Заносы неравноправия

[Обзор прессы]

Есть такое замечательное выражение: «Мы все находимся за чертой бедности. …Только по разные ее стороны». Договоримся сразу о понятиях: бедность – понятие относительное, абстрактное. Можно быть очень богатым по меркам одних, и почти нищим – в табеле о рангах иных. В любом случае, на богатых и бедных делилось, делится и будет делиться любое общество – в той же социалистической Швеции. Но в России эти абстрактные понятия сама жизнь слишком часто и порой неумолимо переводит в разряд абсолютных – как «живой и мертвый». Особенно, когда речь заходит о таком капитале (вернее – его отсутствии), как статус и влиятельность. ДТП с участием жены полпреда президента в Госдуме Ольги Минх в Бежаницком районе еще раз напомнило обычным гражданам, где находится «их место».

…На заре отечественного синематографа родился очень сильный художественный прием – параллельный монтаж. Впоследствии его будут использовать многие мастера мирового кино, но именно в эпоху Великого немого, в работах Дзиги Вертова, Эйзенштейна этот метод параллели станет смертельным приговором обществу, разделенному на два сорта: например, сытых и голодных. С кадром роскошного аристократического бала на паркете стыкуется пахарь в лаптях, с трудом передвигающий ноги по вязкому глинозему. Давится огромным куском индейки обжора-буржуй, и следом кадр изможденного ребенка, жадно поедающего на помойке картофельные очистки…

В ДТП в Бежаницком районе попала жена полпреда президента Минха

Лексус и Мицубиси столкнулись между Бежаницами и Локней

Раскадровка истории про нашумевшее ДТП под Бежаницами в варианте Дзиги Вертова, наверное, выглядела бы так: место аварии, водитель шикарного «Лексуса», почти не пострадавший при страшном ударе, постоянно куда-то названивает, спасатели отправляют в больницу сначала водителя, затем пассажирку из «Мицубиси Спейс Стар», которая после аварии по размеру больше напоминает малюсенькую малолитражку, затем на руках выносят из «Лексуса» одну женщину с травмой ноги, вслед за ней – на носилках – другую, тоже с переломами. А дальше начинается использование того самого принципа параллельного монтажа: в районную больницу едет, трясясь на ухабинах «федеральной автострады» нейрохирург из Пскова – в центре Бежаниц садится спасательный вертолет Ми-8, куда сажают - уже в гипсах – пассажиров «Лексуса». Дальше кадр: в операционной районной больницы проводит операцию тот самый нейрохирург – в питерском НИИ скорой помощи имени Джанелидзе в спецотделении для VIPов лучшие светила медицины колдуют над переломами других участниц ДТП. В «перебивках» (так телевизионщики называют кадры, которые вставляются, чтобы показать окружающую обстановку), наверное, были бы показаны оборудование и качество ремонта в операционных, количество суетящихся врачей. И, наконец, последние кадры: в спецотделении для VIP-пациентов выздоравливает «спасенная» с помощью вертолета женщина, быть может, воркует по телефону со своим мужем – ночью в Бежаницкой больнице умирает прооперированная там пациентка, и вскоре ее везут по разбитой дороге в морг Великих Лук, а в Псковской областной больнице не находит себе места от горя водитель «Мицубиси» - 59-летний гражданский муж погибшей…

Свидетельства очевидцев

Изгиб дороги возле поворота на деревеньку Язвы в Бежаницком районе – на 99 км дороги Р58 Новгородка – Локня (почти аккурат посередине между Бежаницами и Локней) – обманчивый, каверзный. Он почти 90-градусный, но вроде бы плавный. Хорошо просматривается дистанция пути метров на 200 вперед… В общем, не всякий сильно сбросит скорость… В итоге только за прошлый год, по воспоминаниям бежаницких спасателей, там было несколько ДТП «со смертельными…»

12 марта в 15.40 на этом изгибе столкнулись две машины: двигавшийся со стороны Бежаниц трехтонный внедорожник «премиум-класса» Lexus LX 570, в котором с супругами Воробьевыми ехала жена полномочного представителя президента в Госдуме Гарри Минха 53-летняя Ольга, и универсал Mitsubishi Space Star, в котором находились гражданские супруги Березины – Татьяна и Александр. Она – из Москвы, он – из Вологды. По неподтвержденным данным у них был свой дом где-то неподалеку от Пушгор, и они ехали туда из Москвы. Ехали компанией – впереди шла Газель с их друзьями. До Великих Лук машину вела женщина, а там за руль сел мужчина.

В результате произошедший где-то через час аварии удар трехтонного джипа в относительно компактный универсал был таким, что сработавшие подушки безопасности уже мало что решали: по свидетельству спасателей из 10-й пожарной части (г. Бежаницы) даже обшивка в машине отслоилась, а сам автомобиль превратился в небольшую кучку металла, из-за чего свидетели, проезжавшие место ДТП, позже на форумах даже пытались утверждать, что в аварию попал небольшой автомобиль «Дэу Матиз», а никак не «Мицубиси». Универсал даже развернуло, а «Лексус» после столкновения съехал в кювет.

…Полиция очень оперативно после ДТП поспешила объявить, что виновником столкновения был водитель «Мицубиси». Эта оперативность породила волну язвительных и возмущенных комментариев в интернете: люди очень хорошо помнили другое ДТП, связанное с четой Минх – в январе 2011 года служебный BMW полпреда на Рублево-Успенском шоссе в лобовую столкнулся с Opel Astra. В той аварии водитель Гарри Минха Владимир Шугаев погиб, а водитель Opel Елена Ярош сильно пострадала, но осталась жива. Тогда тоже сразу после ДТП была озвучена версия о виновности «простых смертных»: управделами президента выдвинуло версию, что виновата во всем Елена Ярош, якобы выскочившая неожиданно на встречную полосу. Лишь путем длительных тяжб удалось доказать, что именно автомобиль BMW выехал на встречку, при этом спецсигнал у него не был включен.

Однако в нашем случае даже пожарные, первыми прибывшие на место аварии (до Бежаниц – всего несколько километров) и помогавшие затем коллегам из ГИБДД замерять тормозные пути, подтверждают: «Лексус» двигался по внутреннему кругу, даже заезжая колесами на обочину, а «на встречку» вылетел именно «Мицубиси». Как рассказали пожарные со слов водителя «Лексуса», «Мицубиси» срезал круг ближе к разделительной полосе, а в последний момент машину вообще закрутило и бросило навстречу джипу пассажирской стороной, где сидела погибшая впоследствии 47-летняя женщина. Именно поэтому она и получила самые тяжелые травмы - множественные переломы, в том числе свода черепа – и впала в кому, не выходя из которой через 1,5 дня и умерла.

- Мы когда ее извлекали, там пришлось дверь отжимать, она уже хрипела… Ну, было видно, что - всё… - рассказал один из сотрудников МЧС.

Поворот, на котором произошло ДТП

Поворот, на котором произошло ДТП

После аварии звучали мнения, что ДТП произошло из-за плохих погодных условий (мол, дорога была заснеженной) и некачественного дорожного полотна. Но в интернете размещена запись с видеорегистратора проезжавшего место ДТП через 25 минут после аварии жителя Бежаниц. На нем прекрасно видно, что в то время погода была отличная, светило солнце, часть дороги была вообще полностью сухая. Кроме того, на самом повороте и перед ним асфальт как раз без ям и выбоин (в отличие от участков ближе к Бежаницам или Локне). Правда, именно по ходу движения «Мицубиси» прямо перед местом столкновения асфальт был мокрым, с лужицами: даже видны следы заноса.

Тем более, что разогнались на входе в этот поворот обе машины, по мнению тех же пожарных, «серьезно». (Хотя в официальных комментариях до этого упоминалось только то, что лишь «Мицубиси» шел под 120-140 км\ч.)

«Я не знаю, что могло произойти. Разве что водитель «Мицубиси» устал или вообще заснул…» - развел руками один из пожарных. Его коллега, тоже участвовавший в растаскивании столкнувшихся машин, перебивает старшего товарища: «Да что ж это за водитель, если он через сотню километров уже заснул! Он же с этой погибшей местами поменялся только в Великих Луках!»

Спасательная операция

Так эта история и осталась бы одной из резонансных новостей про VIP-ДТП, если не последовавшая за этим целая «спасательная операция».

Всех пострадавших доставили в Бежаницкую больницу и оказали им там необходимую медпомощь. Пострадавшим из «Лексуса» наложили гипсы. Об этом Псковской Ленте Новостей сообщили врачи бригады скорой помощи, работавшей на этом ДТП.

Но уже в 18.20 за vip-пострадавшими из Петербурга вылетел вертолет МИ-8. Жители Бежаниц, наверное, еще долго будут вспоминать, как на городском стадионе неподалеку от больницы расчищали площадку, как за этим следило чуть ли не все руководство района, и как туда сел вертолет. В 20.10 МИ-8 забрал на борт пострадавших из «Лексуса», и в 22.28 приземлился в аэропорту Пулково, откуда их отправили в медицинский НИИ. (Кстати, на следующий день глава Бежаницкого района на голубом глазу уверял корреспондента ПЛН, что ничего про аварию не знает: это даже не смешно.)

Граждан прежде всего возмутило то, что VIP-пациенток отправили в «столичный» институт, а других пострадавших оставили в Псковской области: особенно если учесть, что у г-жи Минх были, по сообщениям СМИ, всего лишь «закрытый перелом голени, травмы лодыжек, коленного сустава».

«Уточнил информацию по аварии. Я сам оттуда из Бежаниц. Лексус летел примерно 180-200 км/ч, обгоняя по 5-7 авто из колонны, говорят, только лед по сторонам летел. Водитель фуры, которого они обогнали, заявил, что его так никто еще не обгонял, словно ракета пронесся Лексус. … Минх с почестями погрузили в вертолет, а Березину в ЦРБ оставили умирать, больница там гнилая, узнал у знакомого врача из той больницы шанс спасти ее был, но не в этой больнице. Вот так товарищи, жизнь простых смертных не так важна в нашей стране», - написал в комментариях к новостям один из интернет-пользователей.

Вскоре после этого замначальника ГУ МЧС России по Псковской области Олег Черней заявил: «Решение об эвакуации принимали врачи, мы обеспечивали вертолет, первую помощь на месте ДТП. Татьяна Абрамовна была нетранспортабельна. Ее на месте прооперировал нейрохирург Псковской областной больницы». По его словам, операция была проведена успешно, но при вскрытии черепной коробки обнаружилось, что левая половина мозга у пострадавшей размозжена. «Татьяна Абрамовна жила только за счет того, что работали остальные органы - сердце, почки», - уточнил Олег Черней, добавив, что врачи изначально давали ей не более двух суток.

Что ж, может быть и так... Может быть. В любом случае официально вряд ли кто-то подтвердит, что женщину при эвакуации можно было спасти... Такая уж круговая порука в медицинских кругах.

Еще Олег Черней заявил, что «те, кто ехал во второй машине, потребовали, чтобы их срочно эвакуировали в Москву или Санкт-Петербург. Мы связались с Северо-Западным региональным центром, и через час из Санкт-Петербурга вылетел вертолет с бригадой травматологов». Он же уверял журналистов, отвечая на вопрос корреспондента Псковской Ленты Новостей, что, действительно, любой пострадавший при аварии в Псковской области может потребовать эвакуации в Санкт-Петербург или Москву: «Каждый может этого потребовать. Тем более пострадавшие шли на конфликт, да и врачи Бежаницкой районной больницы, оценив их состояние, рекомендовали эвакуацию. У обоих были довольно сложные переломы». А водитель «Мицубиси», мол, сам пожелал остаться в Псковской области.

Фраза, что ни говори, показательная. Тут есть что «подчеркнуть». Ну, например, ремарку «тем более пострадавшие шли на конфликт» - и к ней лишь добавочное «да и врачи, мол, рекомендовали».

Форум под этой новостью «взорвался»: граждане очень хорошо себе представили, куда их отправят, если они потребуют (!) эвакуацию на вертолете в лучшие клиники. Особенно неприятно было читать это официальное признание высокого чина из областного МЧС после того, как центральные СМИ тиражировали комментарий одного из источников, знакомого с ситуацией, что в питерском НИИ над пострадавшими с, в общем-то, серьезными, но все же только переломами, колдовали «лучшие врачи». Не нужно даже подключать фантазию: и так известно, что для простого жителя, например, Псковщины вертолет из Санкт-Петербурга, скорее всего, не прилетит даже в случае вопроса жизни и смерти.

Корреспондент «Свободной прессы» написала, что даже поинтересовалась у заместителя главы поселка городского типа Бежаницы Валентины Ивановой, «какой смысл было тогда транспортировать практически сразу после аварии да ещё так далеко, за 300 с лишним километров, в Петербург, пострадавших Ольгу Владимировну Минх, её подругу?» Ответ был лаконичным: «Как я поняла, это было желание её влиятельного мужа…» Спасибо: по крайней мере, честно.

И тут история становится вполне понятной и прозрачной, без лишних вопросов – остается только один, которым мучились многие читатели: «Чем заслужила г-жа Минх такую заботу, кроме того, что удачно вышла замуж?»

Гарри Минх, полпред президента в Госдуме

На фото: Гарри Минх

Показаниями к применению санитарной авиации считаются: острая травма или кома; паралич вследствие травмы или заболевания нервной системы; повреждения позвоночника (в том числе, шейного отдела) и травмы таза; аневризма аорты и расслоение стенок артериальных сосудов; нейрохирургия опухолей головного мозга, включая операции с применением нейронавигации и радиохирургическое лечение на аппарате «Гамма-нож»; операции на сердце и хирургическое лечение аневризмы грудной аорты; лечение септического шока с целью избежать ампутации; панкреатодуоденальная резекция (операция Уиппла) при раке желудка и поджелудочной железы; рентгенохирургические процедуры при внутренних кровотечениях; пункционная биопсия под контролем компьютерной томографии при абсцессе печени и прочих патологиях, связанных со скоплением гноя в тканях и органах… Как едко заметил один из читателей – наверное, этот перечень нужно дополнить еще и пунктом: «травма лодыжки».

Действительно, жизни супруги полпреда и ее спутницы ничего, вроде бы, не угрожало. Перелет на вертолете был не более чем комфортной и более быстрой транспортировкой. Только вот час полета веротолета стоит порядка 100-150 тысяч рублей, а значит на эту «операцию спасения» было потрачено порядка полумиллиона рублей (скольким куда более серьезно больным могли бы помочь эти деньги?!) из налоговых отчислений тех самых простых граждан, которые вроде как равны в правах и с г-й Минх, и с любым другим «хомо сапиенсом» независимо от статуса и имущественного ценза.

В НИИ им. Джанелидзе, по сведениям той же «Свободной прессы», жену полпреда поместили в некую «7-ю хирургию» - спецотделение для VIP-пациентов. Причем, это не просто платное отделение, как пояснили корреспонденту в приемном покое НИИ – а именно отделение для «випов», для «закрытого спецконтингента». То есть то, куда без капитала «связей и статуса» не попадешь, будь ты даже состоятелен по западным меркам.

Вот такие разные России – одна для простых граждан, а другая для тех, кто (как ни издевательски это звучит) нанят за счет этих самых граждан, чтобы обслуживать их интересы. Для них, их родственников и друзей…

Молчи, грусть, молчи!

Автор:
Сергей Вик. Васильев