Зачем нашим школьникам так много учебников?

[Обзор прессы]
С какими учебниками ребята придут в школу 1 сентября?
С какими учебниками ребята придут в школу 1 сентября?
2499 книг рекомендовано и допущено для изучения в обычной российской школе - именно такая цифра фигурирует в документах Минобразования и науки РФ. Министерство утвердило перечни учебников для обычных и коррекционных школ в 2012-2013 учебном году. Это ежегодный документ, который Минобразования и науки готовит заранее, чтобы у педагогов было достаточно времени ознакомиться и выбрать книги, по которым и будут заниматься их ученики.
Всего существует четыре списка учебников: рекомендованные и допущенные для обычных школ и рекомендованные и допущенные для коррекционных образовательных заведений. Последние семь лет в перечне оказываются только книги, прошедшие двойную экспертизу специалистов Российской академии образования и Российской Академии наук.
Основной объем перечней - учебники для обычных школ. В последнем списке 2012-2013 учебного года их 2499. В прошлом году их было 1771, а два года назад - 1470.
Специалисты утверждают, что увеличение списка связано с переходом на новые федеральные государственные стандарты общего образования. Только для основной школы (5-9 классы) в федеральном перечне - 846 новых учебников. По каким именно из них учить детей, определяют сама школа и учитель. В принципе, как комментируют специалисты Министерства образования и науки РФ, пока, до 2015 года, идет поэтапный переход на новые стандарты, сохранятся два равных по значимости документа, которые регулируют реализацию образовательных программ: Федеральный компонент госстандарта общего образования 2004 года и Федеральный государственный образовательный стандарт.
Многим непонятно деление на «рекомендованные» и «допущенные» учебники. По словам специалистов департамента образования Вологодской области, учебники из перечня рекомендованных входят в завершенную предметную линию.
Допустим, издательство выпустило учебники по конкретному предмету для всех классов одной ступени. Например, «Русский язык» под редакцией Панова для 5-9-х классов. Все учебники такой линии по результатам экспертизы включаются в перечень рекомендованных. А если это единичный учебник или линия не завершена, то учебник включается в перечень допущенных.
На данном этапе департамент образования области готовит методические рекомендации для образовательных учреждений области по использованию учебников из федеральных перечней, исходя из востребованности в школах Вологодчины и образовательных результатов, которые получают выпускники школ,
обучающиеся по различным линиям учебников.

Есть мнение
Николай Белозеров, учитель истории, Вологда:
- Я работаю по собственной авторской программе, поэтому лично для меня вопрос выбора учебников неактуален. Думаю, что большое число учебников дает возможность учителям определиться, кто из авторов ему более близок по изложению материалов. В истории нет установленных мнений, оценки событий постоянно меняются - такая уж это наука.
Все разговоры о возвращении к единому учебнику по каждому предмету, на мой взгляд, ведут лишь к тотальному контролю над образованием, что у нас когда-то и было в годы советской власти. Так что учебников должно быть много. А что касается подготовки к ЕГЭ, то педагоги и ученики, готовясь к экзамену по истории, сами знают, с какими источниками нужно работать.
Ирина Селиванова, учитель русского языка и литературы, Нюксеница:
- С одной стороны, мы понимаем, что новая серия учебников ориентирована на Федеральный государственный стандарт и это закон, который нужно исполнять. С другой стороны, обидно, что книги, по которым учились дети в последние годы, даже не закончив свой образовательный виток, лягут на полки. Часть этих учебников еще 3-4 года назад закупалась за счет родителей, и вот, когда наконец мы полностью укомплектовали школу необходимой учебной литературой, она станет бесполезной. Мы сейчас занимаемся по прекрасному учебнику по русской литературе. Авторы Зинин, Чалмаев и Меркин разработали одну учебную линейку с 5 по 9 и с 10 по 11 классы, рассчитанную на развитие ребенка. Программа по русскому языку больше направлена на обучение грамотности детей, а та, которую предлагают по новому стандарту, больше внимания уделяет развитию речи. В любом случае главное, чтобы 1 сентября 2012 года ребенок пришел в школу, имея учебник и рабочую тетрадь, а учитель видел перспективу образовательного процесса. Мы живем в глубинке, и учебники нам присылают с опозданием иногда на полгода, а бывает, и год приходится ждать выполнения заявки.
Петр Солдатов, председатель совета председателей общешкольных родительских комитетов города Вологды:
- Дело ведь не в количестве новых учебников, а в их качестве. В целом новые учебники неплохие. Их отличительная черта в том, что они сделаны интересно. Материал подается так, что ученику хочется его освоить. Редко, но встречаются в учебниках и вещи, на мой взгляд, недопустимые. Открываем учебник Львова «Русский язык» для 7 класса, страница 86. Ученику предлагают списать, вставляя пропущенные буквы, следующее: «Отец бесшумно закидывал удочки и закуривал. Табачный дым плыл над водой и запутывался среди прибрежных веток». Хорошо отцу. Ну, извольте, через несколько страниц встречаю: «Я видел речку, пивом бурлившую». Ну к чему такие примеры? Никаких упоминаний сигарет и пива даже близко не должно быть в школьных учебниках. Почему навязываются такие стереотипы? Вряд ли умышленно. Скорее, составители учебника просто считают это нормальным. А я вот не считаю. И поэтому обращу внимание управления образования города на этот учебник и на такие примеры. Думаю, найду полное понимание.
Автор:
Виктория Смирнова