Ажиотажный спрос на жилье отмечают в последнее время вологодские риэлторы: желающих купить недвижимость в регионе гораздо больше, чем желающих ее продать. Причин тому множество - от пандемии до снижения ставок по ипотечным кредитам. В итоге «вторичка» уходит влет, новостроек не хватает, а цены на частные дома растут, как на дрожжах: порой за развалюху на клочке земли хозяева просят по два-три миллиона и уступать в цене не собираются.
К концу 2020 года оформить ипотечные кредиты решились и те граждане, чьи доходы раньше не позволяли купить жилье. Фото Игоря Аксеновского
Череповец: очередь за квартирами
- В этом году мои родители надумали сменить шумный Череповец на зеленый пригород областного центра, - рассказывает вологжанин Максим Никитин. - К нашему удивлению, вопрос о продаже недвижимости решился в считаные дни. Небольшую «двушку» в стареньком доме мы продали в начале сентября за 1,7 миллиона (зимой, до пандемии, она была дешевле на 150 тысяч). При этом от потенциальных покупателей не было отбоя.
Квартиры сейчас разлетаются как горячие пирожки, подтвердила «КС» соучредитель череповецкого агентства недвижимости «Компромисс» Ольга Красильникова. Она объяснила, что при стабильной экономике рынок недвижимости понятен и предсказуем: чем больше средств у населения, тем больше сделок с жильем. Есть в этой сфере и своя сезонность: к примеру, обычно январь и февраль - затишье, затем активность падает ближе к лету. Но в этом году правила начала диктовать пандемия с ее ключевым словом «неопределенность». В итоге спрос на квартиры вырос в разы, а предложение так же, в разы, упало: на каждый ликвидный объект недвижимости, выставленный на продажу в городе металлургов, сейчас претендуют в среднем шесть покупателей.
- Активно скупать квартиры череповчане начали в феврале-марте, когда банки снизили процентные ставки по вкладам. В ответ люди стали снимать сбережения и думать: куда их вложить?! Один из вариантов - инвестировать в недвижимость, что многие и сделали. Сдавать квартиру в аренду - пусть небольшой, но доход, а если делать это с умом, то и прибыльный бизнес, - рассказывает Красильникова.
56,5 миллиарда рублей составлял совокупный объем ипотечной задолженности вологжан на 1 сентября 2020 года.
По сравнению с началом года рост составил 9,2%.
Зашевелились в этом году и граждане, которые уже давно хотели купить жилье, но оттягивали: ждали лучших времен, минимальных цен. Увидев картину с точностью до наоборот, они поспешили в агентства.
- Раньше рынок теплился за счет того, что риэлторы без устали убеждали продавца (покупателя): мол, вам за такие деньги жилье не продать (не купить), просили пересмотреть цену. Сегодня уговаривать людей уже не надо, - делится Ольга Красильникова. - При этом цены подросли, и заметно.
К примеру, самый ходовой товар по нынешним временам - «двушка» в далеко не новой, но теплой пятиэтажной «панельке», желательно на средних этажах. Так вот, до марта такая жилплощадь стоила в среднем 2,1-2,2 миллиона рублей. Сейчас на рынке подобных квартир не осталось, а появись они за 2,5 миллиона - за ними выстроится очередь.
Хорошо расходится и жилье в новостройках. В пандемию, чтобы поддержать строительный бизнес, государство стало субсидировать эту сферу. Правда, на первичном рынке квартир тоже не хватает: строительство в Череповце идет не слишком активно, сетуют риэлторы.
Вологда: разошлись даже неликвиды
- Начало осени было «живеньким»: в Вологде разобрали даже «долгоиграющие» объекты, старые квартиры без ремонта, жилье на первых этажах, загородные дома, земельные участки, дачи. А цены выросли до небес, - удивляется директор агентства недвижимости «Посредник» Наталья Позднякова. - До карантина «однушку» в хорошем состоянии можно было купить за 1,3-1,4 миллиона, а сейчас за нее надо выложить два. Доходит до курьезов: помню, в шесть вечера мы поехали с клиентом смотреть «двушку» за 2,2 миллиона рублей на улице Ленинградской, а когда через 20 минут зашли в подъезд, то собственник уже поднял цену на 500 тысяч. При этом у дверей стояли три покупателя, готовых взять квартиру не глядя.
Причины столь резкого ажиотажа в Вологде все те же: удешевление ипотеки, падение банковских ставок, материнский капитал, в том числе на первенца. Как следствие за квартирами пошли даже граждане с доходом ниже среднего - те, что раньше не могли позволить себе взять ипотечный кредит.
- Но этот ажиотаж искусственный, он до добра не доведет, - предупреждает Наталья Позднякова. - Мы уже видим: люди ведут себя неадекватно - меняют на ходу решения, неоправданно взвинчивают цены. Такое уже было в 2014 году и, заметьте, прошло. Думаю, к весне и эта ситуация нормализуется.
- На Вологодчине очень скудный рынок новостроек, его слегка монополизировали пять крупных застройщиков, и у них будущее жилье уже забронировано и распродано на два года вперед, - поддерживает коллегу руководитель агентства недвижимости «Этажи» Ольга Смирнова. - Когда застройщики подняли цену квадратного метра с 45 до 53 тысяч рублей, их примеру последовали и собственники жилья на вторичном рынке. Вот народ и забеспокоился: побежал за квартирами, «пока не началось». Сейчас хорошая квартира больше двух дней на рынке не задерживается: зачастую покупатель вносит задаток быстрее, чем выходит объявление о продаже.
Это как с соляным и гречневым бумом: люди сами создали дефицит своим повышенным спросом. Ольга Смирнова советует сейчас покупать квартиры лишь тем, кому они действительно срочно необходимы. А тем, кто желает выгодно вложить свои средства, лучше не спешить, а вспомнить все тот же 2014-й: тогда люди, нахватав дорогущих квартир, потом продавали их на 10-15 процентов дешевле.
Подождать до весны советует землякам и риэлтор Яна Шабанова. В следующем году, даже если ипотечные ставки вырастут, цены, скорее всего, упадут, да и выбор у людей будет больше.
Справка
По данным пресс-службы Отделения по Вологодской области СЗГУ Центрального банка РФ, за восемь месяцев 2020 года совокупный объем ипотечной кредитной задолженности жителей Вологодской области возрос на 4,7 миллиарда рублей, или на 9,2% по сравнению с началом года. На 1 сентября он составил 56,5 миллиарда рублей. За этот же период средневзвешенная ставка по ипотечным жилищным кредитам в рублях снизилась с 8,8 до 7,2% годовых. Что касается доли просроченной задолженности по ипотечным жилищным кредитам, то она с начала года сократилась на 0,1 процентного пункта - до 0,7% на 1 сентября.
Районы: скупают все
В Великом Устюге «рулят» слухи о якобы грядущем дефолте. Боясь, что сбережения обесценятся, жители распечатали кубышки. А те, кому собственных средств не хватило, поспешили в банки за кредитами: там шквал заявок.
- Городок у нас небольшой: всего в нашей базе данных числилось около 135 объектов, включая коммерческую недвижимость и земельные участки, - рассказала нашему изданию директор ООО «Агентство «Орбита» Наталья Абдуманапова. - Пик продаж пришелся на август и сентябрь. Сначала собственники продавали жилье по прежним ценам, делая скидки. А потом подняли стоимость, и торг стал неуместен.
Хитом продаж в Великом Устюге стали двухкомнатные квартиры в кирпичных домах. «Однушки» и «трешки» тоже расходились на ура. А вот с частными домами и коттеджами все сложнее - они стоят до пяти миллионов в пригороде и до восьми - в райцентре. Но в этом случае выручают «северяне» - уроженцы этих мест, отработавшие в Инте, Воркуте, Архангельске, Северодвинске. Выйдя на льготную пенсию, они скупили примерно треть всей свободной недвижимости в районе.
Похожая ситуация - в Грязовце.
- В последние месяцы мы работаем без выходных, - делится эксперт по недвижимости в Грязовецком районе Анна Новожилова. - Покупательский бум начался у нас после карантина, и все порядочное жилье уже разошлось - сейчас люди выбирают лучшее из худшего.
По словам Анны, спусковым крючком на рынке недвижимости стала льготная сельская ипотека под 2,7 процента годовых. Жители поспешили за кредитами в банки, собственники жилья в ответ подняли цены. Если раньше «двушка» в плохом районе (без школы и детского сада) стоила 800 тысяч рублей, то сейчас - 1,1-1,2 миллиона.
Стоимость такой же жилплощади ближе к центру выросла с 1,4 миллиона до 1,7-1,8. Более того, хороших «двушек» уже не осталось: люди стоят за ними в очередь и просят риелторов «иметь их в виду», как только появится подходящий вариант.
- Квартиры спрашивают и местные, и приезжие, и горожане, и жители деревень. А некоторые собственники уже передумали продавать жилье, - говорит Анна Новожилова. - К примеру, одна моя клиентка хотела продать свой дом и переехать из Грязовца в Вологду: неделю она смотрела квартиры в областном центре, а потом вернулась удрученная и сняла недвижимость с продажи - мол, вырученных за дом денег все равно на покупку не хватит.
Где спокойнее, так это в Соколе. Там на весь город продается около 600 объектов жилой недвижимости. Практически все они не новые и в большинстве своем неликвидные, а хозяева «загибают» цены, так что объект зависает в продаже на долгие месяцы.
- Во время карантина мы были обездвижены, терпели убытки, затем случился небольшой всплеск продаж: кто хотел купить жилье, тот купил. Сейчас все вернулось в привычное русло: 20-30 клиентов на весь Сокол. Комнату в общежитии у нас можно по-прежнему купить за 200 - 250 тысяч, «однушку» - за 800 - 900, а частные дома в зависимости от возраста, размера и района стоят от полумиллиона до двух, - говорит Илья Смышляев, руководитель отдела продаж агентства недвижимости «Ключ».
Рынок скоро встанет?
Как и в 2014 году, сейчас геополитическая нестабильность и пандемия коронавируса также оказывают сильное давление на рубль, что, в свою очередь, подогревает спрос на жилье. Плюс господдержка. Однако повышенный спрос на недвижимость небесконечен. В том же 2014 году ажиотаж длился примерно два месяца и завершился падением цен. Эта история, скорее всего, повторится: примерно до нового года, цены будут расти, а затем рынок встанет, потому что у покупателей закончатся деньги, а у продавцов - адекватные по цене квартиры, прогнозирует irn.ru.
В Национальном рейтинговом агентстве подсчитали: к середине октября из-за высокого спроса цены на жилье в новостройках Москвы выросли на 10 процентов по сравнению с концом апреля, в Санкт-Петербурге - на 17, в регионах - в среднем на семь процентов. О необходимости остановить этот рост говорил Владимир Путин на недавнем форуме «Россия зовет!». Он призвал увеличивать предложение на жилищном рынке, иначе весь эффект от снижения ипотечных ставок сведется к нулю.
Владимир Путин добавил, что по итогам 2020 года объем ипотечного кредитования в стране обновит рекорд, превысив 3,5 триллиона рублей. Президент также отметил, что в следующем году власти намерены в три раза увеличить финансирование программы сельской ипотеки под 2,7 процента годовых.
Ну а программу льготной ипотеки под 6,5%, начатую в мае 2020 года, в России уже продлили до 1 июля 2021-го. Соответствующее постановление в конце октября подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Эта программа, напомним, касается лишь покупки жилья в новостройках. Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области кредит ограничен суммой в 12 миллионов рублей, для остальных регионов - в шесть миллионов.
По подсчетам экспертов, до середины следующего года российские банки могут выдать еще более 600 тысяч кредитов на 1,85 триллиона рублей, сообщает abnews.ru. Причем некоторые специалисты не исключают появления ипотечного «пузыря» - это когда кредиты массово берут граждане, которые не в состоянии их оплачивать.