В Вологде — где? И — когда? Градостроительные коллизии несостоявшейся столицы

[Обзор прессы]

Произносим «Вологда» —  и вспоминаем вологодское масло, вологодские кружева,  воспетый «Песнярами» резной палисад. Между тем, Вологодская область, одна из  крупнейших в России, богатая не только красотой своей природы, но и известными историко-архитектурными памятниками и святыми местами. В регионе — один из древнейших русских городов, Белозерск, первое упоминание о котором (862) совпадает с годом прихода Рюрика на княжение. А другой знаменитый город Вологодской земли, Великий Устюг, стал родиной Деда Мороза и, таким образом, неразрывно связан с нашим самым любимым праздником.

Ворота в Северную Русь 
Вологду и сейчас называют воротами на Европейский Север России: в городе с 320-тысячным населением перекрестились железнодорожные направления Москва — Архангельск и Санкт-Петербург — Екатеринбург. В древности же, когда главными транспортными артериями страны были воды и льды многочисленных русских рек и озер, город был в зоне постоянного внимания княжеств, решавших задачи экономического процветания привычным путем: взять под контроль и получать доход. Как, впрочем, и теперь.

Памятник 800-летия образования Вологды

Точной даты основания города нет. Существует предание, что в 1147 г. сюда пришел преподобный Герасим и недалеко от старого поселения, где, впрочем, уже стояла рубленая Воскресенская церковь, основал Троицкий монастырь. И, хотя археологами находок, относящихся к XII веку, обнаружено не было, отсчет городского летоисчисления ведется именно с этого года. Название реки Вологды, давшей имя городу, скорее всего, финно-угорское, и означает «белый, прозрачный», что вполне относится к чистой речной воде.

Богатая лесом, щедрым разнотравьем, зверем, птицей и рыбой вологодская земля лежала на скрещеньи торговых путей с Севера и Запада на Восток и Юг. Река Вологда впадала в Сухону, та — в Северную Двину, по которой можно было пройти до Белого моря. Многочисленные волоки приводили купеческие суда в Онежское и Белое озера, а оттуда — в Шексну и Волгу. До конца XIV в. Вологдой владели новгородцы, и в результате их противостояния великим князьям город осаждали то тверские войска, то московские, и порой беспощадно разоряли его. Дмитрий Донской посадил здесь своего наместника, чтобы присматривал за наместником новгородским и блюл интересы Великого князя, сын его Василий в 1390 г. Вологду взял штурмом и пожег, а еще через семь лет присоединил к Москве.

Кованая ладья — арт-объект над рекой Вологдой

Сюда же, в Вологду, отправил Дмитрий Шемяка ослепленного Василия II Темного, и отсюда тот, собрав сторонников, начал свое победоносное наступление на Москву, завершившее последнюю княжескую междоусобицу. С прекращением военных действий экономическое значение города стало быстро расти, а с открытием в 1553 г. торговли с англичанами и голландцами по Белому морю — приобрело особое значение. Развивались кожевенное, кузнечное, кружевное ремесла, строились суда. Великие князья хранили здесь часть казны — надежное место. Неспроста Иван Грозный включил Вологду в число опричных городов, начал в ней строительство мощных укреплений и нового кафедрального собора и задумал  провозгласить ее столицей Русского государства.

Кремль, Успенский — Софийский собор и несостоявшийся перенос столицы

Вологда на старинной гравюре

Стены Кремля Ивана Грозного, конечно, не первые городские укрепления. Интересно, что первоначально крепость существовала в другом месте, и ныне оно называется Вологодским городищем. Город укрепляли во времена Ивана III и ранее — иначе он был бы легкой добычей и противников новгородцев, и, позднее,  их самих, тщетно пытавшихся отбить Вологду у москвичей. В центре городища шумел торг, прозванный Ленивым — поскольку торговали, не разгружаясь и не арендуя никаких лавок-прилавков — прямо с телег. Здесь же стояла Воскресенская церковь, ставшая первым кафедральным собором города — пока не был воздвигнут Софийский собор. 

Древневологодские сюрпризы на этом не кончаются. Если для истории русских городов вполне обычны неточные даты их основания, то Вологда с ее крепостными сооружениями и храмами словно путешествует во времени и пространстве. Городище располагалось в черте нынешних улиц Луговой, Бурмагиных, Ударников и Паркового переулка, а свой кремль Иван Грозный заложил на территории, ограниченной улицами Мира, Сергея Орлова, Октябрьской и Ленинградской. С трех сторон крепость окружал заполненный водой ров, с четвертой — защищала река. Укрепления представляли собой стены высотой до 8 метров с 32 башнями — числом больше, чем в Московском Кремле — и 11 из них были каменными. Строительство началось в 1565 г., и уже через три года побывавший здесь английский посол Рандольф писал: «В этом городе император построил крепость, окруженную стеной из камня и кирпичей, стены прекрасные и высокие кругом.» Укрепрайон Ивана Грозного окрестили Насон-градом, по имени святого Иасона (Насона), в день которого, 28 апреля, и начались работы. По дорогам, ведущим в Москву, Новгород и Архангельск, шло строительство новых домов, а в самом Кремле в 1567 г. приступили к сооружению нового, каменного собора, в который наметили перенести кафедру из Воскресенской церкви.

 Остатки укреплений Ивана Грозного

Первоначально, по воле государя, собор посвящался празднику Успения Богородицы, и конструктивно он возводился по аналогии с московским Успенским собором: шестистолпный, пятиглавый храм. Его размеры внушительны: высота — 59 метров при длине стен 38,5 и ширине 25,6 метров. Алтарь храма, однако, ориентирован не строго на восток, а почти что на север, в сторону реки — по решению царя, осуществлявшего личный надзор за строительными работами.

Серебристые главы Софийского собора

И вот, во время одного из посещений Иваном Васильевичем строящегося собора откуда-то из свода выпал кусок кирпича и то ли задел государя, то ли упал совсем рядом, но событие оказалось судьбоносным. Разгневанный царь сначала повелел было недостроенный храм разрушить, потом поостыл и уехал. А собор на 17 лет оставался недостроенным, и крепостные стены тоже, и столицу в Вологду так и не перенесли. В народе по этому случаю сложили былину, текст которой хранился в Вологодской семинарии, откуда был передан историку М. П. Погодину, опубликовавшему его в 1842 г. в журнале «Москвитянин»:

«Как из свода туповатого

Упадала плинфа красная,

Упадала ему в голову,

Во головушку во буйную,

В мудру голову во царскую»…

Далее богатые на выдумку сказители описывают царский гнев и насылаемые им на город проклятия, от которых «река быстра, славна Вологда стала быть водой стоячею, водой мутною, вонючею» - ну, и другие неприятности. 

Сказка — ложь, да в ней намек… В сентябре 1612 г., когда патриотически настроенные вологодские ополченцы ушли на подмогу Минину и Пожарскому, город был захвачен, разграблен и сожжен польско-литовскими интервентами и примкнувшими к ним бандами лихоимцев. А описанные в былине «топучие болота» осушали вологжане еще несколько столетий. 

Достраивали собор уже при Федоре Иоанновиче. Причем отделку завершили сперва в южном приделе, освященном во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Главный же престол освятили уже в 1612 г. — в честь Софии Премудрости Божия Слова. И собор стал именоваться Софийским — словно в противовес Софии Новгородской, а вологодское Архиерейское подворье — домом святой Софии. 

В сравнении с московским Успенским собором у вологодской Софии не меньше отличий, чем сходства. Вологодский храм — трехапсидный; шлемовидные главы были впоследствии заменены на луковичные; в конструкции западного нефа применен коробовый свод (прочие своды — крестовые); подпружные арки опираются на крещатые столбы. Пилястры, как и столбы, завершаются не капителями, а импостами — фигурными карнизами.

Западный портал Софийского собора

Декор здания небросок и ближе к традициям новгородского зодчества. Арки перспективных порталов обрамляют килевидные архивольты. В соответствии с конструктивной схемой храма с северной и южной стороны мы видим по четыре прясла, завершающихся закомарами. Внутреннее пространство освещается двумя рядами узких окон и щелевидными проемами световых барабанов, отделанными лишь валиками при полном отсутствии традиционных аркатурно-колончатых поясов. 

Собор два года расписывали ярославские мастера под руководством Дмитрия Плеханова, и эту неоднократно «поновляемую» роспись 1686-88 гг. удалось восстановить и сохранить. Стенопись покрывает внутреннюю поверхность стен четверика, порталы, входы, столбы, своды.  В основу замысла положены иконографические схемы росписи Успенских соборов Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры. В куполе центральной главы изображен Христос, на барабанах — праотцы, на сводах — православные праздники. Южная и северная стены расписаны в два ряда: в верхней части евангельские сюжеты, ниже — события из жизни Богоматери. Западная стена отведена под композицию «Страшный суд». В основе росписи алтаря — другая композиция, связанная с посвящением главного престола: «София Премудрость Божия Слова», ставшая символом вологодской епархии. Здесь же — изображения, посвященные Страстям Христовым, житию Богородицы и Иоанна Предтечи. 

Собор не раз ремонтировался, реставрировался и частично перестраивался: в середине XIX века к четверику пристроили каменные притворы, часть окон растесали, а кровлю переделали в четырехскатную и покрасили в зеленый цвет. К чести советских реставраторов, в 1968 г. величественному зданию вернули прежний облик. Комплексная реставрация завершилась в 2007 г. , устроен теплый пол, реставрирован барочный пятиярусный иконостас.

Колокольня и Воскресенский собор

Отдельно стоящая колокольня собора — один из ярких символов города. Она необычна по форме, поскольку в 1870 г. была перестроена из шатровой по проекту В. Н. Шильдкнехта, в результате чего достигла высоты 78,5 метров и обогатилась готическими элементами (стрельчатые арки, пинакли и пр.), вошедшими в моду в этот архитектурный период. На колокольне установлены колокола XVII-XIX  вв. работы русских и зарубежных мастеров, причем сохранились 25 из 26, а также часы и устроена смотровая площадка. 

Храм по сей день остается «холодным» и для посещений открыт в летнее время. Порой в нем проводятся службы. А «теплым» храмом служил возведенный рядом барочный Воскресенский собор (1776). До этого службы в Софийском соборе проводились круглый год, а у стен его устраивали инсценировку Страшного суда — с водосвятным молебном, крестным ходом и чтением соответствующих глав Евангелия. 

Судьба Кремля Ивана Грозного повторила историю крепостных укреплений многих русских городов. Памятуя о бедах Смутного времени, при Михаиле Романове, его укрепили и надстроили еще на метр высоты, но постепенно, за ненадобностью, поддерживать в должном состоянии перестали. И к началу XIX в. он перестал существовать.

Как передвигались по Вологде храмы и подворья

Архиерейский двор, теперь называемый Вологодским кремлем

Нет, речь не пойдет, конечно, о перемещении массивных зданий с места на места, как происходило это в новейшей истории нашего строительства. Но после сооружения нового вологодского Кремля и Софийского собора, укрывшегося за его стенами, стало ясно, что сюда же с Ленивой площадки следует перевести Архиерейское подворье. 

Резиденцию вологодский архиепископов, окруженную небольшими каменными стенами с башенками, привычно называют кремлем — так же, как в Ростове Великом, Юрьеве Польском и многих других русских городах, где укрепления, потеряв свое военное значения, были разобраны, а ограды подворий и монастырей остались. 

Долгое время постройки Архиерейского двора были деревянными и не раз горели в пожарах. В том числе, в 1612 г., при захвате города поляками. Первым в камне в 1659 г. отстроили Казенный приказ (Экономский корпус). 

Казенный приказ

За ним стараниями архиепископа Симона появилось большое трехэтажное здание, увенчанное одноглавым четвериком домовой церкви Рождества Христова — Архиерейские палаты (1670), по-другому — Симоновский корпус.

Симоновский корпус

Долгое время эта постройка считалась самым красивым зданием города. В Крестовой палате корпуса проводились торжественные приемы; здесь не раз бывал Петр I, встречаясь во время своих поездок на Север с духовенством. К 1675 г. по решению Симона подворье было обнесено каменными стенами, причем стройка спасла множество работающих на ней горожан от голодной смерти — в 1671-1672 гг. случился неурожай, а архиепископ расплачивался с работниками продуктами.

Надвратная Воздвиженская церковь и Святые ворота

В стенах устроили проездные ворота, над одними из которых, называемыми Святыми, в 1687 г. возвели Воздвиженскую церковь — четверик с главкой на высоком барабане и вытянутой к северу трапезной. Башен первоначально насчитывалось четыре, но одну из них сто лет спустя разобрали, чтобы на ее месте сложить каменный Воскресенский собор. К тому времени комплекс подворья дополнился еще несколькими корпусами.

Иосифовский корпус

Ставший в декабре 1761 г. епископом Вологодским и Белозерским Иосиф (Золотов) оставил в городском храмоздательстве столь заметный след, что получил прозвание Иосифа Золотого. При нем на Архиерейском подворье развернулось новое строительство, венцом которого стало сооружение нового, трехэтажного (Иосифовского) корпуса в непривычным для Вологды стиле барокко (1769) и барочного Воскресенского собора. Старая Воскресенская церковь на Ленивой площадке продолжала действовать. 

Необходимость сооружения зимнего храма рядом с «холодным» Софийским собором назрела давно. К 1771 г. была построена Сретенская церковь, однако ее пришлось разобрать из-за появившихся в стенах трещин. Выстроенный на месте башни и с использованием материала от разобранных кремлевских укреплений грозного царя двухэтажный собор был освящен в 1776 г. уже после кончины епископа, оставившего городу, кроме величественных построек и свою богатую библиотеку.  Здание Воскресенского собора — яркий пример барочной архитектуры, хотя при строительстве несколько отступили от первоначального проекта, по которому храм должен быть заметно выше. Среди четырех малых глав на восьмигранных башнях приподнимается большой купол с круглыми окнами в барабане, люкарнами, прорезающими кровлю, и фонарем с главой. Позднее к храму был пристроен парадный вход в стиле ампир. Здание украшает традиционный для барокко декор, оно овальное в плане, выглядит броским розовым пятном на фоне белокаменных строений, и, несмотря на критику ряда искусствоведов, безусловно является украшением древнего города. Долгое время здесь размещалась картинная галерея, сейчас же в нижнем храме проводятся богослужения.

Церковь Александра Невского

В истории стоящей к юго-востоку от Архиерейского подворья церкви Александра Невского тоже есть эпизод с перемещением на другое место. Первоначально храм был посвящен Николаю Чудотворцу и построен в дереве в 1554-1555 гг. повелением Ивана Грозного для принесенной в город из Вятского края чудотворной иконы святителя. Церковь стояла в районе Старого Торга и была перенесена к Архиерейскому двору в начале XVII в., а в конце столетия сгорела и выстроена заново из кирпича была уже во второй половине века следующего. Архитектура храмового, выстроенного «кораблем» ансамбля ближе к барочной (в линию — одноэтажный, одноглавый храм, восьмерик на четверике, — трапезная — колокольня), но здание не раз обновлялось и реставрировалось. Некоторое время его называли церковью Николая Чудотворца, что на Извести, поскольку стоит оно на месте известкового холма, а потом, после капитального ремонта, переосвятили во имя св. Александра Невского. Так что этот храм сменил и место, и название.

Вологодские посады

Успенский собор Горне-Успенского монастыря

Исторический центр Вологды делят на четыре части: Город, Верхний и Нижний посады и Заречье. Город, кроме соборной площади и Архиерейских палат — это несколько старых кварталов, сформированных расходящимися лучами улицами в пределах Кремля Ивана Грозного. Памятные места Городища расположены в районе Ленивой площадки. В их числе — обелиск в ознаменование 800-летия Вологды, возрождаемый Горне-Успенский монастырь с Успенским собором, выстроенным на пожертвование царевичей Петра и Иоанна в 1699 на месте двух деревянных церквей, а потому, кроме главного престола имеющего также придел Сергия Радонежского. Некогда позлащенные кресты храма повредил пожар и они утратили свой блеск, в отличие от крестов соседнего с монастырем Никольского храма — и тот стали называть церковью Николая Чудотворца «Золотые кресты».

«Никола «Золотые кресты» пока выглядит так

Нижний Посад был застроен маленькими домами горожан в весьма произвольном порядке. Над ними возвышались кресты храмов, и те немногие, что до нас дошли, были построены на рубеже XVII-XVIII столетий.

Храм св. Николая на Глинках

В старейшем, св. Николая на Глинках (1676), в советское время устроили баню и прачечную — и реставрация завершилась только в 2011 г. 

Храм Покрова в Козлёне

Два других приметных храма — Покрова в Козлёне (1710) и Иоанна Предтечи в Рощенье (1717)  — кажутся своеобразным отголоском нарышкинского барокко — они, хотя и приземистые, но ярусные, «восьмерик на четверике», и соединены просторными трапезными с колокольнями. Стены храмов расписывали ярославские мастера. Роднит храмовые ансамбли, кроме единого стиля,  то, что раскинулись они, словно не стесненные соседней застройкой, на отведенной территории уверенно и вольготно.

Церковь Иоанна Предтечи в Рощенье

В Верхнем Посаде церквей было много, но крутые времена пережили не все. Храм святых Константина и Елены, к счастью, сохранился, не так давно был восстановлен, реставрирован, и в нем проводятся службы. Это сооружение — образец русского узорочья, сложившегося во  второй половине XVII века, когда поистине расцвело самобытное искусство русских зодчих.

Храм Константина и Елены

На высоком подклете расположена композиция из кубических объемов основного четверика, паперти и двух апсид, характерных для вологодского храмового зодчества. Церковь — двухэтажная. Нижний храм — теплый, и над его апсидами поднимается куб апсиды верхнего храма. Кокошники, неотъемлемая черта узорочья, украшают оконные проемы, двумя ярусами завершают стены, и, словно на третий ярус, опираются на кокошники высокие барабаны с серебристыми главами. От кубического объема паперти, симметричного примкнувшим к четверику храма апсидам, отходит подчеркивающее соответствие стилю, изящное «ползучее» крыльцо, а с северо-запада ее завершает восьмигранная трехъярусная шатровая колокольня с арочными проемами звонов и окошками-слухами в кровле. 

Храм построен на месте деревянного, посвященного св. Димитрию Прилуцкому, с именем которого связана отдельная страница в истории города. Отправляясь воевать с Казанью и, конечно, нуждаясь в духовной поддержке, Иван III взял из Вологды чудотворный образ этого святого. На обратном пути великого князя, утвердившего на казанском троне своего союзника, встречал народ — и на месте «сретенья» с возвращенной святыней было решено воздвигнуть храм Димитрия Прилуцкого. Новую, уже каменную церковь освятили во имя Константина и Елены, а придел нижнего храма —  Димитрия Прилуцкого.

К комплексу Владимирских церквей непросто подойти 

Колокольня и зимняя Владимирская церковь — некогда двухшатровая

Владимирский храм (1689) на Благовещенской улице строился на средства купца Г.  Фетиева и задумывался ранее двухшатровым. Храм — «теплый», а позже, в середине следующего века, рядом возвели летнюю церковь, также посвященную святому равноапостольному князю Владимиру.  Стараниями другого вологодского купца, А. Узденникова, в Верхнем Посаде появилась классическая церковь Варлаама Хутынского (1780) с высокой, затейливой колокольней, отличающейся непривычными формами яруса звона и строением купола, увенчанного шпилем.

Церковь Варлаама Хутынского

Заречье — словно панорама старой Вологды. Застраивалось оно уже после страшных событий «бунташного» века, в основном, купеческими домами, деревянными, знаменитыми своей ажурной резьбой, и каменными. Со смотровой площадки Кремлевского сада открывается вид на Сретенскую церковь «На набережной» (1735) с готической колокольней.

Набережная VI армии

Сретенская церковь

Напротив Кремля, на набережной VI армии, а ранее — Дмитриевской, стоит относящийся к концу XVII столетия живописный храм — Иоанна Златоуста — двухъярусный пятиглавый четверик, объединенный с шатровой колокольней трапезной, охватывающей основной куб с двух сторон, что делает постройку и компактной, и выразительной.

Храм Иоанна Златоуста

Восточнее были выстроены рядом два храма —  посвященный Димитрию Прилуцкому пятиглавый четырехстолпный летний (1651) и, на месте его разобранного придела, небольшой зимний,  Успенский (1750-е), с двойной главкой, соединенный с колокольней. Таким образом в Заречье возник уникальный храмовый ансамбль, называемый по имени старейшей в городе церкви Димитрия Прилуцкого на Наволоке.

Ансамбль церкви Димитрия Прилуцкого

Рядом расположен бывший дом Масленникова — первоначально им владела голландская торговая контора, затем — русские купцы, а сейчас помещение занимает детский морской центр «Меридиан». В начале ХХ в. видный архитектурный критик Г. К. Лукомский назвал здание «очаровательным образцом чистейшего стиля Людовика XVI».

Дом Масленникова — детский центр «Меридиан»

Две апсиды завершают алтарную часть подклета двухстолпного храма Николы во Владычной слободе. Это одно из  старейших (1669) зданий города неоднократно перестраивалось, а в конце XVIII века получило барочный декор.

Храм св. Николая во Владычной слободе

Претерпел изменения и храм Андрея Первозванного, также выстроенный в традициях русского узорочья — внимание путешественников привлекает примыкающая к нему шатровая колокольня с двумя рядами окошек-слухов в кровле, стоящая на затейливом крыльце.

Андреевская церковь

Небесный заступник и сказание о белоризцах

Спасо-Прилуцкий монастырь

Друг и сподвижник Сергия Радонежского Димитрий Прилуцкий, имя которого здесь запечатлено не только в названиях зареченских храмов, родился в Переславле, где основал Никольский монастырь. Известность в народе и внимание князей (был, кроме всего,  крестником детей Дмитрия Донского) и бояр утомило преподобного, и он с учеником удалился на север, в окрестности Вологды, где задумал создать уединенную обитель. Первоначальное место для нее святой присмотрел в 30 км от города, но не нашел понимания у местных жителей и перебрался поближе к Вологде. Здесь, наоборот, он был приветливо встречен местным землевладельцем, с радостью отдавшим ему для основания монастыря уже возделанную землю на излучине реки и помогавшего впоследствии. По этому изгибу речки Вологды и стал монастырь называться Прилуцким. Святой сам срубил первую деревянную церковь, а благодаря поддержке московских князей развернул строительство — поначалу, конечно, деревянное. Вскоре Прилуцкая обитель стала одним из известнейших монастырей Севера Руси, сюда потянулся народ, приезжали на богомолье сильные мира сего. Сам святой, кроме данного ему Господом дара, отличался необыкновенной скромностью и вниманием к людским тяготам — порой он отказывался принимать пожертвования у тех, кто готов был совершать их в ущерб семье, ходил в рубище, бывало, голодал, но никому не отказывал в помощи, как духовной, так и врачебной. Сделанный в Киликии крест, принесенный Димитрием Прилуцким из Переславля на Вологодчину, брал с собой в поход на Казань Иван Грозный.

Храмовый ансамбль монастыря

Похоронен святой в монастыре, и после этого в обители стали происходить чудесные явления, монахами тщательно фиксируемые. Так, во время одной из страшных эпидемий, мучимые судорогами люди, опираясь на посохи, ползли в обитель за последней надеждой — и многие получали исцеление у гробницы святого. Говорят, когда беда миновала, из монастыря вынесли три груды таких посохов, оставленных исцеленными.

Спасский собор и колокольня

Другим известным чудом, связанным с именем Димитрия Прилуцкого, считают его заступничество при осаде города Дмитрием Шемякой. Сам монастырь претендент на московский престол не тронул, а Вологду осадил. Той же ночью, по преданию, увидели  неусыпно молящиеся вологодские монахи, как из обители вышел в светящихся одеждах старец и еще двое в белых ризах и бревнами стали подпирать стены городских укреплений. Доложили о том Шемяке или нет, неизвестно, но Вологды он не взял. Позже Иван Грозный на пять лет освободил обитель от уплаты податей, чтобы на сбереженные средства здесь воздвигли первый каменный храм — Спасский собор (1542), поднявшийся взамен сгоревшего при пожаре деревянного. В соборе хранятся посох Димитрия Прилуцкого и, кроме его мощей, останки Игнатия Прилуцкого — причисленного к лику святых княжича Иоанна Андреевича, сына Андрея Горяя, заточенного здесь вместе с братом дядей, Иваном III, и принявшим перед смертью схиму.  Младший брат Иоанна-Игнатия Дмитрий также не вышел из заточения, хотя прожил очень долгую жизнь в оковах, снятых с него за два года до смерти по разрешению Ивана Грозного.

Крыльцо Спасского собора

Двухъярусный Спасский собор несет в себе черты московского храмового зодчества — трехапсидный четырехстолпный храм, увенчанный пятью шлемовидными серебристыми главами. Четверик окружен с трех сторон галереей, пристроенной в середине XVII в. , а с запада в него ведет нарядное крыльцо на кувшинообразных столбах и гирькой, разделяющей проем из сдвоенной арки. Переход от четверика к главам выглядит усеченной пирамидой из двух рядов закомар, и ряд кокошников в основании барабана обеспечивает приподнятость центральной главы над боковыми. Декор собора скромный, но достаточно выразительный: аркатуры, поребрик, бегунец, прорезные карнизы и подзоры, закомары и ряды кокошников. Средние закомары, как и центральная глава, заметно больше. Новая колокольня с пристроенной церковью Алексия несет в себе ярко выраженные черты нарышкинского барокко, видимо, благодаря перестройке 1720-х, когда шатровый верх сменило существующее и поныне завершение.

Монастырские стены и Белозерская (Житная) башня

Увы, в Смутное время, монастырь был захвачен поляками и сожжен вместе с защитниками, братией и всем имуществом — за семь лет обитель разоряли трижды. Решением царя Алексея Михайловича и патриарха Никона в середине 1650-х вокруг нее возвели каменные стены высотой до 7 метров с одной восьмигранной (Мельничная) и  тремя 16-гранными башнями (нарядные, раскрашенные в три цвета Белозерская, Вологодская, Южная), а также четырехгранной Водяной башней в середине юго-западной стены.

Водяная башня

В это же время были построены каменные Введенский и надвратный Вознесенский храмы, перестроена соборная колокольня. В XVIII в. появился братский корпус с церковью Всех Святых, в следующем столетии — Екатерининская церковь. Сюда же перевезли из Александро-Куштской обители рубленую  Успенскую церковь. По времени постройки ее считают древнейшей (середина XVI в.) сохранившейся шатровой церковью в стране.

Успенская и Введенская церкви

С обликом собора перекликается архитектура надвратной Вознесенской церкви со шлемовидной главой на световом барабане и позакомарной кровлей. Внизу, в Святых вратах, расположены два неодинаковых по размерам, проема: для путников — поменьше, для проезда — побольше, с килевидным обрамлением. 

Святые врата, Вознесенская церковь, надвратная колокольня и Мельничная башня

Квадратная  одноглавая Введенская церковь с пристроенной трапезной первоначально апсиды не имела. Позднее апсиду все же пристроили, а в ходе реставрации 1950-х — удалили, вернув храму первоначальный облик. С белокаменными храмами эпохи последних Рюриковичей и первых Романовых разнится ампирная Екатерининская церковь, построенная в виде окруженной четырьмя портиками ротонды, поддерживающей купол с главкой.

Церковь св. Екатерины

Рядом с ней расположены монастырские захоронения, среди которых — могила поэта и героя войны 1812 г. К. Н. Батюшкова. Уроженец города, блестящий офицер, он мог бы достичь многого, но, увы, прогрессирующая болезнь постепенно лишала его рассудка. Он вернулся в Вологду и последние годы жизни провел здесь.

Могила К. Н. Батюшкова

Накануне нашествия Наполеона Спасский собор пострадал от пожара, случившегося, как говорили, «от грошовой свечки». В грозную же пору 1812 г. сюда привезли на хранение церковные ценности московских монастырей и Троице-Сергиевой лавры. А что только не размещали при Советской власти в стенах упраздненной в 1924 г. обители — и склад боеприпасов, который чуть не взорвался, и тюрьму, и кинотеатр, и дом инвалидов…  После реставрации монастырь включили в состав Вологодского музея-заповедника, а в 1992 г., в 600-летнюю годовщину преставления Димитрия Прилуцкого, вернули церкви.

Братский корпус с церковью Всех Святых

Галерея-переход объединяет собор с трапезным комплексом и Введенским храмом

И все же Вологда побыла столицей — дипломатической: сюда под предлогом опасения захвата Петрограда немцами перебрались в 1918-м американское и несколько европейских посольств. По подозрению большевиков, они активно поощряли контрреволюционную деятельность в крае и содействовали интервенции на Севере, а потому  господ вежливо попросили из города убраться. В Вологде расположился штаб VI армии, противостоящей частям Белого движения на Севере России и их британским союзникам. В годы Великой Отечественной здесь размещались госпитали, напряженно, как и по всему Союзу, работала промышленность, вологжане уходили на фронт. Во второй половине XХ в. в городе появились новые промышленные предприятия и жилые здания — но очарование деревянной Вологды с ее «резными палисадами» удалось сберечь.

Вологда старая и новая 

Автор:
Евгений Шапочкин
Источник:
Строительство.ru