Жители станции Старое Шеломово, которая находится за Ирдоматкой, на 492-м километре железной дороги, пытаются доказать властям всех уровней, что их населенный пункт существует. О деревне нет записей в Росреестре, однако там стоят 35 домов, в четырех из которых люди живут круглый год.
Тамара Маслова с 70-х годов живет в доме, пристроенном к бывшей водонапорной башне.
«Здесь жил мой муж, здесь прошло его детство. Отец тоже работал рядом, был завхозом в лагере для военнопленных неподалеку. В 1966 году здесь было четыре дома. Водонапорная башня после войны пустовала, стояли одни стены. Мы ее взяли в аренду, а затем выкупили. Пока работали, приезжали сюда на выходные, вечерами, а затем начали оставаться и на зиму. В начале 90-х здесь пытались организовать садоводческое товарищество, но его не зарегистрировали. Я была не в курсе ситуации, пока в 2015 году не умер муж и имущество не пришлось переводить на себя. Тогда я и обнаружила, что деревни нет и права собственности тоже», — рассказывает Тамара Маслова.
Для соседки Тамары Масловой, Надежды Калининой, в 2014 году начался поход против бюрократии.
«Станция в этом месте была с 1938 года. Сюда во время войны гоняли паровозы качать воду. Потом был большой лагерь для военнопленных. Все это время была и деревня, — рассказывает Надежда Калинина. — В 90-е участки на учет не поставили. В то время здесь создавалось садоводческо-огородническое товарищество, но его пропустили в отчетах, и про нас забыли».
Надежда Калинина показывает протокол 1991 года о выделении земли. К документу прилагается список жителей Старого Шеломово из 11 человек. Среди фамилий — владелец земли, у которого Надежда Калинина купила участок.
«В приложении к решению сельского совета народных депутатов от 4 марта 1991 года был список огороднического товарищества. Леонид Шумов, у которого я приобретала участок, был в этом списке. Однако из администрации района мне пишут, что наш населенный пункт отсутствует», — разводит руками Надежда Калинина.
В июле 2019 года в Старом Шеломово провели межевание, определили границы земельных участков. Однако их не могут поставить на кадастровый учет из-за неопределенности с самим населенным пунктом.
Помочь жителям Старого Шеломово пообещал депутат Госдумы Алексей Канаев, который намерен провести переговоры с районными властями.
«Районные власти должны быть заинтересованы в разрешении этой проблемы. Собственники действовали должным образом, на основании документов и разрешений в рамках законодательства того времени. Их права защищены законом. Но пока формально они живут на самозахваченных землях», — констатирует депутат.
В управлении Росреестра по Вологодской области cherinfo рассказали, что в курсе ситуации со Старым Шеломово, однако в их базах заявлений от Надежды Калининой и Тамары Масловой не зарегистрировано, поэтому прокомментировать ситуацию с документами невозможно.
В администрации Череповецкого района прояснить историю со Старым Шеломово также не смогли.