Цветного снега в области нет, но проблем не становится меньше

[Обзор прессы]
Река Суда. Некоторые реки и озера, которые самоочистились за последние 15-20 лет, начинают снова накапливать вредные вещества. / Фото: http://img-fotki.yandex.ru
Река Суда. Некоторые реки и озера, которые самоочистились за последние 15-20 лет, начинают снова накапливать вредные вещества. / Фото: http://img-fotki.yandex.ru
Почему многие жители Устюжны формально живут в лесу, сколько в области скотомогильников и кто из соседей посягает на рыбные ресурсы Вологодчины? Об этом и многом другом мы беседуем с череповецким межрайонным природоохранным прокурором Светланой Павленко.
Вода как главный стратегический ресурс
- Вы работаете природоохранным прокурором уже девятый год. По вашим личным ощущениям, ситуация с экологией на Вологодчине стала лучше или хуже?
- Заметно лучше. Я родилась в Череповце и хорошо помню те времена, когда цветной снег в городе был привычным явлением, а после купания в реке Ягорбе мы, тогда еще дети, приходили домой с разводами мазута на коже. Теперь, к счастью, этого почти нет. Аварийные сбросы неочищенной воды стали не массовыми, а единичными. Повысилась экологическая дисциплина хозяйствующих субъектов. Если в конце 90-х годов только 10% природопользователей имели необходимые разрешительные документы, то теперь их число выросло до 80%. Многие вологжане стали бережнее относиться к природе и реагировать на замеченные ими экологические нарушения. И если раньше, к примеру, большинство дачников безразлично взирали на несанкционированные свалки, а то и сами несли туда мусор, то теперь граждане стали чаще обращаться и к главам исполнительной власти на местах, и в нашу прокуратуру, требуя навести порядок с отходами. В итоге Череповецкий и Шекснинский районы фактически полностью избавились от «дачных» несанкционированных свалок. В других западных районах ситуация не столь благостная, но тоже заметны перемены к лучшему.
- Считается, что через 30-40 лет главным стратегическим ресурсом любой страны будет не нефть, газ или алмазы, а обычная питьевая вода. И потому интересно, насколько сильно загажены вологодские реки и озера?
- Здесь за последние годы ситуация тоже изменилась к лучшему. И в основном за счет крупных предприятий. «Северсталь», «Аммофос», «Азот» и другие промышленные гиганты инвестировали большие средства в модернизацию производства, что привело к существенному сокращению сбросов. Тот же ЧерМК и вовсе перешел на закрытый цикл водопотребления, и если бы не недавний аварийный сброс, его негативное воздействие на водные источники было бы минимальным. По-своему уникальным предприятием стал сейчас и череповецкий «Водоканал», где также проведена огромная работа по модернизации систем очистки воды. Теперь это предприятие, наверное, является единственным на всем Северо-Западе, которое сбрасывает воду после очистки даже более лучшего качества, чем получает на своих водозаборах! И все же, даже при всех достигнутых успехах, проблем с водой на Вологодчине хватает. На многих водоемах идет так называемое вторичное загрязнение.
- То есть?
- Некоторые реки и озера, которые заметно самоочистились за 15-20 последних лет, начинают снова накапливать вредные вещества. Происходит это потому, что, в отличие от крупных предприятий, небольшие и средние фактически не вкладывают средств в модернизацию. Многие хозяйствующие водопотребители без какого-либо ремонта используют свои устаревшие очистные сооружения, построенные еще в 70-х годах прошлого столетия. На них часто происходят аварии, и масса неочищенной воды попадает прямиком в реки. Особенно много проблем доставляют сельские предприятия ЖКХ. Зачастую они и вовсе не производят очистку воды. Показательный случай произошел в прошлом году в деревне Шулма. Здесь на канализационных очистных сооружениях, эксплуатируемых ООО «ЖКХ «Шулмское», еще в июле произошла авария - неочищенные стоки пошли в ручей Безымянный, питающий реку Суду. Но никаких мер для устранения аварии долгое время не принималось, население и контролирующие органы об этом ЧП не были проинформированы. И это при том, что концентрация некоторых вредных веществ в 60-70 раз превысила в Безымянном предельно допустимые нормы! Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Но прилегающие к Шулме водные объекты не стали от этого чище. Ведь из-за аварии на очистных канализационные стоки попадали в реку минимум в течение двух месяцев!
- Когда-то самой грязной рекой Вологодчины считалась сокольская Пельшма, где содержание кислорода в некоторых пробах составляло ноль целых ноль десятых процента…
- Пробы воды из Пельшмы уже не столь удручающи, но в прошлом году из-за нарушений правил пользования водным объектом со стороны местного МУП «Коммунальные системы» в этой реке наблюдалось более чем двукратное превышение ПДК фосфатов и нефтепродуктов. Превышение предельно допустимых концентраций некоторых вредных веществ из-за деятельности хозяйствующих субъектов были также отмечены в вологодской Содеме, грязовецкой Лухте, в водотоках Кирилловского района. Сильно подвержен вторичному загрязнению и берег Рыбинского водохранилища на участке от устья Суды до Мяксы.
Рыбаки нарушили границу
- Кстати, именно водами Рыбинского водохранилища омывается биосферный Дарвинский заповедник, где в прошлом году произошел внутренний конфликт: значительная часть научных сотрудников в открытую выступила против присланного из Москвы директора Валерия Ноздрачева. А что происходит в заповеднике сейчас?
- В конце прошлого года по распоряжению Минприроды (а земли Дарвинского заповедника считаются федеральной собственностью, и все кадровые вопросы решает Москва - прим. ред.) Ноздрачев покинул свой пост. Новым директором заповедника стал Михаил Макаров. Ситуация внутри коллектива нормализовалась. По крайней мере, никаких тревожных новостей из Борка больше не приходит.
- С Дарвинским заповедником был связан еще один неприятный конфликт, уже межрегионального масштаба. Администрация соседнего Весьегонского района Тверской области выступила с публичными претензиями, что, устанавливая свои водные границы, заповедник «прирезал» себе часть тверской акватории.
- Да, был такой инцидент. Разграничительные вехи на льду были установлены с ошибкой. С помощью новейших навигационных приборов направленные в заповедник специалисты сделали «привязку» его границ к реперным точкам на местности. Никаких конфликтов с весьегонскими соседями уже нет. Но сейчас появилась другая проблема. Череповецкие рыбаки не раз жаловались, что их коллеги из Пошехонского района Ярославской области на 4-5 километров «залезают» на вологодскую территорию Рыбинского водохранилища, где и ставят свои сети для промыслового лова. Здесь, видимо, тоже придется проводить более точное разграничение акватории.
- Слышал, что в области проведена большая работа по выявлению границ бывших скотомогильников.
- В 2003 году, когда я стала природоохранным прокурором, была известна только общая цифра - в Вологодской области более 200 скотомогильников. А вот где они находятся и какого типа - никто не знал. А ведь скотомогильники, где захоронены животные с сибирской язвой, - это мина замедленного действия! Мы вышли с представлением в областное Правительство. Была создана рабочая группа по выявлению и обследованию скотомогильников. Поднимались архивные документы, проводились выезды на место, опрашивались жители окрестных деревень, брались анализы почв. Работа действительно была очень масштабной и сложной. Но зато нам удалось обследовать практически всю область. Было выявлено 134 скотомогильника, в том числе 42 - с животными, погибшими от сибирской язвы. Удалось точно определить их границы, выявить зоны со строгим водоохранным режимом.
- И все-таки 134 скотомогильника - это не «более 200». А где остальные?
- Оказалось, что первоначальная цифра ошибочна. Данные о существовании на некоторых территориях скотомогильников не подтвердились. Но и с теми, что мы выявили, возникла проблема. Почти 100 из них не имели хозяина. Желающих взять их на баланс, естественно, не оказалось. Поэтому пришлось обращаться в суд, чтобы скотомогильники были поставлены на учет и приведены в соответствие ветеринарно-санитарным правилам силами местных органов самоуправления. И хотя до полной консервации скотомогильников еще далеко, мы, по крайней мере, уже точно знаем, где они находятся и чего от них можно ждать.
Формально - в городе, по документам - в лесу
- А что за ситуация сложилась в Устюжне, где часть городских жителей нежданно-негаданно оказалась проживающими в лесу?
- В связи с ростом города часть новых домов стала строиться на прилегающих землях лесного фонда. По всем документам там числится лес, а реально - дома и дороги. Юридическая проблема возникла из-за того, что земли под новостройки так и не были официально включены в границы населенного пункта. И если никаких документальных подвижек здесь не будет, нам, в соответствии с природоохранным законодательством, придется обращаться в суд о принудительном сносе незаконно возведенных построек. Хочется верить, дело до этого не дойдет. Как только начинаются судебные тяжбы, местные власти обычно «просыпаются» и, как правило, добиваются расширения административных границ.
- Видел отчет о работе череповецкой природоохранной прокуратуры за прошлый год. Выявлено около 1300 различных нарушений, внесено 364 представления, к различным видам административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 200 должностных лиц. А сколько всего сотрудников состоит в штате самой прокуратуры?
- Не считая водителя, секретаря и приходящей уборщицы - четверо. По объемам работы на каждого сотрудника у нас самая большая загруженность среди всех структурных подразделений Волжской природоохранной прокуратуры. Но ничего, справляемся.

Череповецкая межрайонная природоохранная прокуратура образована 5 октября 1990 года. Является одним из 15 филиалов Волжской прокуратуры - единственной бассейновой природоохранной прокуратуры в России.
В Вологодской области осуществляет свою деятельность на территории 12 западных районов и города Череповца.
Автор:
Владимир Романов