В условиях пандемии коронавируса и острого дефицита бригад скорой медицинской помощи в Вологде частично снять нагрузку на медиков могла бы частная неотложка, как это происходит в других регионах России. Однако областные власти не торопятся звать на помощь частную скорую, предпочитая решать вопрос с дефицитом открытием кабинетов неотложной помощи при поликлиниках и просто призывая пациентов лишний раз, если ситуация не экстренная, не звонить в скорую. «Премьер» разбирался в ситуации на рынке оказания услуг скорой медицинской помощи в Вологде.
Частной неотложке по ОМС предложили обслуживать в год всего 550 вызовов (меньше двух вызовов в день), в то время как сейчас ежедневная потребность в машинах скорой помощи исчисляется десятками. Фото газеты «Премьер».
В номере 41 от 20 октября этого года «Премьер» рассказывал историю вологжанки Ирины, у которой 15 октября в моногоспитале на Советском проспекте в Вологде скончался отец. Ранее днем в 14 часов она вызвала родственнику скорую помощь. Ждать бригаду пришлось почти девять часов — медики прибыли к пациенту только в 23 часа. Всё это время женщина звонила на станцию скорой помощи им. Турупанова, умоляя забрать отца, показатель сатурации (уровня кислорода в крови. — Прим. ред.) у которого упал до критической отметки 63. Медики лишь разводили руками и советовали ждать — вызовов много, бригады не успевают вовремя приезжать ко всем желающим.
Сообщения о том, что скорую приходится ждать по 2–3 часа и больше, вологжане практически ежедневно оставляют в социальных сетях. О том, что ситуация с оказанием скорой медицинской помощи оставляет желать лучшего, говорил на одной из своих оперативок и губернатор области Олег Кувшинников.
«Количество вызовов скорой медицинской помощи, которые фиксируются сейчас ежесуточно, в 10 раз больше, чем в обычные дни, когда у нас не было пандемии», — сказал он на совещании 12 ноября.
Во многих регионах России проблему нехватки скорых решают за счет привлечения частников.
В Вологде также есть частная скорая помощь, специалисты которой могли бы разгрузить государственную неотложку, а значит, время приезда скорой к пациентам удалось бы сократить.
Но вместо того, чтобы экстренно, как того требует ситуация, привлечь на рынок оказания услуг скорой помощи частную структуру, укомплектованную всем необходимым, в том числе специалистами, лекарствами и машинами, областные власти предпочитают открывать кабинеты неотложной помощи при поликлиниках. Их работа не регламентирована приказами Минздрава о порядке оказания скорой медицинской помощи, а это значит, что по сути они не могут заменять скорую помощь ни по времени прибытия к пациенту, ни по остальным критериям оказания скорой и экстренной медицинской помощи.
ВЫНУЖДЕНЫ ОТКАЗАТЬСЯ
«В настоящее время у нас есть все необходимые лицензии, чтобы оказывать экстренную и скорую медицинскую помощь, — рассказывает руководитель ООО «Вологодская неотложка» Виктор Попов. — То есть в принципе наша организация в этом плане не отличается от станции скорой помощи им. Турупанова, которая сегодня оказывает весь объем услуг по скорой и экстренной помощи в Вологде и Вологодском районе в системе ОМС».
По словам руководителя «Вологодской неотложки», еще со времен СССР существует норматив для скорой помощи — одна бригада на 10 тысяч населения.
«По сути, это методические рекомендации, которые не менялись и актуальны по сей день. В настоящее время станция скорой помощи им. Турупанова обслуживает порядка 390 тысяч человек — это население Вологды и Вологодского района. При таком количестве людей нетрудно посчитать, сколько бригад скорой должно работать — 39. Сколько бригад работает в настоящее время на скорой им. Турупанова, ни для кого не секрет — практически в два раза меньше. При нормативе в восемь вызовов в день одна бригада скорой иногда выполняет 25 вызовов! Стоит ли удивляться, что люди ждут скорую по несколько часов?»
Снять нечеловеческую нагрузку на медиков государственной скорой помощи могла бы частная скорая помощь. Но «Вологодская неотложка» не входит в систему ОМС. И включать ее туда областные власти почему-то не хотят. За последние два года «неотложка» дважды пыталась войти в систему ОМС. Это необходимо для того, чтобы для пациентов вызов частной скорой был бесплатным — в настоящее время вызывать бригаду «Вологодской неотложки» пациенту можно только за деньги.
«Мы пытались войти в систему ОМС еще в 2019 году и запросили на организацию 10 тысяч вызовов в год — это для нас оптимальный вариант, который позволяет работать без убытка, а получение прибыли данная деятельность не предусматривает, все расходы компенсируются фондом ОМС, — объясняет Попов.
— Департамент здравоохранения дал нам всего 439 вызовов на год, и мы были вынуждены отказаться, поскольку держать две бригады в системе ОМС ради фактически одного вызова в день нет смысла. На 2020 год поначалу нам вообще не хотели давать ни одного вызова, но после жалоб в УФАС предложили 515 вызовов в год. Чем руководствуется при этом комиссия Департамента здравоохранения, распределяя нам именно такие объемы, мы не знаем. Никто не считает нужным нам объяснять логику такого распределения. В итоге мы опять же были вынуждены отказаться от работы в системе ОМС».
В УСЛОВИЯХ ФОРС-МАЖОРА
В этом году в условиях пандемии и резкой нагрузки на медиков, казалось бы, пришел звездный час частной скорой. Но вместо того, чтобы выдать частникам срочный «заказ» на услуги, причем в тех объемах, которые ранее были обоснованы ими, а теперь — сложившейся ситуацией с резко возросшим количеством вызовов скорой, областные власти предпочли в этом вопросе бездействовать. Более того, дошло до дела о нарушении антимонопольного законодательства со стороны правительства Вологодской области. 23 ноября Вологодское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения правительством Вологодской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135 «О защите конкуренции». Поводом послужило обращение ООО «Вологодская неотложка».
«Нарушение выразилось в непринятии мер по созданию условий, обеспечивающих недискриминационное распределение объемов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы обязательного медицинского страхования (ОМС) Вологодской области», — пояснили в УФАС.
Еще 27 августа 2020 года антимонопольный орган выдал правительству Вологодской области предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
«До 15 ноября правительство должно было разработать систему распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС, предусматривающую обязательные для комиссии по разработке Территориальной программы ОМС Вологодской области критерии и методику распределения объемов оказания медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС на недискриминационных условиях. В установленные законом сроки предупреждение исполнено не было», — сообщает пресс-служба УФАС Вологодской области.
Рассмотрение дела назначено на 16 декабря 2020 года.
«Методика и критерии распределения объемов оказания помощи в рамках ОМС — это то, от чего зависит количество вызовов. До сих пор эта методика и критерии нам были непонятны, — говорит руководитель частной неотложки Виктор Попов. — Более того, мы могли бы уже сегодня помогать системе здравоохранения города, оказавшейся в непростой ситуации, когда есть дефицит бригад скорой и большой рост числа вызовов. В условиях форс-мажорных обстоятельств (а пандемия коронавируса, несомненно, является таким условием), власть имеет право пересматривать существующие схемы работы, в том числе в рамках оказания скорой и экстренной медицинской помощи. Но никаких предложений от Департамента здравоохранения о привлечении наших специалистов к совместной работе мы пока не получали».
В Департаменте здравоохранения области на просьбу прокомментировать ситуацию «Премьеру» посоветовали обратиться с официальным письменным запросом на имя начальника. Мы будем следить за развитием ситуации.