Обосновывая увеличение тарифов ЖКХ необходимостью для того, чтобы компании, работающие в отрасли, могли продолжать свою производственную деятельность, государство перекладывает бремя расходов на граждан. Одновременно наращивая расходы на национальную оборону.
Фото: СамолётЪ
Досрочная индексация
Конец прошлой недели ознаменовался сообщением Минэкономики о принятом в правительстве решении «досрочно» проиндексировать коммунальные тарифы для населения. Они будут увеличены на семь месяцев раньше прежде намеченного срока — 1 декабря 2022 года вместо 1 июля 2023-го и сразу на 9%.
А с учётом того, что в этом году это будет уже вторая индексация, рост тарифов составит сразу 13%. Причём, 4% нынешней июльской индексации — это усреднённая цифра, в некоторых регионах (например, в Москве и Санкт-Петербурге тарифы выросли на 6 с лишним процентов).
Перенос сроков в Минэкономики объясняют необходимостью «обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ» — в частности, ее требуемым обновлением. Как указывалось ранее в докладе к заседанию президиума Госсовета, дефицит средств (тарифных, нетарифных, внебюджетных) на модернизацию ЖКХ оценивается в 4,6 трлн руб. до 2030 года.
Замглавы Минстроя Алексей Ересько отмечает, что «на протяжении последних нескольких лет повышение тарифов было значительно ниже инфляции (примерно вдвое ниже за последние три года, как полагают в Минэкономики), индексация тарифов продиктована необходимостью своевременного финансирования операционной деятельности для бесперебойного предоставления коммунальных услуг».
В условиях продолжающегося падения реальных доходов населения страны повышение коммунальных платежей неизбежно ляжет тяжёлым бременем на семейные бюджеты и может стать дополнительным фактором социально-политической дестабилизации (в дополнение, например, к уже ставшей таким фактором «частичной мобилизации»).
Частично компенсировать прогнозируемый негатив в Минэкономики собираются с помощью индексации соцвыплат в 2023 году. Она, якобы будет рассчитана с учётом переноса роста тарифов — «исходя из значения фактической инфляции этого года» (ожидается на уровне 12,4%). В Минэкономики и в Минстрое в пятницу также напомнили о льготах для части населения и мерах соцподдержки — например, если платеж за «коммуналку» на 22% выше совокупного дохода семьи, то у граждан есть право на субсидию (её получает 2 млн человек).
Эксперты предлагают расширить категорий лиц, которым может полагаться субсидия на оплату услуг ЖКХ. К примеру, гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов напоминает о давно ведущихся разговорах, связанных с необходимостью снижения доли расходов на «коммуналку» в семейных бюджетах россиян, как необходимого условия «борьбы с бедностью».
«Может, стоит посмотреть на эти вопросы ещё раз, с точки зрения ожидаемого увеличения бремени расходов на ЖКУ», — предлагает эксперт. По его мнению, в случаях, когда у субъектов РФ нет бюджетных возможностей для этого, можно подумать о федеральной поддержке регионов с самой низкой бюджетной обеспеченностью и с самыми высокими тарифами на ЖКУ — например, северных и дальневосточных территорий.
Участники экспертной площадки ОНФ «Жилье и городская среда» предлагают свой, более радикальный вариант смягчения «коммунально-тарифного» бремени — переход к дифференциации тарифов в зависимости от объемов потребления. Вариант сомнительный, с точки зрения снижения финансовой нагрузки на население, учитывая фактический провал политики энергосбережения на низовом, «квартирном» уровне. Что подтверждается массовым внедрением приборов учёта, после которого граждане стали платить за «коммуналку» не меньше, а существенно больше.
Не та «утилизация»
Вторым разочаровывающим известием недели в сфере ЖКХ стала новость о планах государства сократить затраты на обращение с отходами в два раза в 2023–2024 годах.
Как сообщает РБК, ознакомившееся с проектом бюджета страны на ближайшие три года, расходы федерального бюджета на создание инфраструктуры для обработки и утилизации мусора, предусмотренные федеральным проектом «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами», в 2023 году сократятся по сравнению с предыдущим годом в 2,1 раза, до 12,5 млрд руб.
В целом госрасходы на нацпроект «Экология», включающий «Комплексную систему обращения с твердыми коммунальными отходами», в 2023–2024 годах предлагается снизить на 10–11% по сравнению с изначальным планом, до 119,5 млрд и 88,38 млрд руб. соответственно. В 2022 году на «Экологию» выделено 128,77 млрд руб.
Объяснение запланированного снижения лежит на поверхности: если внимательно посмотреть на другие бюджетные статьи, можно увидеть, что сокращаются не только затраты на утилизацию мусора, но и на «Национальную экономику» (включает дорожные фонды, сельское хозяйство и другие отрасли экономики; −15,4%, до 3,65 трлн руб.), и на «Здравоохранение» (-4,1%, до 1,47 трлн руб.), и на ЖКХ (-6,4%, до 604,1 млрд руб.).
Зато резко увеличиваются расходы на «национальную оборону», которая тоже предусматривает определённого рода «утилизацию», правда не мусора, а военной техники и иных «мобилизационных ресурсов». В 2022 году эти расходы могут увеличиться на 30,9%, до 4,68 трлн руб., при этом общие расходы бюджета составят 27,6 трлн руб. (+11,5%). В следующем году они вырастут еще на 6,5%, или на 303 млрд руб., до 4,98 трлн руб. (общий бюджет — на 5%, до 29,06 трлн руб.).
Люди вместо нефти
Упомянутое сокращение госрасходов на «коммуналку», экономику и медицину неизбежно означает синхронный рост расходов граждан на соответствующие услуги. При этом им ещё обещают и рост налогового бремени.
Всё это прямое следствие потерь бюджета, вызванных санкциями, прямого роста расходов на СВО и ухудшающихся перспектив отечественной экономики. Аналитики напоминают, что весь позитив по поводу этих перспектив по большому счету держится на предположении, что в текущей мировой политической ситуации Китай в обмен на дорогое сырье снабдит российскую экономику необходимыми ей технологиями и товарами, которые будут дорогими относительно труда людей, и это даст правительству дополнительные ресурсы для инвестиций и финансирования своих планов.
Кроме того, правительству может казаться, что российская экономика сможет пользоваться ситуацией глобальной нестабильности продавая задорого свое сырье.
Но точно так же можно утверждать, что все краткосрочные плюсы от этой ситуации экономика РФ уже получила — а дальше будут только минусы. И в условиях обвального падения нефтегазовых доходов единственным гарантированным источником доходов бюджета останется изъятие доходов и сбережений граждан страны.
При этом гарантированно утверждать, как поведет себя экономика, не может никто.
Деловая активность может быть сведена к уровню, достаточному для простого выживания — но в этом случае, никакого восстановления экономики просто не будет, какие бы усилия по ее мобилизации не предпринимались.