Кто знает, не упади, по легенде, кирпич при строительстве в Вологде Софийского собора на голову Ивана Васильевича Грозного, и не разгневайся царь на это событие, то быть бы сегодня Вологде столицей России. Впрочем, она и без того столица - «культурная столица Русского Севера» - один из старейших городов страны. Но среди действительно бесценного достояния Вологды нечасто упоминается и поистине столичный, с долгой славной историей и не менее славным настоящим Вологодский областной театр кукол «Теремок».
Казалось бы, как соразмерить древний город с восьмивековой историей с театром, отмечающем свой 85-й день рождения? Но как хорошо известно, время в театре кукол идет значительно быстрее, чем в человеческой жизни. События здесь предельно сжаты, и в спектакль подчас может вместиться целое столетие. Да и само искусство играющих кукол настолько древнее, что помнит не только Ивана Грозного, но даже и Царя Ирода. Вологодский «Теремок» достоин не статьи - книги, потому что невозможно вместить в журнальную публикацию все его удивительные спектакли, многие из которых вошли в «золотой фонд» театрального искусства России, а также замечательные, иногда драматичные судьбы людей, с радостью отдавших этой сцене свой талант.
Театр кукол появился в Вологде в непростое для страны время - в 1937-м, а его создателем и первым художественным руководителем стал Ананий Васильевич Бадаев. Он родился в 1887 году в Москве в бедной мещанской семье, где кроме него было еще семеро детей. Одиннадцатилетнему мальчишке пришлось идти работать на Московскую чайную фабрику. Сперва чернорабочим, затем рассыльным и переписчиком в конторе. Здесь же он пристрастился к театру, участвовал в любительских спектаклях, которые устраивали в заводских рабочих клубах. Решив избрать актерскую профессию, поступил в Школу Второй студии Московского Художественного театра. Кто знает, как сложилась бы его дальнейшая судьба. Возможно, его имя было бы среди корифеев Московского Художественного театра. Но шла Первая мировая, Анания Бадаева в 1915 году мобилизовали и отправили на фронт. Так случилось, что практически вся часть, где он служил, вскоре попала в плен, и только в августе 1918-го, «в порядке обмена военнопленными», рядовой Бадаев вернулся в Москву. Это была уже совершенно другая, послереволюционная Россия, страна «военного коммунизма».
Признанный комиссией «инвалидом с пожизненной пенсией», Ананий Бадаев не оставил мечты о сцене, и в 1920 году с радостью согласился уехать в город Грязовец Вологодской области, где организовал театральную студию при местной музыкальной школе. Спектакли Бадаева пользовались успехом и часто выезжали с гастролями в окрестные города, села и даже в Вологду, где зрители по достоинству оценили его талант организатора, режиссера и актера. В 1925 году он получил предложение от Вологодского Губернского Совета профсоюзов переехать в Вологду для организации при Центральном клубе профсоюзов драматической студии, а позже возглавил драматическую студию при клубе Дворца Культуры железнодорожников.
В 1934-м по инициативе Бадаева в Вологде открыли Театр юного зрителя. Ананий Васильевич стал его директором, художественным руководителем и режиссером, а через три года высказал идею о создании профессионального Театра кукол. В то время этот вид театрального искусства особо поддерживался государством, в крупных областных центрах возникали профессиональные коллективы, в прошлое уходили агитационные спектакли, в театр кукол возвращались пьесы-сказки, находившиеся прежде под негласным, а часто и гласным запретом из-за своей «непедагогичности» и «социальной вредности».
В том же 1937 году драматурги Н. Гернет и Т. Гуревич написали пьесу-игру для театра кукол «Гусенок». Великую пьесу! Уже почти столетие она возглавляет списки наиболее репертуарных драматургических произведений для детей. Именно ее и выбрал безошибочно для своего нового театра Ананий Бадаев. Уже в сентябре газета «Красный Север» сообщала: «Учащиеся Вологды в стенах своих школ увидят интересные постановки Театра кукол», а 13 ноября состоялась премьера. Спектакль «Гусенок» с большим успехом играли в школах, детских садах, домах культуры. Режиссером молодого театра стала профессиональная актриса-кукловод Наталия Дюперрон, приехавшая из Ленинграда. Своего помещения не было, ютились в маленькой каморке, выделенной в храме Зосимы и Савватия в Соловецком подворье, принадлежавшем Вологодской филармонии. Здесь же репетировали в перерыве между спектаклями и гастролями. Вся труппа вместе с режиссером Н. Дюперрон насчитывала пять человек - Лидия Демина, Вера Осовская, Мария Волкова, Иван Шабалин.
У них еще не было ни столяра, ни бутафора, ни механика кукол - всё сами. Лепили, шили, делали декорации. Днями, а иногда и ночами репетировали, а затем дружно паковали и грузили своих драгоценных «актеров» и реквизит на сани, в телеги и оправлялись к зрителям в самые далекие уголки области показывать спектакли «Три поросенка», «Колобок», «По щучьему велению», «Басни Крылова»... Иногда добираться к детям из детсадов и школ Вологды приходилось пешком, неся в руках весь театральный скарб. Спектакли в те годы, как правило, сопровождались живой музыкой: хороший баянист в труппе кукольников пользовался особым почетом и уважением.
С годами вологодская труппа расширялась, сюда пришли новые актеры и художники. Началась славная творческая жизнь «Теремка». Впрочем, это название театру зрители дали много позже, когда в 1966 году он переехал в настоящий дом-теремок. «Переехал» - не совсем точно. Теперь кукольники заняли все здание, где прежде располагалась его каморка - бывший храм Зосима и Савватия, отреставрированный выдающимся архитектором-реставратором Владимиром Сергеевичем Баниге.
Когда в 1941 году началась война, часть актеров ушла на фронт, оставшиеся продолжали работать, но уже не как Театр кукол при Вологодском ТЮЗе, а как агитационная бригада под руководством Анания Бадаева в составе Вологодской областной филармонии. Они еще не знали, что с полей сражений в театр больше никогда не вернутся их коллеги И. Шабалин, А. Синицын, В. Худяков, С. Михайлов...
Завершая повествование о первом этапе создания театра, о его рождении и военной юности, невозможно не обратиться к словам одного из старейших режиссеров Вологодского театра кукол Александра Волотовского: «Им, стоящим у истоков Вологодского театра кукол, было несравненно труднее служить искусству, чем всем последующим сотрудникам театра, и потому хочется с особой благодарностью назвать имена людей, много сделавших для успешной работы театра в трудные военные и послевоенные годы. Это (кроме уже знакомых нам) актеры В.А. Бурач, Н.А. Бинидиктова, И.И. Добровольская, супруги Ефимовы и один из первых директоров театра Г.Н. Беляновский. Неизмерим вклад в творческую жизнь театра актерской четы: Нины Васильевны и Бориса Александровича Бахтенко. Превосходные мастера, для которых, наверное, не было секретов в профессии, щедро наделенные талантом, они отличались крайней щепетильностью по отношению к своим сценическим созданиям: с дотошностью отрабатывали каждый жест куклы, каждый нюанс в психологическом состоянии своих персонажей... Общение с этими великолепными актерами стало полезной школой для вступающих на творческую стезю молодых тогда Веры и Юрия Шелепиных, Сергея Коновалова».
С приходом в 1968 году в «Теремок» режиссера Александра Вадимовича Волотовского в театре начался новый творческий этап. Он принес дыхание нового времени. Наряду с традиционными перчаточными и тростевыми куклами, в палитре театра появились куклы планшетные, марионетки, в спектаклях стали использоваться маски и драматическая игра актеров «в живом плане». Помимо мастерства владения куклами разных систем исполнителям понадобилось и владение собственным телом - пантомима, танец, акробатика.
Театр к этому моменту всего два года как начал обживать предоставленное ему городом здание. Причем, оно было ему не в пору - сильно велико, так как в сценографическом оформлении спектаклей использовалась одна-единственная (причем, на все постановки!) ширма. И когда Волотовский стал требовать создавать к каждой постановке иные сценографию и художественное оформление, приглашать на постановки профессиональных режиссеров, художников и композиторов, для старожилов «Теремка» это выглядело почти революционно. Как вспоминает Александр Вадимович, поначалу для актеров, привычно скрывающихся за ширмой, выйти на сцену «живьем», чтобы просто поздороваться или попрощаться со зрителем, казалось большой проблемой. Тогда в репетиционном расписании появились занятия по танцу, сценическому движению. Постепенно кукольники в «живом плане» учились быть выразительными, пластичными, яркими, а театральный язык спектаклей становился все более разнообразным и богатым. Многие молодые актеры пришли в театр из самодеятельности и обучались профессии «на ходу», на репетициях и спектаклях. «А выпускали мы, - вспоминает Волотовский, - в те годы как минимум четыре, а зачастую и пять, и шесть премьер в год. Это сейчас мы пополняем труппу выпускниками театральных училищ и институтов, а тогда профессиональное обучение актеров-кукольников только начиналось. Но молодым актерам «Теремка» повезло еще и тем, что рядом с ними работали опытные и талантливые профессионалы Нина и Борис Бахтенко. Было у кого учиться».
Александр Волотовский родился в Ленинграде, окончил режиссерское отделение Ленинградского института культуры им. Н.К. Крупской, а после его окончания в 1966 году приехал по распределению в Вологду. Первые спектакли ставил на сцене Вологодского Народного ТЮЗа (ныне Народный театр «Раёкъ»). Опыта работы в театре кукол у него тогда еще не было, но полный творческих идей молодой специалист, назначенный в качестве режиссера в Вологодский театр кукол, сразу же начал работу над постановкой «Чуче» М. Андреева. Спектакль был о том, что каждый сам выбирает свой жизненный путь: захочет, пойдет по тропе добрых деяний, а может получиться так, что плохие поступки окажутся главными в жизни.
По воспоминаниям Волотовского, театр в те годы переживал сложный период: труппа была разделена надвое, каждая группа имела свой репертуар. Подобная практика появилась еще в 1920-е годы и делала театры более мобильными, давая возможность одновременно выступать в нескольких местах. Часто у каждой труппы был свой репертуар, у кого-то спектакли были лучше, у кого-то хуже, что порождало внутри коллективов соперничество, а иногда творческие и человеческие конфликты. Волотовскому пришлось основательно потрудиться, чтобы объединить устоявшиеся за много лет актерские группы в слаженный творческий коллектив.
На второй год работы в театре Волотовский поставил первый в истории «Теремка» взрослый спектакль - «Чертову мельницу» Яна Дрды и Исидора Штока. Это было обращение к зрелой драматургии, и успешная попытка привлечь в театр новых зрителей, которые раньше приходили сюда только с детьми. К тому же этим спектаклем Волотовский начал еще одну новую страницу жизни коллектива. В скором будущем Вологодский «Теремок» в десятках стран будут знать именно по его блистательному репертуару для взрослых.
Ныне в творческом багаже А. Волотовского почти 150 славных постановок и около 100 - в «Теремке». Среди них спектакли для взрослых «Прелестная Галатея», «Две капельки невзгод» по У. Теккерею, спектакли для детей «О чем рассказали волшебника», «Таинственный гиппопотам», «Горя бояться - счастья не видать», «Неизвестные подвиги Геракла», «Синяя ворона, или шаг с крыши», «Барон Мюнхгаузен в России», «Однажды в цирке», «Рождественская елка Муми-троллей» и другие. Александр Вадимович, будучи уже в преклонном возрасте, передав творческую эстафету новым лидерам, остается в театре, олицетворяя неразрывную связь поколений актеров и режиссеров Вологодского театра кукол.
Среди творческих руководителей театра был и известный ныне педагог, режиссер, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Санкт-Петербургского государственного института искусств профессор Николай Петрович Наумов. Несколько лет его руководства в 1970-е годы стали для артистов настоящей школой. Великолепный педагог, умеющий передать актерам все тонкости этой непростой профессии, он создал здесь ряд интересных спектаклей, среди которых «Военная тайна» по А. Гайдару, «Необыкновенное состязание» Е.В. Сперанского, «Жил-был Зайка» К.В. Мешкова, «Слон и Зоя» В.А. Лифшица, «Звездоход Федя» И.П. Токмаковой, «Волк на дереве» С.Г. Козлова, «Король Далмат и стрелок Федот» А.П. Глобы и другие
С 1960-х годов славу Вологодского «Теремка» создавали не только режиссеры и актеры. Значительная, часто определяющая роль в становлении театра и его творческих успехах принадлежала его главным художникам - Н. Сапожникову (1967-1968), В. Кантору (1970-1972), И. Бабанову (1974-1978), А. Игнатьевой (1979-1982), А. Ечеину (1983-1985) и другим мастерам.
В течение четырех лет (1979-1982) главным режиссером театра был Игорь Всеволодович Игнатьев, создавший здесь 14 прекрасных работ, в числе которых «Конек- горбунок» П. Ершова, «Жаворонок» Ж. Ануя, «Терёшечка» по мотивам русской народной сказки, «Сказка о царе Салтане» А.С. Пушкина. Своеобразие творчества Игнатьева - в его особом, ярко-индивидуальном режиссерском почерке, высокой постановочной культуре, изяществе кукол, декораций, сценического действия, музыкальности и зрелищности спектаклей (художник-постановщик Анна Игнатьева). У Игоря и Анны Игнатьевых был неповторимый творческий почерк. Режиссер и художник в своих постановках стремились к решению и эстетических, и этических, и нравственных задач. Оба они создавали особый, гармоничный и ироничный мир волшебных метаморфоз.
Иные задачи ставил главный режиссер «Теремка» в 1999-2007 годы Яков Менделевич Мер, создавший здесь 17 спектаклей - «Черная курица», «Пристанище», «Серая шейка», «Неточка Незванова», «Ханума» и другие. Яков Мер был увлечен идеей создания спектаклей по произведениям классической и современной литературы, драматургии. Не случайно именно при нем здесь проходили всероссийские лаборатории драматургии театров кукол под руководством Светланы Романовны Терентьевой. Сюда съезжались режиссеры, начинающие писатели, драматурги из многих российских городов, горячо обсуждали творческие заявки, и в результате в Вологодском театре кукол рождались новые литературные произведения - пьесы, которые впоследствии ставились в десятках театрах кукол страны. Здесь впервые проявились писательские, поэтические, драматургические таланты ныне известных авторов Андрея Усачева, Михаила Бартенева, Сергея Седова и многих других.
Обогащение художественного языка театра происходило и благодаря приглашениям на постановки ведущих отечественных режиссеров В. Никитина (Тверь), И. Москалева (Тула), И. Зайкина, Н. Боровкова (Санкт-Петербург), В. Куприна (Самара), В. Штейна (Москва), а также художников-постановщиков Т. Мироновой, Н. Боровенковой, О. Гончаровой (Санкт-Петербург), Г. Загарской (Тверь), А. Синецкого, М. Грибановой (Москва) и других.
Если до начала XXI столетия Вологодский «Теремок» был уже известным профессиональным российским театром кукол, то с приходом сюда в 2004 году нового директора Елены Алексеевны Бухариной он обрел международную славу, стал не похожим ни на один другой, одним из звезд российского театрального небосклона. Елена Алексеевна, в 1986 году закончив тот же самый институт, что и А. Волотовский, стала драматической актрисой, успешно работала в ряде российских театров, но, будучи коренной вологжанкой, в 1997-м вернулась на свою малую родину. Работала режиссером в Вологодском театре народной драмы «Раёкъ», одно время даже руководила пресс-центром крупной вологодской производственной корпорации. Так в ней соединились таланты успешной актрисы, режиссера и продюсера - уникальный букет качеств, которым позавидовал бы не один руководитель.
Театральный критик А. Шепелёва писала: «...Она строит свой театр без малого десять лет. Выучившись на актрису, начала профессиональную жизнь, работала в других городах. Вернулась к образованию - постигала азы управления, затем - режиссуры. В результате нашла себя в директорском кресле и довольно быстро овладела умением как рассчитывать, так и рисковать. Привозит с дипломных смотрин никому не ведомых и мало что умеющих выпускников и доучивает их уже на месте, приглашая специалистов по речи и пластике. Добивается согласия от модных и известных, читай, страшно занятых, постановщиков и делает заманчивые предложения дебютантам. Причем с равным вниманием относится к порой авантюрным идеям и зачастую невыполнимым требованиям и тех и других».
Основные театральные проекты, созданные под руководством Елены Бухариной - это и блистательный водопад спектаклей разных авторов и звездных режиссеров, благодаря которым Вологодский «Теремок» побывал во многих странах, а по количеству и качеству зарубежных гастролей не уступает, пожалуй, и Центральному театру кукол им. С.В. Образцова. Это и создание одних из первых в стране «бэби-спектаклей» на основе фольклорных традиций Вологодской области, и, казалось бы, невозможное в период пандемии осуществление международного проекта - выпуск спектакля с онлайн репетициями «Мнимый принц» (режиссер Арсенова-Андреева Христина Стефанова, художник-постановщик Андонова-Тотева Емелияна Панайотова, Болгария), это и созданные в 2020 году по идеям Бухариной музыкальные спектакли для взрослых зрителей «Парк культуры и отдыха» и «Квартирник у Деда Мороза». На протяжении многих лет пользуются большой популярностью инициированные директором познавательные театральные занятия абонементов «Путешествие с театральным билетом» и «Любимых сказок хоровод», увлекательные экскурсии по театру «Тайны Закулисья». В театре стали традицией детские и семейные тематические праздники «Хочу быть зрителем», «Праздник Сладкоежки», «Широкая Масленица». Здесь проводятся выставки детского творчества, конкурсы «Любимец детской публики», «Бриллиантовая рука».
Вологодский театр кукол стал и одним из организаторов хорошо известного в стране авторитетного Международного театрального фестиваля «Голоса Истории». С 2019 года, благодаря инициативе Бухариной, в рамках этого фестиваля появилась специальная программа для театров кукол «Истории +». Уникальным стал и созданный «Теремком» фестиваль детских, подростковых и семейных театров кукол «Кукольная страна». Первый состоялся в 2007 году и был приурочен к празднованию 70-летия театра. «Кукольная страна» растет и ширится, захватывая все новые и новые области России, в которых работают лучшие отечественные театры кукол.
Размышляя о творческом пути Вологодского театра кукол «Теремок», необходимо особо отметить его нынешние спектакли. Их много, и они похожи на блистающую россыпь разноцветных драгоценных камней. Такие хочется рассматривать каждый по отдельности. Вот замечательный «Золотой цыпленок» В. Орлова (режиссер А. Волотовский, художник А. Ечеин), не сходящий со сцены более 30 лет (сейчас идет новая редакция); вот старая добрая комедия «Ханума» А. Цагарели в постановке Я. Мера (художник З. Давыдов) - спектакль, который с годами не стареет, а будто хорошее вино только набирает волшебный букет ароматов Грузии; вот изумительная «Кармен» в постановке одного из лучших режиссеров России Б. Константинова (художник-постановщик В. Антонов), ставшая лауреатом Национальной театральной премии «Золотая Маска», усыпанная целым дождем российских и международных наград и уже вошедшая в «золотой фонд» отечественного театрального искусства. А. Шепелёва, обычно не балующая театры восторженными отзывами, писала: «Он талантливо прост и тем вызывает бурный восторг публики обычной и снисходительно-завистливую улыбку профессиональной. Я смотрела его на трех фестивалях подряд и убедилась в неслучайности подобной оценки... Авторы спектакля с иронией демонстрируют полный комплект постановочных трюизмов деревенской темы. Доминанта в фактуре - дерево, в музыке - народные мелодии, и не только испанские (звучат и французы, и даже бразильские перкуссионисты), в танце - почти пародийный щелчок пальцами над головой. Главная деталь сценографии - телега, едва ли не в натуральную величину, груженная нехитрым скарбом. Зрителю показывается «народная кукольная драма», какая имеется в истории любой деревни, может быть прожита или сыграна ее обитателями. Оттого, вероятно, в спектакле три масштаба: планшетные куклы, живой план и совсем игрушечный городок под ногами у артистов... Смаковать эффектные мизансцены и неожиданные смыслы, срывающие аплодисменты, не буду. Хотя велико искушение в деталях рассказать читателю о том, что вместо шали Кармен набрасывает себе на плечи мулету, что придурковатая Микаэла даже к финалу не снимает фаты, что мелодия Хабанеры, оказывается, очень похожа на похоронный марш, но и то и другое можно сыграть, передергивая затвор ружья. Кажется, фантазия постановщиков не знает предела в броских решениях».
Не менее значимый для театра и спектакль «Повесть о Дионисии иконнике» в постановке выдающегося белорусского режиссера Олега Жюгжды. Он сам так вспоминал об этой работе: «Директор Елена Бухарина попросила подумать «над местным материалом». Я обещал подумать над одним - фресках Дионисия в Ферапонтовом монастыре, куда и съездили мы с творческой группой. Бессмысленно описывать собственное восхищение фресками, которые ранее видел только в альбомах по средневековой русской живописи. Запомнились краски: небесный и розовый, тяжелые низкие тучи над головой, холодное озеро.... (Кстати, по одной из легенд, Дионисий для своих красок растирал гальку из этого озера, и эта сцена, вместе с натуральной галькой из того же самого озера, вошла в спектакль). Можно было придумывать любые похождения героя. Все, что угодно - в разумных пределах, конечно. Я начал со среды, окружающей героя, которая, в принципе, его и формировала. И решил, что это будет просто рассказ о простой-непростой жизни обыкновенного-необыкновенного человека... С художником Ларисой Микиной-Прободяк мы обговорили основные фактуры и «стихии»: камни, обветренное дерево, воду, домотканые ткани. И, конечно, цвет: различные градации красного и голубого, решили, что люди будут решены в модернизированной системе штоковых марионеток, а рассказы о святых - в тенях. С завмузом театра Ларисой Балоновой шла работа по подбору аутентичных песен региона годичного цикла, сравнимого с периодами человеческой жизни (детство, юность, зрелость, старость). Кроме того, через год, будучи в Кижах, в одной из церквей, я услышал, как трое молодых священников, подождав, пока не подойдет очередная группа туристов, пели «Богородице, дево, радуйся»... И так это звучало светло и радостно, без пафоса. Вот там-то мне и показалось, что я что-то почувствовал относительно будущего спектакля... Перед премьерой опять съездили в Ферапонтов монастырь. Проверили, как звучат голоса...»
В этом удивительно светлом спектакле - своеобразном гимне Вологодскому краю, нашли отражение культура и самобытность Вологодской земли, ее архитектурные памятники, изобразительное и песенное искусство. Он заслужено получил Гран-при Международного фестиваля театров для детей в Суботице (Сербия), лауреатство Международного фестиваля театров кукол в Загребе (Хорватия), удостоен Государственной молодежной премии Вологодской области в сфере культуры и искусства; Коллективу театру кукол «Теремок» присуждена премия Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации (2018); театр награжден благодарностью председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации за большой вклад в развитие российского театрального искусства и воспитание подрастающего поколения (2019).
Чтобы понять творческий уровень и значимость работ «Теремка», достаточно назвать только основные лауреатские победы этого удивительно талантливого театра: «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина («Лучший актерский ансамбль» на XXI Конгрессе Международного союза деятелей кукольных театров и Всемирном фестивале театров кукол, Чэнду, Китай, 2012; В. Овсянников - лауреат Межрегионального фестиваля театров кукол «Вятка - город детства» в номинации «Лучшая мужская роль», Киров, 2012), «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Золушка» Е.Л. Шварца, «Колобок» П.В. Васильева, «Кармен» («Лучший спектакль», «Лучший режиссер» (Б.А. Константинов), «Лучший художник» (В.П. Антонов) на Международном фестивале театров кукол «Соломенный жаворонок», Челябинск, 2012; Гран-при XX Международного фестиваля театров для детей в Суботице, Сербия, 2013; «Лучшая работа художника», «Лучшая работа балетмейстера» (Н.Л. Петрова-Рудая) на 46-м Международном фестивале театров кукол PIF (Загреб, Хорватия, 2013); Национальная театральная премия «Золотая Маска» в номинации «Лучшая работа режиссера», 2014; диплом «За художественную целостность» VII Международного фестиваля театров кукол «Петрушка Великий», Екатеринбург, 2014), «Птица по имени Карл» В.С. Синакевича (диплом «Лучшие куклы» (художник А.М. Уставщикова-Кардаш) и «Приз зрительских симпатий» Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-fest», Казань, 2013), «Мио, мой Мио!» А. Линдгрен (лауреат I Международного фестиваля театров кукол «Золотое колечко», Владимир, 2014), «Как вам это понравится» У. Шекспира (лауреат III Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» в номинации «Лучший спектакль театра кукол», Самара, 2016), «Дон Жуан» В.А. Моцарта, Л. да Понте (лауреат Областного фестиваля «ВОТ» в номинации «Лучшая работа художника» (В. Зубков), Вологда, 2018), «Мойдодыр» К.И. Чуковского, «Рождественская елка Муми-троллей» по Т. Янсон (2018), «Маугли. Книга джунглей» по Р. Киплингу (2019).
Ныне с Вологодским областным театром кукол считают за честь сотрудничать ведущие режиссеры и художники отечественного театра кукол В.П. Антонов, Н.Ю. Боровков, А.В. Борок, П.В. Васильев, З.Э. Давыдов, Е.Н. Ибрагимов, Б.А. Константинов, Д.А. Лохов, В.Л. Никоненко, В.Н. Шадский. Разумеется, ядро театра - его нынешние актеры. Их талант, труд, мастерство и стремление к совершенствованию дают уверенность в том, что «Теремок» - сооружение прочное, которым еще долго будет гордится не только вологодская земля, но и вся Россия. Среди них замечательные В.В. Даценко, А.А. Диев, И.А. Кармашова, М.М. Мизина, Н.М. Савенкова, Т.А. Суханова, Е.А. Тадлова. Среди ведущих актеров А.А. Васильев, Н.В. Васильева, А.С. Насонова, В.В. Витол, О.С. Ледкова, В.В. Овсянников и другие. Недавно труппу пополнили молодые талантливые выпускники театральных вузов Д.А. Осетрова, М.П. Родин, Н.С. Павлюк, В.И. Рязанова, Р.И. Сагитов.
Свое 85-летие Вологодский областной театр кукол «Теремок» встречает полным сил, в зените славы и является безусловным украшением ««культурной столицы Русского Севера».