Минздрав России выставил на общественное обсуждение поправки к закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которые позволят создать Федеральный регистр доноров костного мозга. Эксперты считают, что в существующем варианте документ не учитывает регистры доноров костного мозга, которые уже ведут НКО совместно с медицинскими организациями.
«Такие дела» узнали у профильных благотворительных фондов, насколько эффективен такой подход и что ждет доноров и пациентов, если поправки вступят в силу.
Лев Амбиндер, президент «Русфонда»
Первое и главное: это неряшливый законопроект. Ощущение, будто люди, которые его составляли, не вполне сведущи. Например, в тексте поправок смешали потенциальных и реальных доноров. Между тем правительство ставит задачу создать к 2030 году базу из 500 тысяч именно потенциальных доноров.
Как оценить эффективность федерального регистра? Во-первых, по качеству цифрового кода (код HLA-фенотипа донора. — Прим. ТД) — речь идет о низком или высоком разрешении при типировании. Чем выше разрешение цифрового кода, тем проще и дешевле. Во-вторых, по количеству отказов. Донор в любой момент может отказаться — по международной статистике, 10-12% все же отказываются. А Минздрав в поправках рассматривает донора как военнообязанного: если первичное типирование проведено и цифровой код найден, то донору можно приказать. Все наоборот: это государство обязано донору, а не донор государству.
Что же будет, если правительство примет предложенные поправки? Навряд ли, слишком много погрешностей. Но представим, что пояснительная записка Минздрава РФ к законопроекту послужит правительственным способом развития в стране донорства костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток — и тогда НКО-регистры окажутся вне госфинансирования. Что скажут наши нынешние благотворители? Я пока не знаю ответа. До сих пор государство практически не финансировало развитие этого вида донорства, миллионы частных и десятки корпоративных благотворителей «Русфонда» вложили в создание и развитие государственных и некоммерческих регистров 800 миллионов рублей. Но вот появляется госфинансирование, и только для госучреждений! Тогда одна из версий: благотворители скажут «Русфонду»: «Зачем же в вас вкладываться, если власть не признала альтернативную версию развития? Да, «Русфонд» предложил наиболее эффективную версию развития, но если правительство готово вкладывать втрое больше, но только не в вас, то что-то тут не то. Деньги, знаете ли, любят тишину, а бизнес законопослушен…» Тогда это означает одно: надо готовить проект к самоликвидации.
Между тем если смотреть шире, речь идет об осознании правомочности третьего сектора экономики — НКО и благотворительных фондов — в обществе и во власти как хозяйствующих субъектов. Ровно это давно произошло в Европе. У нас же все привыкли, что НКО, благотворительные фонды не самостоятельны, они подручные.
Но если клиника на наши деньги строит технически устаревший регистр, отстающий от современной Европы, то почему мы должны отходить в сторону? В соответствии с российским законодательством все пожертвования, поступившие в НКО или благотворительный фонд, принадлежат им на правах собственности. И НКО, благотворительный фонд не только вправе, но и обязаны контролировать траты своих взносов благополучателями.
Я считаю, что доведенный до ума законопроект не будет мешать некоммерческим организациям. Он и сейчас не против НКО-регистров. Согласно проекту, донорство костного мозга организуют медицинские организации. Это лишь значит, что нашим НКО-регистрам пора получать лицензию на медицинскую деятельность, только и всего. Уже в этом году все наши НКО будут иметь такие лицензии.
Екатерина Чистякова, директор по развитию фонда «Подари жизнь»
Мы обращались к Татьяне Голиковой с просьбой о законодательном регулировании вопросов донорства и трансплантации костного мозга почти год назад, в рамках работы совета при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере, и рады, что такой проект закона появился. Представленный законопроект носит рамочный характер, и хорошо, что первый шаг сделан. Однако, на наш взгляд, в дальнейшем понадобится специализированный, более подробный закон о трансплантации костного мозга (ТКМ).
Прежде чем говорить о минусах, хотелось бы сказать о плюсах — они тоже есть. В законопроекте, например, оговорены права доноров костного мозга на диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в связи с донорской деятельностью, на компенсацию расходов, понесенных в связи с донорством. Сейчас, например, проезд донора к месту донации оплачивают благотворительные фонды, в том числе и «Подари жизнь».
Однако во всем мире донорство костного мозга строится на добровольности, безвозмездности и анонимности донора. В представленном законопроекте о том, что донора нельзя принуждать к сдаче клеток, еще упоминается, а вот безвозмездность и анонимность выпадают. Этого нельзя допускать. Пока получается, что донора можно купить или донор вправе объявить, что бесплатно помогать не будет. Это порочная и очень опасная практика.
То же и с анонимностью. Во всем мире донор и реципиент могут познакомиться только через несколько лет после пересадки и только по взаимному согласию. Это важно по многим соображениям. Представьте, например, что лечение не помогло, пациент погиб и родственники в состоянии аффекта решат обвинить во всем ни в чем не повинного донора? Или донор вдруг сойдет с ума и решит потребовать чего-то для себя от семьи реципиента? Это, конечно, совсем скандальные ситуации, но закон должен, базируясь на принципе анонимности, гарантировать, что подобное просто невозможно.
Вопрос федерального регистра в законе упоминается очень неконкретно и, скорее всего, подробнее будет разобран в специальном нормативном правовом акте. Там же, видимо, предстоит уточнить права и обязанности потенциальных доноров и тех, кто реально подошел для донорства и отдал свои клетки для спасения жизни другого человека. Там же, возможно, будут оговорены варианты аутологичной трансплантации, родственного и неродственного донорства костного мозга.
В России сейчас есть несколько регистров, которые созданы разными организациями: ФМБА России, Центром Раисы Горбачевой и НКО (Карельский регистр и регистр «Русфонда»). Работа, в том числе и законодательная, должна быть направлена на то, чтобы федеральный регистр объединил все существующие сейчас регистры. Но существующий законопроект эти вопросы не регулирует, а о будущем придется договариваться всем сторонам.
Мы планируем дать замечания на законопроект и, что важнее, добиваться создания сети центров трансплантации костного мозга. Сейчас потребность в трансплантации костного мозга в России превышает возможности системы здравоохранения примерно в пять раз. И дело не в отсутствии регистра, а в том, что не хватает трансплантационных коек и врачей, которые умеют выполнять ТКМ. Каким бы ни был регистр, трансплантировать всех нуждающихся в данном виде лечения сейчас просто негде и некому. Поэтому главная задача на сегодня — развивать сеть клиник, где люди могли бы получить необходимое лечение и обучать врача выполнять ТКМ.
Елена Грачева, административный директор фонда AdVita
Важно помнить, что это не самостоятельный законопроект, а документ о внесении изменений в 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации«, который сам по себе рамочный. То есть внесенные в него изменения не будут детализированы до тех подробностей, которые сейчас обсуждаются, а вся детализация, скорее всего, уйдет в 4180-ФЗ «О трансплантации органов и/или тканей человека» либо будет вынесена в отдельный закон о донорстве костного мозга — что было бы, конечно, удобнее. Поэтому сейчас, мне кажется, очень хорошо, что первый раз в законодательстве России появляется термин «регистр доноров костного мозга и гемопоэтических стволовых клеток» и прописываются обязательства государства по его созданию и финансированию его деятельности. Мы ждали этого больше 20 лет, поэтому, конечно, на наш взгляд, это очень важный шаг, и здорово, что он наконец сделан.
Для начала вообще посмотрим, какие ключевые положения внесены. Во-первых, там прописано, что вся медицинская деятельность, которая связана с трансплантацией костного мозга, должна быть организована в «медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти». Все регистры, которые существуют в мире, существуют как часть медицинских организаций, то есть несут ответственность не только за работу с потенциальными донорами, типируют и хранят информацию, но и осуществляют обследование донора, забор клеток и контроль качества трансплантата. Это возможно только в медицинских учреждениях, и тут неправильно было бы изобретать велосипед. Означает ли это, что такая деятельность не может быть осуществлена частными клиниками или клиниками, которые содержатся на средства НКО или существуют в виде частно-государственного партнерства? По идее, тут не должно быть ограничений: если клиника выполняет требования, которые установлены законодательно — как по медицинской части, так и по части хранения информации, — форма ее собственности должна быть не важна.
Из этого вытекает следующий вопрос: в законе описывается деятельность по донорству костного мозга как таковая, при этом говорится, что для этого будет создан федеральный регистр на государственные деньги. Понятно, что, если государство создает регистр и вкладывает в него деньги, оно будет работать со своими структурами — так во всем мире происходит. Но из этой формулировки непонятно, будет ли федеральный государственный регистр единственным разрешенным регистром в России. Мнения экспертов разделились, и хотелось бы ясности в этом вопросе.
Что же касается следующей части пояснительной записки, в которой прописаны сроки, там есть словосочетание «перенос данных из действующих баз данных в федеральный регистр — четыре месяца». Что в данном случае означает «перенос данных»? Значит ли это, что существующие базы данных не интегрируются на равных правах с новосозданным регистром, а просто отдают свои данные и перестают существовать? И кто будет переподписывать сто тысяч соглашений, которые уже существуют между потенциальными донорами и теми организациями, которые их привлекли? Но все это мелочи по сравнению с основным вопросом: какова будет структура организации регистра, будет ли федеральный регистр единственно возможным по форме собственности и организации?
Что касается будущего регистров, которые уже существуют не при медицинских учреждениях, а в форме самостоятельных баз данных, — это невероятно трудный вопрос. С одной стороны, в мире такой подход не практикуется, с другой — игнорировать существование этих баз нельзя, мы не имеем права потерять ни одного потенциального донора. Решение должно быть таким, чтобы этого не произошло. Как это сделать — вопрос для серьезного обсуждения и анализа уже существующих практик, их плюсов и минусов, и тут вся надежда на рабочую группу — надеюсь, она не оставит без внимания опыт организаций, которые работают с донорством костного мозга уже сейчас.
Как стать потенциальным донором костного мозга?
Донором может стать любой человек в возрасте от 18 до 50 лет, если у него не было гепатитов В и С, туберкулеза, малярии, ВИЧ, нет онкологического заболевания или диабета.
Сдать кровь и пройти типирование можно в любое время в сети лабораторий «Инвитро» — это бесплатно. На сайте «Русфонда» есть список клиник и больниц, где также можно пройти типирование.