Что делать с уникальным подарком – остатками деревянной лодки первой половины XVII века – который Онежское озеро сделало нам всем в прошлом августе, сейчас решают сразу несколько ведомств. Звучат предложения достроить корабль и разместить на набережной в Вытегре Вологодской области. Но предварительно надо понять, как сохранить находку, как не утратить то, что каким-то чудом вынесло на берег…
Краткая предыстория
"Мы по лесу ходили и увидели остов. Один вид его чего стоил. Как-то сразу подумали, что его надо спасать. Мы шагами померяли – получилось 22 метра примерно. Впечатлило, было понятно, что такие вещи каждый день не находят, - делился впечатлениями Валерий Пирогов, житель Вытегры, который обнаружил лодку. - Я работаю с деревом. Когда я увидел корабль, то понял: этой технологии давно не существует, передо мной очень древняя непростая конструкция".
О своей находке житель Вытегры рассказал местным краеведам. Первые же анализы древесины подтвердили: до 2018 года судно покоилось на дне Онежского озера более 300 лет.
"Его борта прошиты корнями и ветвями сосны и ели. Часть взятых с него образцов относится к 1633–1634 годам, остальные – 1649 года, судно, возможно, было перестроено в 1650 году", – сообщила председатель ВРО РГО Надежда Максутова.
Версию судьбы и гибели судна озвучил Игорь Зубов, директор Вытегорского историко-этнографического музея: "Скорее всего, изначально на судне был тяжёлый груз: оно шло вдоль побережья Онежского озера – там лагуна, закрытая от южного ветра со стороны Карелии, в ней неглубоко и безопасно. А когда судно вышло в большую Онегу и попало под его ветер, то, скорее всего, его и выбросило на камни в районе мыса Петра и Павла. В этом месте каменистая гряда уходит в Онегу. Скорее всего, там корабль и разбился. Люди погибли, а судно затонуло. Долгое время, придавленное грузом, оно покоилось на дне. За три века шторма его немножко перевернули: груз выпал, судно выкинуло на берег".
Тип судна определили как коч. Их использовали поморы в средние века. Именно на коче вологодский землепроходец Семён Дежнёв обогнул самую восточную точку Евразии, открыв будущий Берингов пролив. Кочи перестали делать после того, как Пётр Первый запретил строительство традиционных судов и приказал использовать современные европейские конструкции.
Что делать с подарком?
О том, что происходит с кочем сейчас, когда улеглись первые шум и восторги, мы спросили Елену Кукушкину, председателя Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Вот ее комментарий:
«В феврале 2019 года на территории Вытегорского района прошло мероприятие по обсуждению самой находки и ее дальнейшей судьбы с участием специалистов и экспертов Вологодской области и республики Карелия, а также представителей Вологодского отделения Русского географического общества и Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области. Предварительно, на основе проведенного руководителем комиссии «Дендрохронология» Вологодского отделения РГО анализа, возраст древесины, из которой изготовлено судно, определен как 1630-50-е годы.
Учитывая способ нахождения, обнаруженные сохранившиеся конструкции судна являются археологической находкой (скрытые под водой следы существования человека в прошлых эпохах, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки). Местонахождение археологической находки зафиксировано. Однако, в соответствии с законодательством в области охраны объектов культурного наследия, территория местонахождения отдельной находки не является памятником археологии. Вопрос о придании официального статуса останкам древнего корабля будет решаться в этом направлении, сегодня рассматривается вопрос о музее, в фонды которого на хранение будет передан объект.
В июне 2019 года ведущими специалистами ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева» по договоренности с правительством Вологодской области было проведено научное обследование останков корабля с полномасштабными обмерами и фотофиксацией, по результатам которого будут подготовлены материалы, позволяющие оформить данный артефакт как объект музейного фонда РФ.
Однако сегодня остро стоит вопрос об обеспечении сохранности древнего судна. Нахождение его в воде на протяжении, предположительно, трех столетий, позволило сохраниться древесине - материалу, из которого оно изготовлено. Но пагубное для пропитанной влагой древесины влияние атмосферного воздуха может привести к ускоренному разложению дерева и, как следствие, гибели уникальной не только для Европейского Севера находки.
Администрацией Вытегорского муниципального района заключен договор с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР) о разработке методики сохранения останков корабля и проведением в ближайшие годы под наблюдением специалистов ГосНИИРа консервационных мероприятий».
Совладает ли XXI век с веком XVII?
По нашей информации, сделаны обмеры и планируется 3D-моделирование на основе сохранившейся части корпуса с целью "достройки" утраченной части. Насколько это нужно, возможно и в принципе целесообразно, видимо, будет еще решаться. Задача сейчас стоит шире – научиться сохранять, отработать последовательность действий: находка – мы надеемся – не последняя!
Сергей Ольховский, заведующий Центром подводной археологии Института археологии РАН, сообщил нам следующее: «Ценность и уникальность судна из Вытегры заключается в его типе: в начале XVIII в. по распоряжению Петра I постройку судов «традиционной конструкции» запретили, а уже построенные суда разобрали или затопили, - для форсированного перехода на современные европейские технологии судостроения. Находки относительно сохранных судов допетровского времени – единичны (по крайней мере - пока). Пока неясно, будут ли привлечены к исследованию судна силы ИА РАН. К изучению находки приступили Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия и ГосНИИР, - первый провел какую-то фиксацию актуального состояния находки, второй разработал экспериментальную технологию предохранения деревянных деталей от разрушения. Задача Института наследия – создание виртуальной реконструкции облика судна на основании сохранившейся части корпуса, задача ГосНИИРа – определить, насколько предложенная технология эффективна для долговременного сохранения объекта (без использования известных, но долгих и дорогих методов – вымораживания, вакуумной сушки и т.п.). Находка интересна как наглядный и выразительный пример того факта, что в реках и озерах Севера РФ лежит множество затонувших судов разных исторических периодов, которые являются ценным источником информации по истории освоения этого региона. Помимо прочего, находка из Вытегры показывает, что по крайней мере часть подобных объектов сохранилась достаточно хорошо, чтобы стать интересным объектом музейного показа».
Фото: предоставлены Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области