На Набережной VI Армии, 85, продолжаются работы по реставрации храма Сретения Господня.
Упоминания о деревянной Сретенской церкви относятся еще к 1627 году. Каменный храм на ее месте был построен в 1731-1735 годах.
Репродукция фотографии. Церковь Сретения. Фото нач. 20-го в. Фото: cultinfo.ru
Средняя часть церкви (трапезная) отапливалась, и в ней служили в зимний период. В четверике же службы проводились в теплое время года. В теплой церкви приделы были освящены в честь Николая Чудотворца и святителей Московских, а в холодной – в честь святого праздника Сретения Господня.
Храм дошел до нас без значительных изменений в планировке. Лишь колокольня перестраивалась в XIX веке (изначально она была шатровой), также к ней добавились два входа по бокам вместо одного со стороны реки.
В советское время в храме располагалось общежитие курсов повышения квалификации для методистов управления культуры. Ради создания комнат четверик храма разделили деревянным перекрытием на два этажа. Балки пола врезались в стены, из-за чего пострадала лепнина.
Репродукция фотографии. "Соборная горка, мост через реку Вологду и цер. Сретения в Вологде". Фотография 1883-1884 гг. из сборника Русская архитектура И.Ф. Барщевского. Фото: cultinfo.ru
В 2014 году в пустующем памятнике случился пожар, что также отразилось на внутреннем убранстве: стены были покрыты копотью, утрачены лестницы, повреждены другие элементы. Возродить церковь взялась Вологодская епархия, и в этом же году был образован приход.
Храм Сретения Господня. Фото: cultinfo.ru
«На территории храма и внутри него скопилось много грязи: мусор КАМАЗами вывозили. Но люди нам помогают, и постепенно все преображается. Глядя на это, радуешься, и смысл в жизни появляется. Также и в душе человеческой – столько всего, а когда приходит человек в храм, то начинает очищаться, преображаться», – уверен настоятель Сретенской церкви Роман Попов.
Сначала работы на храме проводились частями по мере поступления пожертвований. Так, с необходимыми согласованиями заменили разрушенные окна и двери. Около пяти лет прихожане собирали средства на проект комплексной реставрации. Его разработкой занималось ООО «Научно-производственные мастерские». Научно-проектная документация была согласована в 2021 году, после чего к противоаварийным и реставрационным работам приступили специалисты ООО «Старград».
Фото: cultinfo.ru
«Делаем прежде всего то, что позволит храму нормально функционировать, и по возможности восстанавливаем внешнее убранство. В первую очередь мы заменили окна по всему зданию, расчистили все после пожара, восстановили крытое крыльцо, утраченную лестницу. Внутри отреставрировали один зал: где возможно, сохраняли исконные материалы, что-то докомпановывали новыми. Полы здесь – ровесники храма. Каждую доску мы шлифовали, расчищали, сплачивали, чтобы максимально приблизиться к историческому облику», – рассказывает руководитель компании Максим Путятин.
Для реставраторов это большая ответственность: все-таки храм – лицо Вологды. Искусствовед Георгий Лукомский называл Сретенскую церковь одной из наиболее красивых в городе. В книге «Вологда в ее старине» он отмечает, что «строителем церкви был не заурядный мастер», и это видно по разнообразию декоративных элементов на здании.
Фасад храма украшен зелеными изразцами с растительным орнаментом, что является редкостью для Вологды. Фото: cultinfo.ru
Фасад храма украшен зелеными изразцами с растительным орнаментом, что является редкостью для Вологды. Такой декор более характерен для центральной России. Из сохранившихся в нашем городе церквей изразцы применялись только на колокольне Владимирской церкви (Октябрьская, 46).
Проведя химико-технологический анализ фрагментов со стен, реставраторы установили, что наличники и пилястры храма тоже были цветными.
Проведя химико-технологический анализ фрагментов со стен, реставраторы установили, что наличники и пилястры храма тоже были цветными. Фото: cultinfo.ru
«Цвета, которые встречаются на изразцах, используются и при оформлении фасадов. В основном представлены желтый, красный и зеленый. Наличники не повторяются: цветовые сочетания на них варьируются. Лучше всего краска сохранилась на наличниках верхнего яруса. В отсутствие лесов мы использовали автовышку, чтобы добраться до определенных архитектурных элементов. К сожалению, на этапе создания проекта мы не могли снять пробы везде. Обследование церкви будет продолжено в ходе реставрационных работ, что может привести к новым открытиям», – уверена главный архитектор проекта Татьяна Глибкина.
Изразцы и цветные наличники закрасили белым еще в 1890-е годы по указу церковного старосты, который посчитал эти украшения «недостаточно благолепными для храма». В 1910-м году часть изразцов была отмыты стараниями настоятеля Швецова. Местами за осыпавшейся штукатуркой виден изначальный цвет наличников.
Фото: cultinfo.ru
Степень сохранности изразцов и их дальнейшую судьбу определят эксперты: разрушенные будут заменять, поврежденные – восстанавливать, а наименее пострадавшие оставят в том виде, в котором они дошли до нас.
На сегодняшний день реставраторы приступили к покраске куполов. Главкам возвращают исконный серебристый цвет. Самому металлу уже более 200 лет. Использовавшиеся на куполах листы толще современных практически вдвое. Материал относительно хорошо сохранился: ржавчине проесть его насквозь не удалось.
Покраска проводится по специальной технологии. Впервые в Вологде она применялась на куполах Софийского собора. Второй раз данную методику в доработанном виде используют уже сотрудники «Старграда» на Сретенской церкви. Сначала технологию опробовали на двух главках над трапезной, а затем перешли к основным куполам на четверике.
Реставраторы приступили к покраске куполов. Главкам возвращают исконный серебристый цвет. Фото: cultinfo.ru
Даже в жару реставраторы работают в теплой одежде, ведь на высоте семиэтажного дома намного прохладнее, чем на земле. Бригадиру Сергею Подшивалову трудиться в таких условиях не привыкать. Он буквально «вырос» на крышах: с кровельщиками начал работать с 13 лет. Впоследствии занимался промышленным альпинизмом. «На 120-метровой вышке висишь отвесно на десантере, весь в оборудовании. Смотришь сверху вниз на землю и видишь, что она немного круглая», – вспоминает прораб.
Освоить новую методику покраски куполов для него и его бригады не стало проблемой.
Вид на Софийский Собор с колокольни Сретенской церкви. Фото: cultinfo.ru
«Сначала мы удаляем всю краску, ржавчину, потом обезжириваем, наносим слой преобразователя ржавчины в цинк. Когда все высыхает, убираем излишества. Красим два раза. В общей сложности на купол приходится около шести видов работ. Это не считая, подготовительных, когда ставятся леса, натягиваются канаты для страховки», – объясняет Сергей Подшивалов.
Этап установки лесов – один из самых сложных. К историческому зданию их не прибьешь гвоздями. Вместо этого из балок вокруг барабанов церкви создается система крепежей, которая держит конструкцию, не повреждая кровлю и стены. Доски для лесов пожертвовали неравнодушные горожане.
Работы по покраске зависят от погоды, но пока она благоволит реставраторам, и они уже около месяца трудятся без длительных перерывов.
Кресты на куполах планируется позолотить. Нетипичный элемент в их оформлении отметили исследователи: кресты увенчаны короной и маленьким крестиком. Специалисты предполагают, что это указывает на связь храма с императорской семьей. Однако подтверждений тому пока не найдено.
Вход в храм. Фото: cultinfo.ru
Технология золочения реставраторами уже изучена, но на практике ее можно будет применить после покраски куполов и при условии финансирования. Работы внутри храма также приостановлены в ожидании поступления средств. В целом реставрация здания требует больших вложений. Только на одну колокольню по предварительным подсчетам необходимо около 16 миллионов рублей.
Помочь делу восстановления может каждый, реквизиты можно найти в группе храма Сретения Господня.