Вологодский реставратор спас чудотворные иконы в Кремле

[Обзор прессы]

Десять лет назад - летом 2010 года - в киотах Спасской и Никольской башен Московского Кремля под толстым слоем штукатурки были обнаружены чудотворные иконы Спасителя и Николая Можайского. Каждый раз, бывая в столице, я любуюсь их золотыми ликами и испытываю особую гордость за Вологодчину. Среди тех, кто спас национальные святыни от гибели, был и вологжанин Александр Брягин. Накануне празднования 135-летия со дня основания Вологодского музея-заповедника «Красный Север» решил рассказать своим читателям о жизни и творчестве этого удивительного человека. 

Александр Брягин во время работы над картиной «Иван Грозный на постройке Софийского собора». Фото предоставлено Вологодским музеем-заповедником

Друг Есенина

Его имя хорошо знакомо российским реставраторам, иконописцам и другим деятелям культуры. А вот у нас о нем почти забыли, хотя Александр Иванович, проработавший в Вологодском музее с 1926 по 1930 и с 1939 по 1948 год, сделал немало для реставрации северных икон, для популяризации древнерусской живописи и истории Вологды. Именно с ним связывают появление при музее реставрационных мастерских, которые продолжают работать и в наши дни.

Александр Брягин родился в 1888 году в слободе Мстера Владимирской губернии. Его семья, хоть и принадлежала к крестьянскому сословию, не занималась сельским хозяйством. Отец Иван Васильевич слыл в округе лучшим иконописцем. Он обучил этому ремеслу и трех своих сыновей: Евгения, Николая и младшего Александра. После окончания сельской школы братья работали в частных мастерских Мстеры. 

В 1905 году Александр переезжает в Москву, где в мастерских Богатенко и Гурьянова постигает профессиональное мастерство техники иконописи и реставрации. В 1913 году устраивается на работу в реставрационные мастерские Русского музея Санкт-Петербурга, в которых работал его старший брат Николай. Вместе они трудятся в городе на Неве над созданием списков с икон суздальского Покровского монастыря, подлинники которых были отобраны императором Николаем II для музея.

В 1914 году Александра Брягина мобилизуют в армию. В одном из боев он получает осколочное ранение в шею и направляется в лазарет Царского Села. После выздоровления записан в запасную автомобильную роту, хотя шофером никогда не был. В роте служили в основном, говоря современным языком, представители творческой интеллигенции: художники, поэты, артисты, писатели. Здесь состоялось знакомство Александра Брягина с Сергеем Есениным. Поэт числился санитаром Ее Величества Императрицы Александры Федоровны военно-санитарного поезда № 143, не раз читал свои стихи представителям царского рода. 

А молодой реставратор, неся службу за веру, царя и Отечество, участвовал в росписи Царскосельского Федоровского собора. Отметим, что имя Александра Брягина упоминается в нескольких письменных воспоминаниях о Есенине.

Картина Александра Брягина «Иван Грозный на постройке флота в Вологде»

Золото Парижа 

Первые годы после революции были весьма трудными в жизни художника. Он переболел сыпным тифом, не мог найти достойную работу в столицах и вернулся домой, во Владимирскую губернию. Чтобы свести концы с концами, Александр Иванович добровольцем поступает в Красную Гвардию, несет службу в военнизированной охране. Вскоре благодаря брату Евгению его откомандировывают в Москву в комиссию по раскрытию памятников искусства при отделе по делам музеев Наркомпроса. 

В 1918 году известный реставратор Игорь Грабарь привлекает Александра к реставрации жи­вописи Успенского собора Московского Кремля. Возможно, тогда же Александр Брягин помогает Грабарю восстанавливать иконописное изображение Николая Можайского на Никольской башне Кремля, сильно пострадавшее в ходе уличных боев в Москве в октябре 1917 года. Может быть, по этой причине в 1935 году героя нашего повествования и отправили закрывать иконы от верующих? 

В ряде источников указывается, что Александр Брягин участвовал в реставрации знаменитой «Троицы» Андрея Рублева. Однако известный вологодский реставратор Иван Федышин убежден, что это ошибка. Самый сложный процесс - покрытие красочного слоя олифой - действительно осуществлял Брягин, однако не Александр, а его старший брат Евгений. Что, впрочем, не мешало герою нашего рассказа присутствовать при этом историческом моменте и учиться мастерству у именитых специалистов. А вот информация о том, что в эти годы Брягин-младший работал над реставрацией святынь в монастырях Новгорода и Пскова, а также Троице-Сергиевой Лавры, не вызывает сомнений.

В период подготовки большой заграничной выставки русских икон в Европе, Америке и Австралии Брягин вызывался в Центральные государственные реставрационные мастерские, где исполнил копию иконы Владимирской Божией Матери.

В конце 1920-х годов специальность иконописца становится в Стране Советов не в почете. Брягин вновь возвращается в Мстеру, где с другими художниками основывает творческий союз «Рабис» и трудится в нем инструктором по росписи деревянных изделий. Бизнес особого успеха не приносит. От финансовой безысходности Александр записывается в отряд прод­разверстки и выезжает в Сибирь за хлебом. В 1923 году местом его работы числится артель «Древнерусская народная живопись», которая занимается в Мстере изготовлением и продажей ковриков с русалками, лаковых миниатюр и картин по мотивам народных сказок и игрушек.

С 1933 по 1940 год в Иванове были развернуты четыре художественные выставки, на которых демонстрировались работы Александра Ивановича. Позднее замечательные лаковые миниатюры Брягина были высоко оценены на всесоюзных, всероссийских и даже международных выставках. 

В 1937 году они экспонировались на Международной парижской выставке, где были удостоены золотой медали. В 1939 году брягинские миниатюры были представлены на Международной выставке в Нью-Йорке.

Освящение Патриархом Кириллом в 2010 году иконы на Спасской башне

Бунтарский дух

В 1926 году начинается первый вологодский период в жизни художника. Брягин работает и живет в музее. За пять лет им был выполнен огромный объем работ по укреплению и расчистке икон. Также отреставрировано уникальное произведение всемирно известного иконописца Дионисия - икона Димитрия Прилуцкого с житиями, на две трети раскрыта древняя живопись на иконе «Богоматерь Умиление (Подкубенская)» первой трети XIV века. Сегодня эти иконы являются жемчужинами богатейшей коллекции Вологодского музея-заповедника. Они неоднократно экспонировалась за границей в составе сборных коллекций древнерусской живописи.

К слову

Во время пресс-конференции, посвященной окончанию работ по восстановлению иконописных изображений Спасителя и Николая Можайского на Спасской и Никольской башнях Московского Кремля, председатель Попечительского совета фонда Андрея Первозванного по восстановлению утраченных святынь Владимир Якунин назвал имена двух реставраторов - Владимира Плеханова и Александра Брягина, которые в 1935 году ослушались приказа руководства страны уничтожить иконы. В годы гонений на Церковь специалисты не сомневались, что рано или поздно эти изображения вновь украсят кремлевские башни. Они сумели так положить штукатурку на сетку-рабицу, что образовавшийся внутри «пустого мешка» микроклимат только способствовал сохранению святынь.

В конце 1920-х годов в СССР усиливается борьба с религией. Государство практически прекращает финансирование работ по спасению памятников истории, рушатся церкви, ценные иконы продаются за границу. Арестован брат Александра Николай, работавший реставратором в Ярославском музее. 

В 1932 году Николай Брягин лишится рассудка и умрет в ивановской тюрьме НКВД.

Подвергся критике и Александр Иванович. 25 января 1930 года в «Красном Севере», в статье «Житие и чудеса святого Дмитрия Прилуцкого» некий автор под псевдонимом Николич раскритиковал изданную музеем брошюру «Северные памятники древнерусской станковой живописи». Он назвал издание «вредной дрянью» и призвал «вправить мозги» работникам музея за распространение религиозного дурмана.

Трудно сказать, стала ли эта статья причиной последующего увольнения Брягина из музея или к расставанию привело стремление Александра Ивановича спасти от уничтожения в Софийском соборе могилы архиереев. Протестовал реставратор-иконописец и против устройства в главном храме Вологды маятника Фуко, но этот бой безбожникам он проиграл. Скорее всего, причиной отъезда Брягина из Вологды в Иваново стало прекращением финансирования реставрационных работ по заданию Госторга и последующее закрытие музейной реставрационной мастерской.

Среди отреставрированных Брягиным икон числится и жемчужина музея Вологды – икона Богоматерь «Умиление», датируемая XIV веком. Вологжанам она известна и как Подкубенская Божия Матерь

Возвратился навсегда!

В конце 1930-х годов реставратор-живописец неоднократно обращался в Вологодский музей с просьбой вновь принять его на работу. Это желание художника активно поддерживали Центральные государственные реставрационные мастерские. И хотя в нашем музее не было штатной единицы художника-реставратора, директор музея Философ Куропатников, к слову, не всегда разделявший взгляды Брягина на вопросы сохранения культурного наследия, в июне 1939 года не только нашел возможность устроить Александра Ивановича на работу, но и оплатил ему проезд и перевоз багажа.

Перед войной Брягин помогал становлению музеев недавно образованной Вологодской области в Великом Устюге, Череповце, Тотьме, Устюжне, Кириллове, занимался в них атрибуцией предметов народного творчества, произведений древнерусской живописи. Он считается организатором экспозиции иконописи Вологодского музея-заповедника, составителем обобщенных письменных материалов по народному творчеству и художественным промыслам Вологодчины.

Свой богатый опыт художника-реставратора Александр Иванович передавал молодым. В 1943 году его учеником стал Николай Иванович Федышин (1928 - 2005) - представитель знаменитой вологодской династии реставраторов. Брягин пользовался в интеллигентской среде Вологды почетом и уважением. Именно он познакомил писателя Владимира Белецкого с Ниной Железняк, был гостем на их свадьбе. Позднее один из своих очерков - «Мастер тонкой кисти» - Владимир Степанович посвятит Александру Брягину.

Александр Иванович оставил свой след в истории Вологодского музея и как талантливый живописец. Во второй половине 1939 года им было отреставрировано 12 художественных полотен. Также он написал портреты Сталина и Молотова, картины «Суд над Галилеем» и «У озера Хасан». В 1940 году Брягин был принят в Союз художников.

Особенно напряженный график работы был у Александра Ивановича в годы Великой Отечественной войны. Осенью 1941 года Брягин руководил работами по подготовке коллекции древнерусского искусства музея Вологды к эвакуации в Омск и Тотьму. 

Мы гордимся, что жизнь и творчество одной из самых заметных фигур в истории культуры вологодского края середины ХХ века - художника-реставратора Александра Ивановича Брягина связаны с Вологодским музеем-заповедником. Трудно оценить вклад этого человека в спасение и сохранение ценностей северных монастырей и храмов, в реставрацию живописных полотен мастеров прошлого, в формирование музейного фонда Вологды. 
На официальном сайте музея размещена интерактивная выставка, которая знакомит пользователей Интернета как с работами самого Александра Ивановича, так и с произведениями, прошедшими через умелые руки реставратора. 

Ирина СОКОЛОВА, 
заместитель генерального директора 
Вологодского музея-заповедника

В 1944-м лично сопровождал возвращение ценностей из Тотьмы, а в 1945 году распаковывал ящики с музейными фондами, вернувшиеся из Омска транзитом через Москву. 
Не прекращал Брягин и реставрационной деятельности, в годы войны им была сделана пробная расчистка декоративной настенной росписи в «судной избе» Экономского корпуса. В 1942 году произведено частичное раскрытие восьми памятников, а в 1944-м художником вместе с Николаем Федышиным осуществлены расчистка девяти икон и консервация 35 памятников. 

Мастер продолжал реставрацию икон и в годы войны.

Только за 1942 год Александр Брягин совместно с Екатериной Федышиной оформили 32 выставки-передвижки. Благодаря им в июле 1942 года в музее открылась первая стационарная выставка - «Героическое прошлое Вологды и история Вологодского кремля» в Софийском соборе. 

Занимались музейщики и созданием произведений патриотической направленности. В конце войны Брягин написал портрет генерал-майора Героя Советского Союза Евгения Преображенского, картину «Салют Родины», знаменитую миниатюру «Александр Невский призывает новгородцев на борьбу с псами-рыцарями», которая 1945 году экспонировалась на выставках в Москве и Тегеране. 

В ноябре-декабре 1944 года, после освобождения кремля от военных складов, Александр Иванович принимал активное участие в переноске памятников древнерусского искусства и произведений жи­вописи в новые помещения, оборудованные под фонды. Не стоит забывать, что кроме своей основной деятельности сотрудники музея были задействованы в военное время на оборонных и хозяйственных работах, дежурили в госпиталях, рисовали афиши партийных мероприятий, привлекались к заготовке дров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР Александр Брягин был награжден в 1945 году медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».
Уже в мирное время, специально к 800-летнему юбилею Вологды художник Брягин написал картины на исторические темы, ставшие широко известными: «Вологда в 1147 году», «Иван Грозный осматривает корабли», «Петр Первый в Вологде». Сегодня эти работы хранятся в фондах Вологодского государственного музея-заповедника.

Александр Брягин скончался 25 июня 1948 году. Похоронили его на Лазаревском Горбачевском кладбище. Могила выдающегося хранителя древностей считается утраченной.

Автор благодарит за помощь в написании материала Вологодский музей-заповедник и лично старшего научного сотрудника музея Елену Виноградову.

Автор:
Евгений Стариков
Источник:
Красный север