Он делал водяные сосульки из клея «Момент», икру из кока-колы, устраивал салют в стакане, проверял воду из-под крана медицинской маской… И за это получал миллионы просмотров, лайков и подписчиков. 22-летний череповчанин Матвей Иллензеер в январе прошлого года начал выкладывать свои ролики в молодежной сети «ТикТок», и теперь это стало его основным источником доходов. «Красный Север» разузнал, в чем секрет такого необычного способа зарабатывать.
Матвей нашел новую нишу: проверку на собственном опыте популярных интернет-лайфхаков. Фото из сети «ТикТок»
Диплом не нужен
Матвей окончил в Череповце школу № 7 и металлургический колледж с красным дипломом, после чего устроился работать сварщиком на «Северсталь», продолжив заочную учебу в ЧГУ.
- Параллельно с работой на заводе я снимал тиктоки. А потом наступил период выгорания и мне нужно было отдать себя чему-то одному, тут-то я и выбрал «ТикТок»! - рассказывает череповчанин.
Главная задача - решить, о чем снимать. Свой контент Матвей искал, пробуя разные жанры: делал смешные скетчи с туповатыми героями, которых разыгрывал сам. Так, была целая серия с автоинструктором Раисой, хохмы на тему «лучшей подруги» и придурковатой учительницы. Сейчас Матвей нашел новую нишу: проверку на собственном опыте популярных интернет-лайфхаков. Под девизом «Я не верю, но проверю» он испытывает на себе самые разные рекомендации известных блогеров.
- У меня нет цели доносить суперпознавательный контент! Содержание может быть малоинформативным, с шутками, с дурачеством. Но мои подписчики меня смотрят и отдыхают от повседневной рутины, - считает Матвей.
Блогер поясняет, что заработок в «ТикТок» - это съемки рекламы для различных брендов и продажа своего обучения продвижению в «ТикТок». Рекламодатели обычно выходят на топовых блогеров сами, пишут в личку. Также есть чаты с другими блогерами, где менеджеры скидывают запросы на рекламы, и ты уже выбираешь подходящую для себя.
- Если не считать обучающих курсов по «ТикТок», я вложил ровно 0 рублей в свое продвижение, и где-то через год смог монетизировать свой канал, - отмечает Матвей.
Кстати, на обучающих курсах блогер познакомился с ребятами из Тюмени, поспорив с ними, что если его первый ролик на «ТикТоке» попадет в ленту рекомендаций, то он отправится к ним в гости в Тюмень. Так и случилось: первый ролик набрал два миллиона просмотров и попал в рекомендации. В этом видео Матвей с подругой, приехав зимой на дачу, пробирались по сугробам и спугнули огромного зайца-беляка, отчего восторженно хохотали.
Сейчас его аккаунт смотрят
1,8 миллиона человек, а суммарное количество лайков зашкаливает за 30 миллионов. Матвей снимает и выкладывает ролики практически ежедневно, придумывает идею для съемки и монтаж делает сам: это тоже работа, но зато она позволяет не быть привязанным к месту.
Матвей Иллензеер - не единственный наш земляк, который делает успешную карьеру в «ТикТок». 25-летний вологжанин Евгений Курчанов пару лет назад «взорвал» российский «ТикТок» со своей методикой преподавания английского языка: сейчас у него более 5,9 миллиона подписчиков.
Про череповецкого дрессировщика Александра Киселева и его стаффордширского терьера Тао «Красный Север» уже писал 22 января 2020 года (№ 7). Сейчас на его канал подписано более 800 тысяч человек, а ролики с трюками Тао собрали более 21 миллиона лайков.
Мэр Вологды Сергей Воропанов тоже осваивает молодежную соцсеть «ТикТок»: пока его аккаунт под девизом «Первый мэр в «ТикТоке» собрал 114 тысяч подписчиков и более двух миллионов лайков, но это - только начало.
Отдых для мозга
- Зарабатывают не на контенте, а на аудитории. Развлекательный контент, по мне, это гораздо лучше, чем политика, религия и неимоверный успех, и там денег зарабатывают намного больше. Аудитория при этом не сильно отличается. Вот задумайтесь, какой раздел газеты или сайта набирает больше всего просмотров? Происшествия, ДТП, убийства. Так устроен человеческий мозг: ему нужны раздражители, - считает основатель интернет-агентства Анатолий Полицын.
Комментарий
Елена Доможирова, начальник управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды:
- Половину аудитории «ТикТока» занимают дети и подростки. Поэтому данную платформу можно использовать для общения с этой возрастной аудиторией. И в сеть, как я понимаю, уже зашел образовательный контент. Любой инструмент для коммуникаций можно применить во благо. Не случайно год назад свой аккаунт в «ТикТок» создала Российская национальная библиотека - крупнейшее и старейшее интеллектуально-культурное учреждение нашего государства. И этот аккаунт пользуется огромной популярностью. А РНБ, похоже, стала одним из инициаторов нового направления - интеллектуального «ТикТок».
- Иногда человеку нужно просто «потупить», не напрягая мозга, это своего рода отдых. Фильмы Арсения Тарковского никогда не соберут полных залов, люди лучше пойдут на «Человека-паука». Но это не отрицает ценности Тарковского, как не отрицают ее и режиссеры, снимающие блокбастеры, - считает вологодский фотограф Сергей Юров.
- Я не берусь судить уровень подобных роликов. Соцсети уже давно стали частью нашего общества, где каждый имеет право на самовыражение. Ограничусь, может быть, словами Булата Окуджавы: «Так природа захотела. Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить». Ну а если эти незамысловатые истории у кого-то вызывают интерес и еще приносят какой-то доход их автору - это реалии, в которых мы находимся, и надо с ними считаться. Особенно, когда воспитываем ценности, интересы и вкусы подрастающего поколения. Поколение клипового мышления уже выросло. Следующее, возможно, поколение «тиктокового» мышления. Но эволюция - это расширение возможностей, в том числе человеческого мозга, а не их сужение до коротких видеороликов, - размышляет Елена Доможирова, начальник Управления культуры и историко-культурного наследия администрации города Вологды.
Арсен Даллакян, маркетолог, изучающий потребительское поведение, отмечает, что в «ТикТок» задан социальный стандарт на дуралейство. На YouTube, например, аудитория приучена, что ты должен нести какое-то содержательное послание. А здесь есть негласная договоренность, что в «ТикТок» можно выкладывать ерунду. Он основан на феномене залипалова: это телек для детей, жвачка для мозга, дофаминовый наркотик. Ты ни о чем не думаешь, посмотрел - хихикнул, пошло эмоциональное поощрение, значит, не зря смотрел. Бесконечная лента способствует этому, и ты становишься собачкой Павлова.
- У меня есть гипотеза, согласно которой эти бессмысленные видео популярны из-за усталости от смыслов и неверия в контент. В обществе слишком много информации, и ей уже не верят. Все уже все обсудили, на любой факт есть другой факт. Возможно, у молодежи это выражено еще ярче: «Все вокруг булшит, а вот это тупо фан». Такая постинформационная ирония, - считает Арсен Даллакян.