«Лужи и чиновники за 100 лет не изменились». Как две девушки из Вологды создали экскурсионное бюро и пробудили интерес к городу у его жителей

Катя Хоботова и Нина Смелкова

Фото автора и из группы vk.com/vokrug_da_okolo

Бизнес, который не выглядит бизнесом, — пожалуй, так можно описать проект Кати Хоботовой и Нины Смелковой из Вологды, который они начали пять лет назад без каких-либо финансовых вложений. Девушки открыли бюро нестандартных экскурсий «Вокруг да около». Они уверены: сегодня важны не факты, которые каждый может найти в интернете, а их упаковка и личные истории. О том, почему их бюро похоже на ремесленническую контору и где в Вологде искать невест, — в материале «7х7».

О «нулевом клиенте»

До создания бюро Катя Хоботова и Нина Смелкова уже проводили экскурсии по Вологде, но по отдельности. Нина после окончания филологического факультета пошла работать в литературный музей, сначала вела литературные экскурсии по городу, потом — велосипедные. Тогда же познакомилась с Катей — та училась на факультете иностранных языков и проводила экскурсии для туристов.

Нина:

— Так и появилось наше бюро. Мы попытались соединить наши смутные представления о том, что мы хотим делать, и что-то создать из этого. Это оказался не такой простой процесс, как мы думали. Сошлись на экскурсиях для местных жителей. Туристических фирм и гидов очень много, а нам хотелось привнести в экскурсии какую-то душевность и рассказать жителям об их же городе и в обычных деталях, не в легендах, найти что-то интересное. Это сложная задача.

Катя:

— Мы хотели делать что-то необычное, но оказалось, что необычное кроется в обычной житейской истории, которую люди не всегда знают. Люди очень любят легенды, любят находить что-то спрятанное, но мы поняли, что если пересказать иначе обычные истории, то получается не менее интересно.

«Нулевым клиентом», как его в шутку называет Нина, был мужчина. С него все и началось. В 2015 году девушки сидели в кафе и обсуждали концепцию экскурсий, и вдруг откуда-то сзади услышали не очень трезвый мужской голос: «Девочки, а я бы пришел!» Через месяц тот же мужчина в том же кафе напомнил: «Так будет экскурсия-то, девочки?» И девушки решили: надо делать.

«Вокруг да около» задумывалось как бюро для вологжан, но примерно половина желающих посмотреть город — это туристы. Не в сезон больше своих, местных. Кате с Ниной удалось то, о чем они мечтали, — заинтересовать историей Вологды ее жителей.

Нина:

— У нас был случай, к нам обратились люди: «Мы живем в историческом доме, мимо нас все время ходят гиды и что-то рассказывают. Проведите для нас экскурсию, что там они рассказывают?» Очень много историй, когда к местным приезжают гости и ты вроде бы там не совсем гид, потому что человек, к которому приехали, хочет похвастаться перед гостями знаниями, которые сам когда-то получил. Местные, услышав какие-то известные легенды, говорят: «Ой, вот этого не надо!» Они и сами неплохо знают историю своего города. Есть постоянные посетители экскурсий, которые начинают: «Вот в этом доме в 60-е было то-то, мы знаем, мы там были…» Это тоже очень классная личная история, мы уже не столько рассказываем людям какие-то факты, сколько общаемся с ними, и они тоже тебе что-то рассказывают. Местные окают на экскурсиях — это прям маркер местных/неместных. Они начинают вспоминать слова своих бабушек, как те говорили. Для туристов это экзотика.

Катя:

— При этом отношение к самому памятнику [букве О] совершенно разное. Местные говорят: «Да ну, нет у нас оканья никакого, что врут-то все! Вот москвичи так акают».

КАТЯ В ОДНОМ ИЗ ВОЛОГОДСКИХ ДВОРИКОВ

О бизнесе как ремесле

Первое время у девушек не было офиса: Нина работала в литературном музее, а Катя готовилась к экскурсиям у себя дома.

Катя:

— Первая экскурсия у нас прошла прямо здесь, за этим столом [у Кати дома]. Мы были настолько смелы, что умудрились позвать 17 человек. Хорошо, что это были знакомые и знакомые знакомых. Это была зима, мы понимали, что людям должно быть не только нескучно, но и не холодно.

Бюро «Вокруг да около» очень быстро стало популярным. В 2017 году Нина Смелкова победила в конкурсе Русского географического общества «Лучший гид России» в номинации «Гид-профессионал. Город».

В том же году у девушек появился офис в здании бывшей гостиницы «Золотой якорь» в историческом центре Вологды — он был нужен для встреч с туристами, для того, чтобы в сезон, когда по пять экскурсий в день, сделать перерыв, отдохнуть, наполнить чаем большой термос для экскурсантов.

 

Катя и Нина предпочитают работать с группами до 15 человек, чтобы уделить внимание каждому. Когда хорошая погода, желающих иногда набирается больше, чем нужно, и тогда экскурсию на ту же тему проводят повторно.

Катя мечтала, что экскурсии станут ее постоянной работой, а для Нины бюро — это способ заняться чем-то еще, бегство от стагнации.

Девушки рассказывают, что, когда они еще только загорелись идеей создать бюро экскурсий, они не думали о прибыли и сосредоточились исключительно на творческой стороне. Со временем хобби стало приносить доход, но многие клиенты до сих пор думают, что экскурсии — это просто для развлечения.

Катя:

— Вопрос о том, чем мы занимаемся «для жизни», задают даже туристы. Говорят: «Ну хорошо. Иван Грозный, Герасим, Пётр Первый. А как вы живете-то, на что?» На самом деле, когда мы это придумывали, мы не знали [как будем зарабатывать]. Мы — девочки, для которых слово «бизнес-план» существует только на вебинарах, и это не те вебинары, которые смотрим мы. Вначале мы могли только пожертвовать нашим временем — придумать несколько экскурсий и посмотреть, что из этого будет дальше.

Нина:

— Потом оказалось, что люди готовы ходить на наши экскурсии, готовы платить деньги, и наше время стало как-то окупаться. У нас появилась репутация в городе и даже больше заказов, чем мы ожидали. Очень приятно, что вологжане, которые были у нас на экскурсиях, рекомендуют их не только своим друзьям и коллегам.

Девушки не рассуждают о своем бюро как о бизнесе. Они говорят, что это скорее ремесло. Им нравится, что у них нет начальника и они сами могут выбирать темы для экскурсий.

Нина:

— Никто нам не говорит, что к 75-летию какого-то события нужно о нем рассказать. В этом большое счастье, когда нет никого, кто бы говорил, что ты должен рассказывать и как. У нас единственный критерий — это интерес и отзывы гостей. Если им понравилось и они готовы платить тебе деньги, чтобы это и дальше продолжалось, то это, как мне кажется, очень неплохой показатель качества.

Катя:

— У нас получается немного ремесленническая контора, потому что мы, по сути, и ведем экскурсии, и думаем о том, что будет дальше, чтобы себе обеспечивать доход. Ремесленники — они же и паровозы, они же и вагоны. Нас очень часто спрашивают: «Так у вас кто директор-то? Наверное, кто-то директор, а кто-то — зам».

Нина:

— А у нас нет вертикали, у нас средневековые ремесленнические отношения. Горизонтальные связи очень важны в нашем деле, а вот какую-то вертикальную карьеру мы выстроить не сможем. У нас есть личные достижения. Приезжали, например, какие-то мэтры, Катя для них проводила экскурсию, им понравилось — нас это греет.

 

 

 ••••

О коронавирусе, который помешал, но не остановил

Когда в конце марта в Вологодской области ввели режим самоизоляции, экскурсии прекратились, от офиса пришлось отказаться. Ограничения из-за пандемии стали испытанием, потому что большая часть работы все-таки проходила на улице и в разных исторических зданиях, а теперь ее не стало.

Но бюро «Вокруг да около» не закрылось, хотя источники дохода оказались перекрыты. Девушки сосредоточились на онлайн-форматах — лекциях и интерактивных играх. Недавно они выпустили онлайн-игру — это квест-тест, в котором можно «бродить» по центру Вологды онлайн и отвечать на вопросы, связанные с историей. Люди отблагодарили за игру донатом.

Онлайн-лекции Катя и Нина проводят бесплатно — это благотворительный проект совместно с Вологодской областной библиотекой. Взялись за него, чтобы голова не «застаивалась»: девушки скучают без общения и экскурсий.

Об Оксимироне и лужах

В век интернета, когда почти вся информация оцифрована и к ней есть доступ, очень сложно найти что-то интересное, чего люди еще не знают. Для девушек это еще один вызов. Для экскурсий они берут факты из нескольких источников — интернета, книг, рассказов жителей. И важны не сами факты, а их «упаковка».

Нина:

— Сторителлинг все равно присутствует. Ты берешь вроде как обычную историю, но можешь ее подать актуально для наших дней, сравнить кого-нибудь с Оксимироном — Батюшкова, например. Подростки сразу уши навостряют. Факты становятся интересными после того, как ты их обработал. Если людям что-то интересно, они загуглят и почитают. Мы должны заинтересовать городом, местом, показать его красоту, а не грузить историями, датами. Мы спрашивали людей: КПД от экскурсий очень низкий — люди ничего не запоминают. Говорят потом: «Вот, ходили с Ниной, было хорошо». У нас есть девочка, постоянно ходит на все экскурсии, она иногда нам говорит: «Была на очень классной экскурсии, три часа шла, так понравилось!» «Где была?» — спрашиваешь ее. «Ну, там церковь и святой источник», — отвечает. Все, что она вынесла, даже места не запомнила, поэтому бесполезно [грузить информацией] — главное, чтобы людям было хорошо.

Создавая бюро экскурсий, Нина с Катей сразу решили, что соревноваться с интернетом в объемах информации бесполезно, нужно искать какую-то «изюминку», за которой клиенты будут к ним возвращаться. И они ее нашли — впечатления и комфортное общение.

Стереотип про то, что гид — это некий вещающий скучную историю ментор, научный сотрудник, уже не актуален. Главное — чтобы людям понравилось. И им нравится. Даже ходить по лужам. Например, желающих отправиться на экскурсию «Коммунальный рай» об истории городского благоустройства, которую Нина намеренно проводит осенью и ранней весной, иногда хоть отбавляй. Оказывается, за 100 лет коммунальные проблемы жителей города почти не изменились — на улицах были те же лужи, а чиновники так же писали людям отписки.

ВЕЛОСИПЕДНАЯ ЭКСКУРСИЯ

Есть прогулки, на которые погода не влияет, — это велосипедные экскурсии. Они более длительные и в чем-то более сложные, потому что мало хороших тротуаров, нет велосипедных дорожек, приходится ехать по безлюдным и безмашинным местам. Любители велосипедных прогулок с удовольствием отправляются в такое приключение.

Экскурсии — это всегда обмен опытом. Знать все невозможно, поэтому, по словам девушек, самое ценное — это желание узнавать.

Нина:

— Я начала с уважением относиться к людям технических профессий, которые что-то еще знают про историю Вологды — потому что я, например, ничего не знаю о технических профессиях, а они из моей сферы что-то знают. Мне кажется, это очень здорово. Тем более, если ты не читал «Кануны» Белова, ну что теперь, с тобой не разговаривать, что ли? А почему ты должен читать «Кануны» Белова? Может, ты увлекаешься астрофизикой — ну и прекрасно. Что интересно, почему мы любим экскурсии — люди тебе еще что-то интересное про астрофизику расскажут, и это, возможно, когда-нибудь войдет в экскурсию.

На вопрос, что самое сложное в их работе, девушки вспоминают разные истории, смешные и не очень. Легче всего справляться с организационными проблемами, сложнее — с теми, которые связаны с поведением людей.

Нина:

— Есть дилемма. Группа человек 50, которая измучена ночью после дороги Вологда — Великий Устюг, и она приезжает на два часа позже, чем нужно. Все усталые, голодные, злые, недовольные, все переругались. И тебе нужно сделать сказку! А тебя уже изначально ненавидят. Мы сделали так: просто не берем большие группы или делим их на две. Тупиковая ситуация — когда человек приходит на экскурсию не для того, чтобы что-то узнать самому, а чтобы поучить других, рассказать свое видение истории России. Эти истории обычно альтернативные, происходит это примерно так: рассказываешь: «Ивану Грозному на голову свалилась плинфа», а человек тебе: «Да не было Ивана Грозного в Вологде. И вообще это мифический персонаж». И дальше у тебя этическая дилемма: человек заплатил тебе деньги, и вроде как ему должна экскурсия понравиться. Не вступать же с ним в перепалку «Был Грозный, вот документы», а он тебе скажет: «Документы все подделаны». Вот тогда реально сложно.

Все чаще и чаще встречаются люди альтернативных воззрений — что Петра I подменили, что он убил всех старцев, обладающих знаниями о бессмертии. Очень устаешь после таких экскурсий.

Катя:

— Бывают такие запросы, когда людям нужна не просто экскурсия по городу — они тебе выдают целое техзадание, и там очень много неисполнимых пунктов. Наше «любимое» с Ниной — это когда тебя просят пирожки какие-нибудь наши северные, с кухонькой, или, если это взрослая группа, хотят полноценный обед с вином там, где нешумно, в деревянном историческом домике от бабушки. У меня был случай, когда просили не только все вышеперечисленное, но хотели зайти к какой-нибудь бабушке, посидеть у нее на балкончике и чтобы она провела мастер-класс по оканью для ребенка из Москвы.

Нина:

— А еще иногда хотят, чтобы «экскурсия была интересна мне, моей жене, маме — учителю истории, 19-летнему сыну, который ничем не интересуется, нашей шестилетней дочери, трехлетней, а еще у нас собака».

Катя:

— У нас из заведений местной кухни нет ничего, куда бы пускали с собакой. А тебе на это говорят: «У вас же есть заведение, там вкусно». «Ребята, так вопрос ведь еще в том, чтобы это было местное!» А когда еще с собачкой и дети, из которых один уже лезет в фонтан, другой прыгает в реку, третий залезает за палисад, это все превращается не в экскурсию, а в фантасмагорию. Потом тебе приходит отзыв: «Все хорошо, но можно было бы еще показать, у нас же было всего два часа».

 

О мечтах

По словам Кати и Нины, интерес к экскурсиям в России растет: люди понимают, что интересно не только то, что за границей. Москвичи и петербуржцы приезжают за нарисованными афишами, за нечищеными тротуарами, за вологодским маслом, белым снегом, чистым воздухом, за сказкой и экстримом, когда человек не знает, что с ним случится по дороге и доедет ли он до сказочности. Люди хотят удивляться.

Нина:

— Я бы не сказала, что у нас город сто процентов стал интересоваться экскурсиями, но часто попадаются отзывы: «Мне вообще было пофиг, а сходил, так стало весело и хорошо». Но это женская аудитория, скажем так, мужчины почти не ходят на экскурсии. Если б я была мужчиной, я бы ходила на экскурсии, потому что найти себе там жену можно гораздо быстрее, чем где-то в баре.

Девушки уже проводили экскурсии в других городах области, потому что большинство приезжающих все равно едут куда-то еще, помимо Вологды. Их мечта — организовать большую экскурсию по Вологодской области, потому что они знают, как это делать классно, и есть люди, которым это точно нужно.

Источник: 7x7
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика