4 июля 1910 года на территории нынешнего Завокзального микрорайона Вологды произошла, возможно, последняя задокументированная схватка с нечистой силой. «Вологда.РФ» подготовила материал об этой истории к Хэллоуину.
Вооруженному осиновым колом отцу двоих детей пришлось вступить в единоборство с ведьмой, которой оказалась… его супруга. Неординарное дело слушалось Вологодским окружным судом 20 января 1911 года без свидетелей, т. к. дети отказались давать показания против родителей. Но еще за два года до этого горожан напугала странная находка близ ж/д станции. Молва связала эти два события, и по Вологде поползли жуткие слухи...
Черные башмаки
10 января 1909 года на станции Вологда-товарная, в 250 саженях (т. е. чуть более чем в полукилометре) от ж/д путей полиция, проверявшая показания одного из задержанных, обнаружила два закопанных трупа - мужчину и женщину. У женщины отсутствовала обувь, а голова мужчины была завёрнута в черный плащ. Обоих зарубили топором.
Когда расчистили от снега место происшествия, почти сразу рядом, в кустарнике, нашлась ещё одна «могила»: на глубине 1,5 аршина (чуть больше метра) некто закопал чёрные женские башмаки. И именно эта деталь повергла обывателей в ужас.
Однако довольно быстро выяснилось, что ни маньяк, ни нечистая сила тут ни при чем. Как явствует из чистосердечного признания некоего Шарова, именно он с целью ограбления проник 7 сентября 1908 года в дом фельдшера Семенова, промышлявшего скупкой краденого, и ударил хозяина топором по голове.
Решив избавиться от улик, убийца, чтобы не испачкаться в крови, замотал голову трупа в плащ. Когда на шум выбежала гражданская жена убитого, Шаров, дабы не оставлять свидетелей, зарубил и ее, а потом по очереди прикопал оба трупа близ железной дороги. Украденную серебряную посуду и брошь он сложил в галоши женщины и припрятал у телеграфного столба.
И только про то, зачем снял с женщины и «похоронил» отдельно её башмаки, мужчина так ничего и не смог пояснить полиции. Вообще-то это больше походило на какой-то зловещий колдовской обряд, а Шаров, судя по отчету в газете «Вологодский справочный листок», был простым уголовником.
Зато неподалеку от места преступления проживала, как оказалось потом, самая настоящая ворожея, решившая уморить собственного мужа.
Да ты ведьма!
Обосновалась колдунья в деревне Яминово, которая издавна располагалась рядом с Вологдой (с 1965 года вошла в состав города) на берегу реки Шограш. Потом часть деревни превратилась в ул. Завокзальную (ныне - Можайского). Сегодня от Яминова осталось всего несколько деревянных домов в начале ул. Конева, но именно на бывших полях этой деревни был построен новый каменный вокзал.
Проживавший в Яминове уроженец Боровецкой волости Вологодского уезда Иван Морозов до 55 лет не догадывался, что живет с ведьмой. На суде он показал, что глаза у него открылись, когда он случайно «застукал» супругу Параскеву за подкладыванием странных снадобий ему в пищу, а потом начал маяться животом.
Супруга, которую вся деревня почитала за знахарку, оправдывалась, что это всего лишь приправы, но здоровье мужа продолжало ухудшаться. Мало того - после «разоблачения» вся семейная жизнь Морозовых пошла наперекосяк: Параскева открыто возненавидела мужа и подговорила взрослых детей его поколотить.
Кровавая развязка наступила 4 июля 1910 года. Терпение Ивана лопнуло, когда супруга попыталась облить его сонного кипятком, пишет присутствовавший на заседании суда корреспондент газеты «Вологодский справочный листок». Схватив во дворе осиновый кол, несчастный муж всадил его в грудь коварной жене.
Характерно, что хоронить её никто из односельчан не пришел. А Ивана Морозова присяжные… оправдали, официально признав его супругу ведьмой. И это беспрецедентный случай для России начала XX века.
Плесните колдовства…
Надо сказать, подобные обвинения были для Вологды не в диковинку. В Государственном архиве Вологодской области хранится датированная концом XVIII века челобитная архиерею от мещанина, который заподозрил свою невестку Авдотью в том, что она хочет извести всю семью.
С этой целью Авдотья заговаривала соль, кидала кости в колодец, вязала узелки из трав, пыталась тайком обрезать волосы домочадцев, а также подрезала стельки в их обуви. В итоге заболела младшая дочь хозяина - Марица - «головною и сердечной тоскою». Лишь когда в дом мещанина явился служитель церкви, Авдотья не вынесла мук совести и сама призналась в том, что наводила порчу на родных мужа...
В XIX веке обвинения в ворожбе разбирал суд, который назывался Совестным. Причем пытки и последующее сожжение на костре, в отличие от зарубежной «охоты на ведьм», в Вологде не применялись, а иногда обвиняемых даже оправдывали. Так, 70-летнюю вдову Прокофьеву и ее 20-летнего сына Федора обвинили в колдовстве: якобы при их виде с людьми приключалась падучая, они начинали лаять, ругаться. Медики осмотрели потерпевших, были проведены исследования и «орудий волшебства» (узелков из травы). Однако никакой связи между ненормальным поведением пострадавших и действиями вдовы и сына экспертиза не обнаружила. Семья не была наказана, суд постановил, что собрано недостаточно прямых доказательств.
Большинство подобных дел Вологодского Совестливого суда датируется первой половиной XIX столетия. Подробно исследовал эту тему один из выдающихся юристов дореволюционной России, впоследствии эмигрант Николай Платонович Карабчевский (1851-1925). Он посвятил обзору колдовских дел целую главу из своей книги «Около правосудия» (1902).
Что любопытно - далеко не все тогдашние ворожеи, в отличие от нынешних, оказывались мошенницами. Обычно местные жители выступали за защиту знахарей и знахарок, действительно лечивших людей. Тем же, кого уличали в наведении порчи, приходилось несладко: их наказывали розгами.
А вот обвиненная в 1815 году в колдовстве вдова Варвара Тяпкина, практиковавшая лечение травами, сама подала в суд на клеветников. И выиграла дело!
Неупокоенные
Рассматривавший дела о колдовстве Совестный суд, созданный по инициативе Екатерины II в 1775 году, дабы освобождать общие суды от дополнительной нагрузки по запутанным делам и преступлениям, которые не представляли значительной общественной опасности, прекратил свое существование в 1865 году, а с его упразднением почти прекратились и «колдовские разборки». Так что случай с ведьмой из Завокзального в 1910 году - исключение из правил.
Но это не значит, что ведьмы и колдуны исчезли. Они по-прежнему вершат свои темные дела, в том числе в Вологде и окрестностях, - в соцсети даже создана специальная группа для тех, кто хочет с ними связаться. Правда, по признанию большинства страждущих, это обыкновенные мошенники.
Но есть нюансы. В 2016 году Вологду взбудоражила жуткая история о бабке-призраке, являющейся водителям по ночам на городских перекрестках, где раньше сбивали пожилых женщин. Если это не специально пущенный (а что, оригинальный способ утроить внимательность водителей в тёмное время суток!) слух, то можно предположить, что это привидение неупокоившейся ведьмы…