В Петрозаводске началась "итальянская забастовка" сотрудников скорой помощи. Около ста фельдшеров, медсестер и водителей с 15 сентября отказались от переработок и теперь не будут трудиться сверх положенных для одной ставки часов. Требования протестующих – повышение зарплат и увеличение числа бригад. Такие условия администрация больницы назвала саботажем, но пациенты поддерживают медиков и хвалят за смелость.
– Мы всегда стараемся всем помочь. Почему нам-то никто помочь не хочет? Мне обидно, потому что у меня зарплата, как у продавца в "Магните". Я уже всем своим знакомым сказала: пойду в "Магнит" виноград перебирать… Мы все надеялись, ждали: вот, майские указы… Но нет никакого конца этим мучениям. А я ничего не умею, кроме как работать в скорой помощи, это моя стихия.
Елена – фельдшер скорой помощи
Фельдшер скорой помощи Петрозаводска Елена говорит эти слова – и начинает плакать. Она одна из 80 сотрудников, кто заявил о намерении выйти на "итальянскую забастовку", если руководство больницы скорой медпомощи не выполнит главное требование медиков – повышение зарплаты. По мнению Елены и ее коллег, они должны получать за одну ставку ту сумму, которая зафиксирована в майских указах президента: для среднего медперсонала в Карелии сегодня это более сорока тысяч рублей. Фельдшеры утверждают, что сейчас их зарплаты в два раза меньше.
Решение о забастовке стало финальной точкой в попытке карельских медиков отстоять свои требования. Еще в 2017 году сотрудники скорой на встречах с руководством жаловались на тяжелые условия работы, связанные с нехваткой бригад и дефицитом кадров. По словам врачей, пациенты ждут скорой помощи часами, а реанимировать больных часто помогают водители – больше некому, потому что едва ли не половина бригад укомплектованы одним фельдшером.
Но главной претензией была, конечно, зарплата. "Будем ли мы получать зарплату, положенную по майским указам, если начнем работать на ставку?" Такой вопрос тогда задавала фельдшер скорой помощи Петрозаводска Ольга Чайка. Это предположение звучало как эмоциональный всплеск: почти все медики "неотложки" трудятся на полторы-две ставки, чтобы заработать на жизнь, и отказ от переработок привел бы к коллапсу всей структуры. Главный врач больницы, депутат-единоросс в Заксобрании Карелии Алексей Хейфец в 2017 году назвал это шантажом, очевидно, не думая, что угроза когда-либо станет реальностью.
Ольга Чайка
Не договорившись со своими руководителями, врачи пошли в суд. В 2018 году исковые заявления с требованием поднять зарплаты подали около 130 работников – это примерно половина всего коллектива станции. Врачи, фельдшеры и водители были уверены, что им незаконно урезали так называемые доплаты за работу в ночное время, а также доплату за стаж – т. н. "колесные".
Групповой иск разделили на несколько производств. Все суды медики проиграли, но не сдались. Зимой на станции скорой помощи появилась ячейка профсоюза медиков "Действие", возглавила ее та самая Ольга Чайка. В августе 2019 года сотрудники объявили, что начинают с 15 сентября “итальянскую забастовку", то есть они не будут прекращать работу, но при этом начнут трудиться строго в рамках своих служебных обязанностей: без переработок и сверхурочных.
Регламент "итальянской забастовки", опубликованный на сайте профсоюза "Действие" 26.08.2019
C 15 сентября фельдшера выездных бригад будет отказываться от работы в составе неполной бригады (реализуя свое право на отказ от дополнительной работы в соответствии со ст.151 ТК РФ). Правовое основание – Приказ №388Н Минздрава РФ, устанавливающий "Порядок оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323–ФЗ.
Фельдшера выездных бригад и фельдшера по приему вызовов будут отказываться от внутреннего совместительства и переходят к работе на 1 ставку. <...>
Водители будут отказываться работать в свои выходные дни.
"Мне поступают угрозы"
– Моя зарплата – 20–22 тысячи рублей, – высказывает свои претензии шофер Владимир. – На скорой помощи десять лет отработал. Это и ночные выезды, и носилки, и кровь. Фельдшер один не успевает: надо, например, капельницу ставить, искусственное дыхание… А водитель массаж сердца делает.
Владимир – водитель скорой
– Мы устали работать на полторы-две ставки, чтобы прокормить семью, – говорит фельдшер Татьяна. Она объясняет: ставка, в зависимости от месяца, – от 130 до 150 часов. Две ставки, таким образом, это порядка 300 часов в месяц. Если перевести эту цифру в офисный график, получится 13-часовой рабочий день. Медики показали корреспонденту сайта Север.Реалии табели, в которых указано количество отработанного времени – 250 часов в месяц, 270 часов в месяц, 300 часов в месяц…
Татьяна за такой объем работы получает около 45 тысяч рублей.
– Для сравнения, моя знакомая медсестра в наркологическом диспансере зарабатывает 35 тысяч рублей на ставку. Причем это медсестра в стационаре, которая работает под руководством врача. А на скорой ты должен "здесь и сейчас" принять решение, нет времени подумать и нет права на ошибку. И все это – ночами, в стрессовой ситуации, зачастую в окружении пьяных, агрессивных людей. Мы вообще жизнью рискуем, мы на поножовщины иногда раньше полиции приезжаем. Нас оскорбляют, на нас нападают… Мы не хотим многого, мы хотим того, что положено нам по закону, что обещано по майским указам. Когда я выбирала профессию, я не думала, что буду работать круглые сутки, не имея возможности видеть свою семью, – говорит Татьяна.
– В этом году я впервые за восемь лет повела ребенка на 1 сентября. Дочь говорит: мама, я иду в восьмой класс, зачем ты меня сопровождаешь? – рассказывает ее коллега, фельдшер Ольга.
Свои требования медики вывесили на стенде в здании станции скорой помощи
Отвести дочь на День знаний Ольга смогла потому, что с начала сентября у тех, кто заявил о готовности выйти на "итальянскую забастовку", забрали дополнительные смены, на которые они планировали выходить до 15 сентября, пока не начнется акция. Главный врач станции Татьяна Смолинова объяснила, что это сделано для подстраховки – чтобы протестующие не могли отработать свою ставку в первые две недели сентября и прекратить работу до конца месяца. Сами сотрудники называют такие меры давлением.
Давление на несогласных с условиями труда началось и в обществе. Заслуженный врач Карелии Людмила Баранова в эфире местного телевидения назвала намерение выйти на итальянскую забастовку несовместимым со званием медицинского работника.
Но не только с этим пришлось столкнуться "забастовщикам". После сообщения об итальянской забастовке коллектив станции разделился: примерно половина работников от протеста отказались. Более того, в Минздрав Карелии поступило письмо, под которым подписались 50 человек, несогласных с профсоюзом "Действие". Они заявили, будто их устраивает оплата труда, а также выразили готовность работать в круглосуточном режиме.
– Мне поступают угрозы – от этих же людей, за которых мы боремся, – заявила Ольга Чайка. – Это очень неприятно. На недавней планерке на меня некоторые коллеги так накинулись – я думала, побьют. Есть у людей чувство, будто все равно ничего не изменится. И люди готовы работать за те деньги, которые им платят, работать на две ставки, не видя семьи и детей, терять здоровье, пить на смене таблетки от давления…
Алексей Хейфец
Главный врач больницы скорой медицинской помощи (БСМП) Алексей Хейфец после разгоревшегося скандала заявил, что жалобы фельдшеров на низкие зарплаты необоснованны. На сайте больницы появилась информация о доходах сотрудников скорой медицинской помощи без указания имен и фамилий. Судя по этим данным, у некоторых работников зарплаты приближаются к ста тысячам рублей.
В беседе с корреспондентом сайта Север.Реалии фельдшеры с негодованием отнеслись к ходу руководства. По их словам, высокие цифры в квитках связаны с отпускными. Медики прислали свои квитки: в этих документах с учетом переработок зарплаты составляют от 30 до 38 тысяч рублей.
"От нас отмахнулись"
Еще одно требование забастовщиков – увеличить количество бригад скорой помощи. По словам фельдшеров, в России установлен норматив – одна бригада на 10 тысяч населения. По этому нормативу в Петрозаводске одновременно должно работать около 30 бригад, на деле же их менее 20.
– Экстренная помощь иногда едет до получаса, хотя мы обязаны в течение четырех минут добираться. Неотложка (несрочные вызовы – например, связанные с высоким давлением) летом до двух часов едет, это в границах нормы. Но сейчас настанут холода – и начнется, – говорят в диспетчерской. – Нам очень часто приходится выслушивать жалобы, иногда таких звонков больше, чем вызовов.
Руководитель станции скорой помощи сообщала журналистам, что в течение осени на станции появятся две дополнительные бригады, но работники утверждают, что принципиально ситуацию это не изменит.
Для главврача Хейфеца объявление итальянской забастовки стало неожиданностью. По его словам, зарплаты медикам выплачиваются в строгом соответствии с нормативными документами – о чем еще год назад говорил в суде юрист больницы. Тем не менее, с весны 2019 года руководство больницы обсуждает с правительством республики планы на увеличение выплат за ночные смены на 10 процентов.
Станция скорой медицинской помощи в Петрозаводске
Выполнить требования протестующих сейчас физически невозможно, считает Хейфец. Однако руководитель профсоюзной организации "Действие" Артем Коновал объясняет: протестующих устроит и "дорожная карта", в которой будут прописаны шаги по улучшению жизни медиков:
– Во всех случаях итальянские забастовки заканчиваются полноценным переговорным процессом. В Тольятти в результате итальянской забастовки власти согласились поднять ночные выплаты до 100 процентов. В Пензе уже на третий день забастовки и.о. министра сидел за столом переговоров. И был подписан протокол, в котором гарантировали 100-процентную доплату за работу в неукомплектованной бригаде, а также обещали довести зарплату водителей и фельдшеров до средней по региону на одну ставку. Ясно, что этого не сделаешь за неделю, но была прописана дорожная карта, и она уже выполняется.
Сейчас объявившие о забастовке стараются не обращать внимания на давление и упреки в свой адрес от несогласных с ними коллег. По словам диспетчеров скорой помощи, их ободряет то, что забастовку одобряют и пациенты, хотя она явно не в их интересах.
– Нас люди поддерживают. На вызовах об этом говорят, звонят в диспетчерскую. Ни одного не было звонка, где нас бы ругали. Горожане ценят нашу работу и понимают: если бы у нас все было хорошо, разве стали бы мы идти на конфликт? Начинали все мирно, с просьб. Потом вспомнили, что у нас самый гуманный суд в мире – давайте пойдем в суд! Но от нас все отмахнулись. Мы ничего не саботируем. Мы просто хотим отрабатывать часы и получать деньги, которые нам положены по закону.
Волна "итальянских забастовок" прокатилась в 2019 году в разных медучреждениях России: протест объявляли сотрудники скорой помощи в Новгородской, Пензенской и Орловской областях.