В 10-тысячном городе Тотьма открывают самые необычные краеведческие музеи

[Обзор прессы]

Для России нередкая ситуация – наблюдать архитектурные памятники в мертвом и забытом состоянии, отданные на уничтожение временем. Особенно уникально неравнодушие к их судьбе современных горожан в малых городах – не только на словах, но и на деле. Так произошло в Тотьме, сообщает Независимая газета.

Так выглядит сегодня реконструкция сользавода. Фото: Независимой газеты

Тотьма стоит на пути из Вологды в Великий Устюг – город купцов и мореходов. Как здесь говорят, в Тотьме каждый путешественник – первооткрыватель. Тотьмичи освоили Тихий океан, снарядили два десятка экспедиций в Америку.

Русско-американская тема возникла в неожиданном месте, на Русском Севере, из-за местных купцов-мореплавателей, которые, добывая в далеких экспедициях пушнину, попутно открывали Алеутские острова – на гербе города алеутская черная лисица. А тотьмич Иван Кусков основал самое южное русское поселение в Америке, Форт-Росс в Калифорнии. Главная же сохранившаяся достопримечательность Тотьмы – ансамбль корабельных храмов в стиле барокко. Храмы строились на средства купцов-меценатов, как и местная Мариинская гимназия. Так что о важности филантропии тут знали издавна.

В последние годы в Тотьме благодаря молодой команде Тотемское музейное объединение чуть ли не каждый год прирастает новыми объектами. Причем, зная непрестанную думу музейщиков о городе, и люди, и власти сами обращаются к хранителям культуры и истории. Новенький Дом традиций и ремесел в Тотьме создан был почти случайно, но сразу заполнил нишу спроса на культурный досуг и у местных жителей, и у туристов.

Деревянный дом начала ХХ века официально не являлся объектом культурного наследия, хотя был и есть памятник старины. С советского времени здесь жили две семьи. Только недавно дом наконец расселили и... хотели сносить. Но денег на снос у администрации города вовремя не нашлось. В конечном итоге благодаря разговору музейщиков с мэром было решено признать дом объектом регионального значения, на что власти первоначально согласились, руководствуясь мыслью о сэкономленном от сноса бюджете.

Старинные печи к тому времени местные давно начали разбирать на кирпич, поэтому находился дом в ужасающем состоянии, для восстановления исторических интерьеров снимали 16 слоев обоев. После реставрации (на 3 млн президентского гранта) дом отдали ремесленникам, которых музей собрал вокруг себя, и теперь сюда можно приходить и в атмосфере русской северной избы печь тотемские пресняки и плести поделки из бересты.

«Мы – учреждение муниципальное, возможностей у нас в разы меньше, чем у областных и федеральных музеев. Развиваемся исключительно за счет привлеченных средств: гранты, краудфандинг, спонсорство. Своих средств на развитие недостаточно, район нам дает зарплату, коммуналку, спасибо уже на этом. Но музейное объединение в Тотьме вынуждено заниматься еще и тем, чем обычно занимаются градозащитники. Мы не можем работать только над тем, что у нас внутри стен сконцентрировано, потому что если не мы будем спасать деревянные дома, то кто? Если мы не будем обращать внимание на проблемы городского благоустройства и не внедряться «со смыслами» в городскую среду, то никто этого делать не будет. Так что музей – еще и драйвер развития территорий», – объяснил «НГ» Алексей Новоселов, директор Тотемского музейного объединения, куда входит восемь музеев, а на его балансе 17 зданий при 14 сотрудниках.


Бывшая рассолоподъемная труба из лиственницы – ноу-хау инженерной мысли Средних веков. Фото автора

Еще одно место силы в Тотьме, недавно почти утраченное, – местные солеварни, которые музей планирует возродить в виде исторической реконструкции. Проект возрождения тотемского солеваренного завода – победитель грантового конкурса «Индустриальный эксперимент» Благотворительного фонда Владимира Потанина, на 5 млн гранта продолжатся археологические раскопки, проведут дендрохронологический анализ, будет достроена инфраструктура музейно-ландшафтного комплекса «Соль Тотемская».

Будущий музей под открытым небом представит разновременные этапы и методы древнего соляного промысла – солеварню с печью и цреном (огромной сковородой для выварки рассола), колодец-журавль, соляной амбар и рассолоподъемную башню.

История места, которое сейчас в своих маршрутах по берегам речушки Ковды выглядит как будто бы непримечательно, на самом деле неисчерпаема. Оказывается, артефакты в реке – остатки древних рассолоподъемных труб из лиственницы, ноу-хау инженерной мысли Средних веков. По ним подавалась минеральная вода из скважин – в этих природных местах с особым хлоридно-натриевым составом. Причем такие трубы здесь придумали впервые на Руси. А десятками варниц владели не только купцы и торговцы, но и монастыри, а изначально – крестьянские артели.

Еще в ХV веке местные жители платили Новгороду дань солью. Солепромышленники вскоре превратили Тотьму в богатый город – с того времени, как Иван Грозный открыл Архангельский порт. Соли производили до 200 тыс. пудов в год вплоть до ХIХ века. А вот после революции, хотя об этом помышляли еще при царе, на солях открыли здравницу, к этому моменту промысел уже полстолетия как пришел в упадок. С последней династией солепромышленников купцов Кокоревых «разобрались» обычным для ХХ века способом: имение национализировали, единственную наследницу репрессировали…

На полях остается добавить, что спустя 100 лет тотемские исследования музейного объединения о репрессиях, о местных спецпереселенцах-южанах с Украины и Кубани, которых привозили на север поднимать колхозы и на лесозаготовки, пока никто из грантодателей поддерживать не стремится. А на уровне государства – красноречиво игнорируют.

Так вот от советского профилактория на солепромыслах тут теперь тоже ничего не осталось, и к ХХI веку существовали лишь музейные документы и исторические легенды, а ценную воду местные иногда набирали солить огурцы и делать лечебные примочки. О процветающем когда-то Тотемском Усолье еще недавно можно было прочитать только в книгах, а сейчас солезавод вновь восстает из тумана времени.

Еще несколько небывалых сюжетов у музея только начинают разворачиваться. Дом купца и мецената Токарева – тот держал в Ростове-на-Дону водочную фабрику и спиртоочистительный завод, а в Тотьме построил ремесленную школу для крестьянских детей с электричеством и отоплением, да и все состояние завещал городу перед смертью в канун революции, – последние жильцы решили продать, а музей взялся приобрести.

Но денег, конечно, не было. И тогда нашли инвестора, что удивительно – пожелавшего остаться неизвестным. Единственным его условием было сделать дом открытым для посетителей. Дом 1906 года постройки с историческими интерьерами – печи, лепнина и даже избранная старинная мебель – сейчас ждет реконструкция, а после музейный филиал с купеческой обстановкой и даже микрогостиницей.

Еще один купеческий дом XVII века, уже не деревянный, а каменный, с пристройками – Дом Холодилова, занимающий целый квартал на набережной, был продан потомками купца за долги, после чего в нем 150 лет располагались казначейство, полиция и тюрьма. Современное СИЗО из старинных казематов выехало лишь в 2021 году. Теперь музею предстоит провести реновацию, перенести экспозицию по мореходству (из церкви, вернувшейся в лоно РПЦ) и создать музеефикацию тюрьмы – почти что «побратима» Петропавловки. 

Дополнительный комментарий Тотемского музейного объединения -"НГ":
"Пока мы спасали здание, ремесленников объединял местный Центр развития культуры. Эти процессы шли параллельно. И сейчас дом ремесел передан Центру культуры".

Автор:
Елизавета Авдошина
Источник:
Независимая газета