Страховка или ТО?

[Обзор прессы]

В Вологодской области идет серьезный передел рынка техобслуживания автомобилей.

Поводом стал новый Федеральный закон, вступивший в силу 1 января 2012 года, который «привязал» техосмотр к страховому полису ОСАГО. И… стал причиной того, что на дорогах появились автомобили, которые вообще не проходят ТО.

В Вологодской области покупают много автомобилей. «В разы больше, чем в Орловской, например, хотя количество жителей примерно одинаково, — говорит директор вологодского филиала компании «Росгосстрах» Александр Уккоев. — Так, как растет рынок автострахования в нашей области, наверно, мало какой регион может похвастаться».

По дорогам Вологодчины сегодня ездят около 150-180 тысяч автомобилей. Все они по закону должны проходить техосмотр. До начала этого года — процедуру сложную. Чтобы пройти ТО на уполномоченной станции, требовалось потратить иногда не один день стояния в очереди.

«Конкуренцию же уполномоченным станциям составить не мог никто, — рассказал сотрудник станции техобслуживания Анатолий Белохвостиков. — Оборудование для такой процедуры стоило больше миллиона рублей, поэтому позволить такое себе мог далеко не каждый частный владелец станции техобслуживания».

В итоге в Вологодской области до сегодняшнего дня работало всего 34 ПИКа (пункт инструментального контроля), где можно было пройти процедуру ТО. Причем в 10 районах области их вообще нет. Автомобилистам приходилось ездить в соседние райцентры.

По разным оценкам, объем рынка техосмотров составляет около 100 миллионов рублей в ценах 2012 года. Один ПИК с пропускной способностью 2000 автомобилей в год приносит своему владельцу порядка 1 миллиона 200 тысяч в год. За вычетом затрат на оплату труда экспертов, обслуживания оборудования, сезонных спадов получается не такой уж и доходный бизнес.

«Это официально, — уточняет житель Тотемского района, которому принадлежат несколько автомобилей. — На самом же деле у меня стоит в лесу манипулятор и работает. Чтобы на нем техосмотр пройти, мне нужно сначала вложить несколько десятков тысяч рублей, потом пригнать машину на станцию. Это силы и время. А так я знаю, куда и когда приехать и сколько заплатить, чтобы получить талон техосмотра. И все знают».

По слухам, чтобы не показывать автомобиль, раньше автолюбители платили за заветный четырехугольник от 5 до 11 тысяч рублей в зависимости от автомобиля. И теневой объем рынка техосмотров в реальности составлял 320-350 миллионов рублей.

Новый Федеральный закон привязал полис ОСАГО к техосмотрам. Начиная с 1 января автомобилист, который оформляет полис, должен проехать на ПИК, пройти процедуру ТО и только потом получить и полис и талон. Причем сотрудники ГИБДД не имеют права штрафовать за отсутствие талона ТО. Только за отсутствие полиса.

«Да, действительно, ГИБДД больше не имеет таких полномочий», — подтвердил начальник управления ГИБДД области Николай Латышев.

Это и стало «камнем преткновения» между страховыми компаниями, прокуратурой и владельцами ПИКов. Непонятно, что должен сделать автолюбитель сначала: пройти ТО или получить полис?

«Никто не подумал сделать это раньше, еще до того как новый закон вступит в силу, а надо было, — говорит Александр Уккоев. — Заключить договоры с ПИКами, чтобы при обращении в страховую компанию автолюбитель получал сразу направление на техосмотр. Никто не подумал, что согласно Федеральному законодательству ПИКами должны быть оборудованы ВСЕ районы области, а у нас их в 10 районах нет. Как автолюбителю ехать на станцию в соседний район? Без полиса? Но сотрудники ГИБДД его задержат и будут правы».

Страховщики нашли способ: заключили договор с ПИК, и при обращении в офис компании водитель получает сразу полис и талон техосмотра без подписи эксперта. В течение недели после заключения договора водитель обязан явиться на пункт техосмотра и пройти процедуру, в противном случае талон будет считаться недействительным.

Проблема лишь в том, что такое решение «Росгосстраха» противоречит закону. Во-первых, был заключен договор лишь с одним ПИКом, и направляли всех своих клиентов туда. Во-вторых, по предварительным подсчетам, только за январь оформлены в целом по области 1,3 тысячи полисов и выданы «предварительные талоны» ТО, форма которых не предусмотрена ни в одном из существующих законов.

«Это вообще что такое?! — недоумевает заместитель прокурора области Тофик Ашурбеков. — Одна из федеральных организаций нарушает установленные федеральным законом процедуры, и это напрямую связано с безопасностью дорожного движения».

«Нам просто выхода не оставили, — поясняет глава филиала Александр Уккоев. — Работать надо, но как? Мы предлагали сотрудничество нескольким ПИКам — они отказались. На вологодский рынок вышла федеральная структура ЗАО «Техосмотр», и мы заключили с ними партнерское соглашение. Конечно, «Росгосстрах» получает вознаграждение за услуги направления на ТО и за подготовку всех документов, так что водителю на станции приходится тратить не несколько часов, как раньше, а всего 20-30 минут».

Самое интересное, что получить полис ОСАГО без всякого техосмотра оказалось проще, чем мы думали. На улице Гагарина страховой агент очень известной федеральной компании (из этических соображений мы не называем ее) предложила нам купить полис без направления на ТО. Мы могли заплатить за техосмотр и за полис, получить все это и… спокойно ехать дальше. Правда, без талона ТО, но ведь его теперь и не проверяют!

В офисе компании информацию о такой практике опровергли: «Это наш агент? А Вы уверены? Мы разберемся. Скорее всего, произошла ошибка. Приходите прямо в офис, и мы направим вас на техосмотр».

Между тем несколько владельцев ПИКов, оставшись без заказов, обратились в прокуратуру с просьбой разобраться.

В ситуацию пришлось вмешаться даже губернатору области. На минувшей неделе Олег Кувшинников дал распоряжение обеспечить все районы области ПИКами. А Антимонопольной службе — проверить законность действий федеральной страховой компании.

Автор:
Анастасия Глумова