Одно из крупнейших сельхозпредприятий области, которым руководит депутат ЗСО, обвиняют в периодическом сбросе навозных стоков в реку.
Запоздавшие проверки
Жители нескольких деревень Грязовецкого района бьют тревогу. По их словам, одно из крупнейших сельхозпредприятий района - Племзавод – колхоз «Аврора» в течение лета неоднократно сбрасывал в реку Лухта (приток Комелы) навозные стоки. Руководитель «Авроры» Владимир Жильцов все обвинения считает надуманными.
- Раньше, конечно, тоже бывали случаи, когда сельхозпредприятия сбрасывали стоки в речку, но не так часто и не в таких масштабах. В этом году Лухту загадили основательно. Первый раз сброс был в конце мая, последний примерно в середине сентября, - рассказывает староста деревни Арефино Комьянского сельского поселения Владимир Пасторов. - В реке перестала ловиться рыба, воду невозможно пить. Да что там пить – даже купаться в ней нельзя. С мая месяца мы пишем и звоним в разные инстанции, но пока получаем одни отписки.
По течению реки Лухта на территории Комьянского сельского поселения Грязовецкого района находится сразу несколько деревень. Это небольшие населенные пункты, в которых постоянно проживают по несколько человек. Однако летом деревеньки заполняются дачниками и отдыхающими. Не в каждом дворе есть свои колодцы, поэтому жители постоянно брали воду из реки – качали насосами для поливки огорода или для бань. В этом году, по рассказам деревенских жителей, брать воду из реки было невозможно.
- Каждый раз, как только происходил очередной сброс навозных стоков, во всей округе стояла такая вонь, что даже дышать было невозможно, - говорит жительница Арефино Елена Лисункина. - Желающие искупаться в речке выходили из воды все черные. Понятно, что ни для бани, ни для полива огорода такую воду брать было невозможно. Вдоль берегов после сброса плавали кверху брюхом сотни рыбешек. Самое главное, все сбросы происходили перед выходными, а проверяющие по нашим сигналам приезжали в лучшем случае в понедельник или во вторник, то есть уже через несколько дней после происшествий. К их приезду основная масса грязи уходила вниз по течению.
Кстати, река Лухта впадает в Комелу, та, в свою очередь, в Лежу, а Лежа является правым притоком Сухоны, принадлежащей бассейну Северной Двины
По замкнутому кругу
- К нам по сигналу приезжали и представители Рыбнадзора, чтобы проверить, действительно ли происходит массовая гибель рыбы, но они приезжали почти через неделю после сбросов, когда погибшую рыбу уже растаскивали чайки. Так и уезжали – несолоно хлебавши, - говорит Владимир Пасторов.
Районная администрация также не помогла разобраться в ситуации. Чиновники ссылались на то, что «Аврора» относится к объектам федерального уровня надзора, поэтому и спрашивать с них должны вышестоящие ведомства. Впрочем, в неофициальных разговорах представители районной администрации намекали, что с «Авророй» никто в районе связываться не будет, поскольку это одно из крупнейших сельхозпредприятий, за счет налогов которого в том числе наполняется районный бюджет.
После сигнала представители администрации района проводили формальный осмотр и присылали очередную отписку. «…При проведении визуального осмотра выявлено, что вода в реке мутная, цвет воды светло–коричневый, без специфического запаха. В зарослях водного объекта дохлая рыба не наблюдается. Предположительно загрязнение водного объекта – р. Комья произошло в результате попадания навозных стоков от ферм Племзавода – колхоза «Аврора»», - приходил ответ местным жителям от руководителя администрации района Андрея Казунина.
Деревенский шантаж?
Справедливости ради нужно отметить, что за подписью того же руководителя районной администрации письма отправлялись в управление Росприроднадзора по Вологодской области, однако о реакции этого ведомства пока ничего не известно. «Наша Вологда» направила официальный запрос руководителю управления Павлу Соколову, но ответить в Росприроднадзоре пообещали в течение недели.
Сам Владимир Жильцов уверяет, что никаких сбросов в местные реки с «Авроры» не было.
- С нашей стороны нарушений не было, - пояснил «Нашей Вологде» председатель правления сельхозпредприятия. – Просто местные жители хотят, чтобы я построил им дорогу, но я не меценат, чтобы строить дороги. Поэтому подобные обращения – своего рода шантаж. Нынешним летом в адрес предприятия было обращение от Рыбнадзора, который где-то когда-то и непонятно как проводил проверку. Больше жалоб и обращений ниоткуда не поступало.
Не помог селянам и областной департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды, который рассматривал обращение жителей деревень Арефино и Андрейково и… советовал обращаться при обнаружении очередного загрязнения в администрацию муниципального района.
- Получается замкнутый круг, - рассуждает староста Арефино. – Администрация района говорит, что «Аврора» - это объект не их уровня надзора, а из области все наши обращения советуют направлять в районную администрацию. Как в этой ситуации быть жителям деревни? А ведь раньше в нашей Лухте раньше даже водились раки, что говорило о чистоте воды.