Как Череповец стал частью сервиса «Яндекс. Транспорт»

[Обзор прессы]

Николай Головкин — череповецкий программист-энтузиаст, проработавший восемь лет в крупнейшей интернет-компании России «Яндекс». В 2014 году на общественных началах он подключил Череповец к сервису «Яндекс.Транспорт», который позволяет в реальном времени отслеживать местоположение общественного транспорта и узнавать время его прибытия на нужную остановку. Николай провел всю организационную работу, договорился со всеми участниками, нанес на карту Череповца все остановки и маршруты, сам разработал и протестировал программу, передающую данные от «Автоколонны № 1456» в «Яндекс». А совсем недавно на электронных картах известного приложения, снова благодаря Николаю, к автобусам добавился и неизменный атрибут города — трамваи. Подробности выяснял «Голос Череповца».

Николай, расскажите, как вы попали на работу в «Яндекс»?

Я окончил ЧГУ по специальности «управление и информатика в технических системах» и в 2007 году пошел работать на «Северсталь» в службу информационных технологий. Моей основной задачей было поддерживать корректную работу распределенной по всему заводу системы межцехового энергоучета. Там я стал осваивать набирающий популярность язык программирования Python. Его мне посоветовал мой начальник, за что я ему очень благодарен, это определило мою дальнейшую судьбу. Через три года я ушел с «Северстали» и вспомнил, что видел в Интернете объявление о вакансии программиста в компании «Яндекс». Я ответил на все контрольные вопросы, которые мне показались довольно легкими, отправил анкету на удачу... И вдруг мне ответили с предложением пройти собеседование по видеосвязи, потом дали домашнее задание, которое я выполнил, а еще через неделю прислали ответ: «Вы нам подходите». Мне очень не хотелось никуда уезжать, и Москву я не люблю. Но взвесив все «за» и «против», решил, что шанс поработать в «Яндексе», возможно, бывает раз в жизни. Согласился и поехал. Но без родного города я обойтись не мог — приезжал в Череповец на каждые выходные. В пятницу вечером скорее мчался на вокзал, а в понедельник — на работу, в московский офис, прямо с утреннего поезда. И так на протяжении восьми лет.

Почему так тянуло обратно на родину?

Я люблю наш город и не представляю свою жизнь без родных и друзей. Мне нравится, что в любой момент могу уехать на природу, в деревню к родителям или на дачу. В «Яндексе» работало много ребят родом из Череповца, которым, по их рассказам, переезд дался, наоборот, легко и ничто их не тянуло обратно. А я сразу понимал, что не останусь в Москве навсегда. В какой-то момент стало совсем тоскливо, я уволился и вернулся в Череповец.

Расскажите о том, как пришла идея подключить Череповец к сервису «Яндекс.Транспорт»?

В 2013 году я увидел новость, что «Яндекс» разрабатывает приложение по отслеживанию общественного транспорта. Мои рабочие обязанности были совершенно не связаны с этим проектом. По плану компания собиралась подключать сначала самые крупные города страны. Я нашел коллег, которые занимаются этим сервисом, и предложил подключить Череповец в числе первых при условии, что все сделаю самостоятельно. В «Яндексе» мне дали доступ к внутренней программе, в которой я нанес маршруты и остановки общественного транспорта Череповца. В «Автоколонне № 1456» мне дали доступ к базе данных диспетчерской. Я написал программу, которая собирает данные из базы перевозчика и в заранее оговоренном формате передает в «Яндекс», разместил ее на сервере.

Сколько времени потребовалось на то, чтобы реализовать идею?

На все от идеи до запуска ушел год. Сидел по вечерам после работы и рисовал маршруты. Пришлось столкнуться с некоторыми сложностями. Например, если Череповец я знаю хорошо, то, когда спустя год стал заниматься подключением Вологды, возникли трудности. Переписка с вологодскими перевозчиками исчислялась сотнями рабочих писем. Иногда мне присылали фотографии схем маршрутов, нарисованных от руки. Единой официальной схемы маршрутов в городе не было. Уходило много времени, чтобы во всем этом разобраться.

Программа требует постоянного внимания, регулярных настроек?

Сейчас она работает довольно стабильно, какие-то изменения приходится производить, когда что-то меняется у перевозчика. Другой важный момент: у меня нет своего сервера, мне приходится его арендовать. Сервер — это специальный надежный компьютер, подключенный к источнику бесперебойного питания и к высокоскоростной сети. Год назад я открыл сбор средств на аренду сервера для работы «Яндекс.Транспорта» в Череповце и Вологде и благодарен людям, которые поддерживают меня любой суммой, это очень мотивирует.

Вы сами часто пользуетесь услугами общественного транспорта?

Да. Хотя у меня есть машина, мне по городу больше нравится перемещаться на автобусе или на велосипеде. Например, за все восемь лет, что жил в Москве, я лишь несколько раз пользовался автомобилем. Многие считают, что если на машине дорога на работу занимает 25 минут, а на автобусе 50, то лучше ездить на машине, чтобы сэкономить время. Но ведь пока едешь в автобусе, можно потратить это время на чтение книги или полезной статьи, смартфон сейчас есть у многих. Вообще, некоторые чиновники считают, что автобусы нужны только тем, у кого нет денег на машину. Однако современные города делают общественный транспорт удобным для всех, а главный критерий эффективности общественного транспорта в городе — это сколько людей, имеющих личный автомобиль или возможность его купить, сознательно выбирают автобус, троллейбус или трамвай. Конечно, автоиндустрия шагнула далеко вперед, машины становятся все комфортнее: есть шумоизоляция, подогрев сидений, климат-контроль и т. д. А вот большинство автобусов и все трамваи у нас требуют замены. Я был в испанском городе Бильбао, размерами с наш Череповец, который славится своими трамваями. Когда едешь, слышишь лишь легкий шелест вентилятора кондиционера — ни грохота, ни лязга, ни раздражающих посторонних звуков. И это просто кардинально меняет представление о том, каким должен быть общественный транспорт.

Автор:
Иван Крылов
Источник:
Голос Череповца