Ефремовский межрайонный суд отправил под домашний арест жителя Тульской области Алексея Москалева по делу о дискредитации армии. Внимание правоохранительных органов к нему привлек рисунок дочери-шестиклассницы на уроке изо. Учитель попросила детей выразить поддержку «спецоперации», но девочка нарисовала антивоенный рисунок. После этого с ней беседовали силовики, а соцсети отца внимательно проверили на соответствие цензурным законам. Теперь Москалева хотят лишить родительских прав. «Такие дела» с помощью экспертов рассказывают, как максимально безопасно отказаться от участия в провоенных мероприятиях в детских садах и школах.
Весной 2022 года, после начала «специальной военной операции», в российских школах и детских садах по указанию сверху и по личной инициативе отдельных сотрудников стали проводить провоенные активности — флешмобы, конкурсы, акции: детей выстраивали буквами Z и V, наряжали в военную форму, учили военным песням, мастерили с ними окопные свечи, рисовали тематические рисунки и писали письма солдатам. Родители из разных регионов массово рассказывали о попытках привлечь их к организации этих мероприятий и участию в денежных сборах в пользу российских солдат. Из-за нежелания принимать участие в таких активностях некоторые мамы и папы даже вступали в конфликты с другими родителями и учителями или воспитателями своих детей.
В Казани одну из таких акций провели с пациентами детского хосписа. Их вместе с сотрудниками выстроили на улице рядом с учреждением в форме буквы Z. «В левой руке мы держали листовки с флагами ЛНР, ДНР, России и Татарстана, а правую сжали в кулак», — рассказал создатель хосписа Владимир Вавилов. Он же был и инициатором акции.
Еще одна провоенная практика, появившаяся сразу после начала «спецоперации» в Украине, — рисунки в поддержку российских военных. Так, в конце марта четвероклассникам в Екатеринбурге задали сделать работы, которые направлены «на поддержку ВС России, участвующих в специальной военной операции». Это был этап общероссийского конкурса «На защите мира» «Юнармии» — молодежной организации Минобороны.
Его участники — школьники и студенты — рисовали Z, V и Владимира Путина.
Нашлись и те, кто сдал работы с разрушенной многоэтажкой и горящим земным шаром.
Большая часть рисунков в поддержку российских солдат в Украине публиковалась школами в соцсетях, но некоторые из них отправляли солдатам, рассказывает мать шестиклассника из Новосибирска Ольга. «Я сказала, что тема рисунка будет невоенная и сдавать он его не будет», — вспоминает она. Тогда учитель отнеслась к этой позиции спокойно.
В Калининграде к 9 Мая школьникам задали выучить песню со словами «Знают Штаты, знают НАТО: нам чужой земли не надо. Мы чужого не берем, а свое назад вернем». Примерно в то же время саратовские детсадовцы разучивали песню «Дядя Вова, мы с тобой», где поется о готовности пойти «в последний бой» за «дядю Вову».
В 2022/2023 учебном году в школах появилась еженедельная церемония поднятия флага, знаменосцами стали назначать учеников с лучшей успеваемостью и тех, кто побеждает на соревнованиях и олимпиадах. С этого же года в школах первым уроком по понедельникам стали «Разговоры о важном». Министр просвещения Сергей Кравцов обещал, что на них школьникам будут рассказывать о «военной спецоперации» в Украине: «Мы все вопросы, цели и задачи специальной военной операции, поставленные президентом, в каждом уроке, на каждой ступени, для каждого обучающегося проговорим, открыто говорим, поясняем, чтобы не было дезинформации, тех фейков, которые сегодня стремятся расшатать нашу страну и наших школьников».
Но пока в методических материалах для «Разговоров о важном» нет прямой поддержки «военной спецоперации» в Украине — на уроках рассказывают о вооружении российский армии, великих победах и особой миссии России. Другие уроки посвящены «традиционным семейным ценностям» и «Движению первых» — «новой пионерии», созданной после 24 февраля 2022 года, ее наблюдательный совет возглавляет лично Владимир Путин. В начале 2023 года министр Кравцов заявил, что «Разговоры о важном» хотят ввести и для родителей школьников. Как это будет организовано, чиновник не уточнил.
В начале учебного года Ольга, мать шестиклассника из Новосибирска, написала официальный отказ от посещения сыном «Разговоров о важном», и мальчик на эти уроки не ходил. Но очень скоро учителя стали выражать недовольство сыном Ольги, и ребенку пришлось посещать патриотические уроки и участвовать в церемонии поднятия флага.
«Я ему сказала, что в целом могу прийти в школу и всем сразу по всем пунктам все объяснить и написать отказы под благовидными предлогами. Он сказал, что не надо, потому что это может вызвать нездоровый интерес, а ему не хочется проблем себе и мне», — делится Ольга.
Дочери Анны из Мордовии в школе предлагали нарисовать открытку для «бойцов на передовой».
Девочка с разрешения мамы на стала сдавать рисунок учителям.
«Учительница, возможно, и не поняла, почему нет работы, — просто удивилась. Как расценивать это удивление, не знаю», — поделилась Анна.
После объявления частичной мобилизации и обнаружения проблем со снабжением армии в российских детсадах, школах и училищах стали проводить сборы гуманитарной помощи для военных. Так, студентов колледжей привлекали к пошиву одежды для солдат, а школьников — к изготовлению окопных свечей — залитых парафином консервных банок. В Иркутской области окопные свечи делали трехлетние воспитанники детского сада.
Некоторые родители выступают против новых практик провоенного воспитания в школах. «В сентябре, когда опубликовали программу нового урока, я ее прочитала, испытала массу эмоций и поняла, что не пущу ребенка на него. И от безысходности стала саботировать, просто приводила сына ко второму уроку и объясняла ему, почему так поступаю», — рассказывала мама второклассника из Карелии.
Часто отказ от посещения детьми пропагандистских уроков и свобода выбора взглядов на политические события у родителей становятся причиной проблем. В московскую Школу на Некрасовке из-за жалоб учителей на пропуски «Разговоров о важном» приходили сотрудники полиции и ФСБ. Они опрашивали сначала пятиклассницу, а затем и родительницу, которая приехала забрать дочь.
Как безопасно отказаться от участия в провоенных активностях в школах и детсадах? Инструкция
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев и сотрудник независимого профсоюза работников образования «Альянс учителей» рассказали «Таким делам», как безопасно избежать участия в школьных и детсадовских активностях, если не разделяешь общепринятой позиции.
На празднике в школе или детском саду детей наряжают в военную форму. Может ли мой ребенок не участвовать в таком празднике?
Ученик вправе отказаться от участия в любых мероприятиях, которые не предусмотрены учебным планом: в праздниках, тематических вечерах, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, общешкольных балах, дискотеках, утренниках. Посещение таких мероприятий — это право обучающегося, которое осуществляется по его выбору, что прямо закреплено в законе, напоминает юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев. В детском саду и начальных классах можно пропускать любые мероприятия или занятия — за это не могут отчислить или наказать.
В школе ребенка заставляют мастерить окопные свечи для солдат. Может ли он отказаться?
У учеников нет обязанностей делать окопные свечи, поэтому отказаться от этого можно, говорит сотрудник «Альянса учителей». Закон прямо запрещает привлекать обучающихся без согласия родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой.
В то же время изготовление окопных свечей обязательно, если это часть рабочего плана занятий по труду, добавляет Константин Воробьев. Во всех остальных случаях можно подать письменную жалобу на имя директора школы, в департамент образования или прокуратуру.
Учитель заставляет писать письмо на фронт. Как ребенку безопасно отказаться от этого?
Тут тоже нужно смотреть на рабочий план занятий. Если написание письма на фронт в нем не предусмотрено, отказаться можно. Если ребенок — пацифист, в письме он может выразить свои взгляды, и это не должно влиять на его школьную оценку, говорит Константин Воробьев.
Но любое высказывание против «спецоперации» в России может стать причиной составления административного протокола или возбуждения уголовного дела, напоминает сотрудник «Альянса учителей». «Решать будет эксперт СК, никакой памяткой его решение не спрогнозировать», — уточняет юрист.
Ребенку на музыке или литературе задали учить песню или стихотворение в поддержку «спецоперации» России в Украине. Может ли ребенок отказаться?
От этого отказаться сложнее всего, говорят юристы. За отказ учить стихотворение или песню ребенок может получить двойку. Но в то же время выступать на школьном празднике с песней необязательно, потому что это не часть учебной программы.
До 15 лет ребенка не могут отчислить из школы — ему вправе только сделать замечание или выговор, отмечает Константин Воробьев.
Меня вызывают в школу из-за того, что ребенок высказался против «спецоперации» России в Украине. Как подготовиться к разговору и как лучше себя вести? Можно ли отказаться от этого визита?
Директор школы вправе приглашать родителей учеников на беседы, но никакой обязанности являться у родителей нет. В то же время важно помнить, что директор может обратиться в правоохранительные органы и комиссию по делам несовершеннолетних. Если у директора есть такие намерения, визит родителей может остановить его. «Посещение школы родителем может быть важным для мирного разрешения конфликтной ситуации», — считает Константин Воробьев. В «Альянсе учителей» советуют родителям перед походом в школу проконсультироваться с адвокатом и, если ситуация серьезная, пойти в школу вместе с ним.
Может ли мой ребенок не посещать «Разговоры о важном»? Как правильно отказаться?
Минпросвещения настаивает на том, что «Разговоры о важном» обязательны для посещения. Они относятся к внеурочной деятельности, но входят в образовательную программу, говорят чиновники.
«Обычно внеурочная деятельность осуществляется в виде факультативов и допускает возможность выбора занятий. Поэтому одна из возможностей — обратиться с заявлением к директору школы с просьбой перевести ребенка на другие занятия», — объясняет Константин Воробьев.
Юрист из «Альянса учителей» советует проверить, включены ли «Разговоры о важном» в план внеурочной деятельности и есть ли у урока рабочая программа. Но даже если эти документы существуют, отказаться от посещения урока все равно можно, уверен эксперт. Для этого нужно подать письменное заявление на имя директора школы. В заявлении можно ссылаться на запрет политической деятельности и пропаганды в школах, необязательность внеурочных занятий и высокую нагрузку ребенка вне школы.
Что делать, если ребенка заставляют вступить в общественное объединение школьников?
Принуждение к вступлению в такие организации запрещено, говорит юрист из «Альянса учителей». Если это происходит с вашим ребенком, стоит пойти к директору школы с письменным обращением о том, что ребенок не хочет участвовать в движениях, советует Константин Воробьев.
Сотрудники правоохранительных органов провели беседу или допросили ребенка без меня. Это законно?
Часто со школьниками беседуют в рамках оперативно-разыскных мероприятий — на это законных ограничений нет. Но итоги разговора могут стать доказательством в каком-то деле, только если соответствуют специальным требованиям, говорит Константин Воробьев. Поэтому сначала стоит выяснить процессуальный статус ребенка. Без родителей несовершеннолетний может свидетельствовать по делу об административном правонарушении, по уголовному делу это разрешено только по достижении ребенком 14 лет.
Если в чем-то подозревают самого ребенка, вызывать в правоохранительные органы его должны через родителей. При допросе в таком случае обязательно должен присутствовать адвокат, а также педагог или психолог — если подозреваемый младше 16 лет. Родители допускаются к участию в уголовном деле, но их могут отстранить.
Важно объяснить ребенку, что в общении с сотрудниками полиции, ФСБ, прокуратуры и СК он может ссылаться на 51-ю статью Конституции и отказываться говорить. В любом случае, если ребенком заинтересовались силовики, нужно обратиться к адвокату, а не «заниматься самолечением», уверен юрист из «Альянса учителей».
Если ребенок рассказал, что сотрудники правоохранительных органов кричали на него, принуждали к даче показаний, не давали связаться с родителями или применяли физическое насилие, можно обратиться в службу собственной безопасности МВД или ФСБ, в Следственный комитет, прокуратуру, а также к уполномоченному по правам ребенка по региону. Кроме того, можно попросить помощи у правозащитных организаций, например у «Команды против пыток».