - слегка расстроено говорит пристав. - А то была у меня одна такая: тоже встречу назначила, а дом вообще нежилой оказался. А я ее уже с розыска сняла. Пришлось заново объявлять.
- Какие меры вы можете применить к тем, кто не платит?
- Будет суд. Гражданина признают виновным по статье 157 часть 1 УК РФ «Злостное уклонение родителя от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста». Виновный наказывается обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
- А деньги? Вот она должна уже большую сумму выплатить, но не выплачивает. Взять с нее нечего. Что будет с ребенком?
- Ребенок останется в стороне. Ему уже ничего не перечислят, - сухо завершает пристав неприятную тему.
Вообще работа у моей собеседницы напряженная. Таких выездов или пеших походов у нее несколько на каждой неделе. Везде нужно общаться с людьми, напоминать им о долгах, уговаривать. Но люди часто бывают поразительно забывчивы. Один молодой человек должен выплатить алименты, которых тоже накопилось уже чуть больше 100 тысяч. Он постоянно говорит, что заплатит, и потом пропадает куда-то. Во время одной из встреч сказал, что живет у родителей. Мы приехали туда, но, как и следовало ожидать, не застали его там. Родители и бабушка позабыли, где он сейчас и когда его видели. И вообще, то ли он в Москве находится, то ли у друзей в Вологде. Понятно, что родители покрывают сына. Но пристав сохраняет спокойствие: такие разговоры для нее норма - и доносит до родных должника информацию о том, что того объявляют в розыск. Родные сначала нервно пытаются замять дело, но, когда видят заполняемые документы, вдруг дозваниваются до сына. Тот в очередной раз говорит, что придет завтра же и что просто позабыл о сроках, которые заявлял раньше.
Попасть в квартиру должника - это везение. На один из адресов мы приезжаем уже в половине седьмого вечера. По домофону отвечает ребенок, который говорит, что родителей нет дома. А в таком случае приставы не могут войти в квартиру. Я уже подумал, что мы сейчас развернемся и уйдем, но пристав начала набирать другие квартиры, и мы вошли в подъезд. Когда поднялись на пятый этаж, дверь нам открыла мама, которая «вот буквально только что зашла в квартиру». И уже успела раздеться. В этой квартире алименты должен выплатить отец, который сейчас тоже неизвестно где. В таком случае полагается составить опись ликвидного имущества, которое будет изъято в счет долга. Из такого находим только телевизор. Его оценивают в 500 рублей. Полагается составить опись и пригласить двух понятых. Вся операция занимает почти полчаса.
За это время я успеваю проникнуться мыслью, что судебных приставов не очень любят. Им постоянно приходится сталкиваться с враньем и недружелюбием. Но к этому они привыкли: их тревожат судьбы людей и ни в чем не повинных детей.
- Был у меня один случай. Мужчина не платил алименты. После развода совсем опустился, начал пить. Стал бомжом в итоге. Я тогда заставила его платить алименты. А это два МРОТа. Он нашел работу, стал исправляться. В итоге его не узнать… Вот, наверное, такие случаи и дают силы работать.
Автор:
Сергей Юров