«Реальная жизнь и Конституция — параллельные процессы»

[Обзор прессы]

 Россияне не считают Основной закон окончательным.

Сегодня в России отмечается День Конституции: 12 декабря 1993 года она была принята всенародным голосованием. С этого момента правки в нее вносились три раза: в декабре 2008 года, феврале 2014-го и июле 2014-го. За последнее время тему возможных корректировок в Основной закон страны поднимали председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и спикер Госдумы Вячеслав Володин. Эксперты считают, что в обществе нет сакрального отношения к Основному закону страны, а власть может прибегнуть к его изменению до президентских выборов 2024 года. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), большинство россиян считают, что Основной закон необходимо время от времени пересматривать, при этом 40% респондентов его не читали.

Российский Основной закон через 26 лет после его принятия не застрахован от изменений. Процедура изменения описана в девятой главе. Инициаторами поправок могут выступить: президент РФ, Совет федерации, Госдума, правительство, парламенты регионов, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совфеда или депутатов Госдумы.

Изменение 1, 2 и 9 главы наиболее затруднительно. Для этого нужно получить одобрение трех пятых частей обеих палат парламента, после чего в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное собрание, которое и ставит точку в этом вопросе: либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый проект Основного закона. На данный момент в российском законодательстве нет соответствующего ФКЗ, поэтому процедура не может быть исполнена.

Остальные главы изменить проще. В них, в частности, заложены основы баланса между различными ветвями власти. Процедура изменения глав 3 – 8 аналогична принятию федерального конституционного закона. Поправки считаются принятыми, если получают одобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей Государственной Думы. Чтобы изменения вступили в силу, они должны быть поддержаны парламентами не менее двух третей субъектов РФ.

Первая принципиальная правка Конституции произошла в 2008 году. Автором изменений стал Дмитрий Медведев, на тот момент президент страны. Он предложил скорректировать сроки полномочий президента РФ и депутатов Госдумы. Ранее они составлял четыре года. С момента принятия поправок президент избирается на шесть, а Госдума — на пять лет.

В октябре 2013 года президент Владимир Путин предложил объединить Верховный и Высший арбитражные суды. В начале 2014 года соответствующие поправки в Конституцию были приняты.

В марте 2014 года группа депутатов оппозиционных фракций предложила дать возможность президенту РФ назначать 10% членов Совета федерации (17 сенаторов). Изначально Совет федерации формировался только за счет представителей региональных властей — по одному от законодательной и исполнительной ветвей власти. До сих пор президент ни разу не воспользовался правом назначения по квоте.

В октябре прошлого года председатель Конституционного суда Валерий Зорькин опубликовал в «Российской газете» программную статью, в которой заявил о наличии недостатков в нынешней Конституции — отсутствие должного баланса в системе сдержек и противовесов, крен в пользу исполнительной ветви власти, а также недостаточную четкость в распределении полномочий между президентом и правительством. Судья КС отметил, что проблемы можно решить путем «точечных изменений», а адаптировать текст Основного закона следует исходя из так называемой доктрины «живой Конституции». При этом господин Зорькин предостерег от «радикальной конституционной реформы». Один из источников “Ъ”, близких к администрации президента, предположил тогда, что власть может пойти на изменение баланса властей, и Владимир Путин сможет выбрать для себя другую должность в новой политической системе.

12 декабря прошлого года на приеме по случаю 25-летия Конституции в Кремле президент РФ Владимир Путин заявил, что Основной закон — это «не закостенелая правовая конструкция, а живой, развивающийся организм».

Уже 25 декабря 2018 года на встрече Владимира Путина с руководством обеих палат федерального собрания тему изменения основного закона страны поднял спикер Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, в обществе постоянно возникают вопросы об эффективности тех или иных норм Основного закона. В июле 2019 года господин Володин опубликовал программную статью в «Парламентской газете», в которой затронул баланс властей и призвал к тому, чтобы Госдума участвовала в формировании правительства РФ: «…Было бы правильно, на мой взгляд, чтобы Государственная Дума как минимум участвовала в консультациях при назначении членов правительства. Это могут быть соответствующие процедуры, но они требуют внесения изменений в Конституцию»,— заявил в своей статье господин Володин. После этого предложений по изменению Основного закона не было.

Для фактического изменения устройства высших органов государственной власти порой вовсе необязательно менять именно Конституцию.

Например, с января 1996 года по декабрь 2001 года в Совет федерации по должности входили спикеры региональных заксобраний и губернаторы. Однако в дальнейшем эту практику изменили путем корректировки федеральных законов. Не мешает Конституция и менять порядок избрания Госдумы. С 1995 по 2007 гг. депутаты избирались наполовину по спискам, наполовину — по одномандатным округам. Впоследствии систему поменяли на полностью пропорциональную, а в 2016 году снова вернули смешанную.

Содержательные перемены в Конституции нужны, когда назревают принципиальные изменения в государстве и обществе, считает политконсультант Леонид Давыдов: «История учит нас, что реальная жизнь и Конституция — параллельные процессы». Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов полагает, что общество не испытывает сакрального отношения к Конституции, но не имеет и запроса на ее изменение: «Проблема не в Конституции, а в механизмах ее реализации, в произвольной трактовке конституционных свобод слова, собраний, политической деятельности, во встроенности Конституционного суда во властную вертикаль и отсутствии мощных успешных прецедентов апелляции к Конституции». По мнению политолога Александра Кынева, в изменении Конституции может быть заинтересована власть, в том числе в связи с проблемой окончания президентских полномочий президента в 2024 году: «Все дискуссии и все варианты ее изменения, связанные с возможностями изменения Конституции, крутятся вокруг этого,— говорит эксперт.— При этом власть понимает, что сильно нарушать какие-то правила нельзя, потому что это вопрос доверия системе».

Согласно исследованию ФОМ, на 1 декабря этого года 68% опрошенных выступают за изменение Конституции. Это рекордный результат, начиная с 2003 года.

17% опрошенных считают, что вносить правки в Конституцию не следует. При этом 56% респондентов согласны с тем, что Основной закон следует периодически пересматривать, а 31% — что делать это необходимо только в исключительных случаях. 40% опрошенных социологами россиян никогда не читали Конституцию.

 

Автор:
Андрей Винокуров, Кира Дюрягина
Источник:
Коммерсантъ