Вологодские поисковики прощаются с Черным озером

[Обзор прессы]

Только на третью зиму на лед озера Черное были подняты останки Александра Монетова. /Фото автора

Завершается поисковая операция, начавшаяся весной 2009 года с публикации в чагодощенской районной газете о самолете, упавшем в 1942 году в озеро Черное.

Сомнений больше нет

Бойцы Вологодского поискового отряда и водолазы из Бабаева, ставшие активным и надежным специальным подразделением, формально не входящим в отряд, совершили на озеро Черное около десятка только зимних двухдневных экспедиций. Со дна подняли большую часть самолета ИЛ-2 и множество номерных деталей оборудования, двигателя, вооружения, по которым еще в первую зиму было установлено имя пилота. Управлял самолетом в тот роковой день, 22 октября 1942 года, пилот запаса Александр Николаевич Монетов. Теперь это известно абсолютно точно.

Взлетел ИЛ-2 с одного из учебных аэродромов в Новгородской области. Задача - проведение боевых стрельб и бомбометания по учебным целям, расположенным на плотах в озере Черном. Перед отправкой на фронт пилотов запаса - а Александр Монетов и был призван из Новочеркасска как пилот запаса - готовили по-настоящему. Сколько раз он успешно летал по этому маршруту, сказать невозможно. Что случилось с самолетом в тот день, остается только предполагать. Некоторые агрегаты самолета, поднятые со дна озера, кажутся обгоревшими и поврежденными осколками. Почему самолет взорвался в воздухе? Может, взорвался от удара о поверхность воды? Почему пилот не покинул кабину, ведь это же не воздушный бой над чужой территорией? Как бы там ни было, но на свой аэродром Александр Монетов не вернулся…

Сопоставление номерных деталей ИЛ-2 с архивными данными еще три года назад позволяло говорить о высокой степени достоверности определения фамилии пилота. Затем была работа с документами в Центральном Военно-Морском архиве, которая подтвердила информацию о летчике. Документы, обнаруженные в карманах гимнастерки пилота, останки которого были подняты на лед озера Черного 19 февраля 2012 года, в 16 часов 6 минут, не оставляют ни одного повода для сомнений.

Вечером 20 февраля в помещении музея Вологодского поискового отряда на глазах у изумленных журналистов поисковики бережно размачивали в ванночках с водой документы, сохранившиеся (!) в карманах гимнастерки пилота. В комсомольском билете и справке об окончании курсов совершенно четко читается: «Монетов Александр Николаевич». И на фотографии из летной книжки - Монетов, почти тот же самый, что запечатлен на фото у родственников в Ростове-на-Дону, откуда и попало единственное прижизненное его изображение в Вологду. На остальных документах уцелели только типографские краски, а чернила, увы…

О фактах, недоверии и вере

Полученные в ходе первых экспедиций в 2009 году и за время работы в архивах данные выложили в Интернете. Отклики пришли быстрее, чем ожидали. В городе Новочеркасске Ростовской области, откуда был призван на войну Александр Монетов, местные поисковики и блоггеры нашли его племянницу Людмилу Петровну Толстопятенко. Она рассказала о дочери военного летчика - Ларисе Александровне Демьяненко (Монетовой), которая живет в Ростове-на-Дону. Нашли телефон, попробовали связаться и наткнулись на… суровое недоверие!

Попросили помочь журналистов Первого канала. Сюжет на озере Черном снимали в марте 2010 года. Тогда в двухдневной экспедиции, участником которой довелось быть и мне, водолазы обнаружили на заиленном дне винт самолета с уцелевшей лопастью и редуктором. Агрегат удалось поднять на поверхность не с первого раза.

Сюжет о работе вологодских поисковиков прошел по Первому каналу. Запись из Вологодской области после эфира перегнали в Ростов. Местные журналисты отправились в гости к дочери Александра Монетова во всеоружии. После чего вологодские поисковики получили сообщение: «Здравствуйте! Монетова Лариса Александровна вчера звонила к нам в Новочеркасск. Она очень довольна, благодарила Людмилу Петровну и сожалела, что сразу нам не поверила. Рассказала, что к ней приходили журналисты. Снимали. Сюжет показывали по местному каналу. Я, к сожалению, не видела. Первый канал, а именно Юлия Погорелова сегодня в Ростове-на-Дону снимала сюжет с дочерью Монетова - Ларисой Александровной. Контакт, как я поняла, шел тяжело, но фото у нее есть, и они его отсняли. Надо будет продолжать дальше наводить мосты. В общем, мне кажется, все наладилось...»

Чагода - Ростов-на-Дону - Новочеркасск - Вологда - связь продолжается

Полторы недели назад, уже этой зимой, после того, как были подняты останки Александра Монетова, Татьяна Рябинина, жительница Чагодощенского района и активная помощница поисковиков, вновь связалась с дочерью погибшего летчика. Рассказывает, что в телефонном разговоре не было ни капли от прежнего недоверия. Лариса Александровна все время плакала, говорила, что здоровье слабое совсем, потому и трудно сказать, сможет ли она приехать в Сазоново на погребение.

Таня Рябинина связалась с казаками из Новочеркасска, которые все поняли так как надо: «Выделим дочери Александра Монетова сопровождающего для поездки в Вологодскую область и обязательно поможем деньгами!» …По всем признакам, ставшим очевидными только после того, как на лед озера Черного подняли кресло пилота, парашют и останки, Александр Монетов не успел покинуть кабину своего ИЛ-2, но собирался это сделать: ремни, пристегивающие пилота к креслу, были расстегнуты. Чего не хватило ему, чтобы в тот раз остаться в живых - времени, высоты, сил, сноровки, - кажется, так и останется тайной.А он, Александр Николаевич Монетов, 1914 года рождения, стал 735-м красноармейцем, возвращенным в людскую память бойцами Вологодского поискового отряда.

О тех, кто участвует в поиске. И не только

За то время, что иногда удается мне проводить в экспедициях вологодских поисковиков, я познакомился с десятками разных людей из разных городов России. Действующие офицеры Российской Армии и силовых структур, предприниматели, инженеры, пенсионеры, чиновники, студенты, футбольные фанаты, писатели и журналисты, жители сельские и городские, представители разных поколений и социальных групп (по материальному достатку и политическим воззрениям), люди семейные и одинокие - все они казались мне одной дружной командой, сколоченной из одинаковых людей, связанных единой целью. Проходило время, улетучивался пафос происходящего, становились видны от встречи к встрече индивидуальные особенности каждого, причастного к поиску.

Ушел из жизни Павел Александрович Федулинский, житель деревни Лукинское, единственный свидетель той давней трагедии. Он пацаном видел, как упал в озеро самолет.

Мне не раз доводилось видеть слезы на глазах родственников, которым поисковики вернули имена их героически погибших предков. Из забвения, постыдно именуемого «без вести пропавший». Борются с этим явлением, как правило, рядовые граждане. Государство оказывает им помощь. И можно было бы, кажется, орать во все горло, что это несправедливо и цинично со стороны государства! Но я теперь не буду этого делать по той простой причине, что для меня совершенно очевидно: успех поисковой работы как раз в том, что государство оказывает поисковикам посильную помощь, а не пытается даже формально возглавить эту работу. Случись это - начнется бюрократия. Вот только помощь государства, на самых разных уровнях - от муниципалитетов до федерального центра - могла бы быть еще «посильнее», разумеется.

Поисковое общественное движение - явление, лишенное ра-ционального смысла. Трудно в наше время назвать прагматиками людей, проводящих в полевых условиях свои выходные и отпуска не от скуки офисной, не потому, что они «с жиру бесятся», а только для того, чтобы успеть восстановить из небытия имя еще одного никому не известного воина. Потом - еще одного и еще…

Андрей, мой новый «поисковый» товарищ, признался недавно: «Я чем только не занимался в этой жизни, никогда себя слабым не считал или ущербным. И вот, представляешь, жена недавно сказала, что после моего знакомства с поисковиками у меня в лучшую сторону изменилось мировоззрение. А ей я верю безоговорочно…»

Автор:
Алексей Колосов