Закон об оскорблении власти: практика двух первых месяцев

[Обзор прессы]

Адвокат «Агоры» — о тенденциях правоприменения новой статьи

«Считают, что до момента обнаружения специальным сотрудником [оскорбления власти], у лица, которое это высказывание разместило, была возможность пролистать на три-пять лет назад свою ленту в том же „ВКонтакте“ и удалить все запрещенные высказывания».

Самое время очистить странички в соцсетях от постов, за которые вас могут привлечь по закону о неуважении к власти. Особенно если речь идет про публикации о президенте России. На данный момент известно о восьми подобных делах, пять из них ведут адвокаты «Агоры». В рамках подкаста узнали, за что пользователей интернета могут привлечь к ответственности по «закону Клишаса» и какие тенденции прослеживаются в судах.



Эксперт: Станислав Селезнев — адвокат международной правозащитной группы «Агора». 

Станислав Селезнев — адвокат международной правозащитной группы «Агора»:

За два месяца действия нового закона о «неуважении к власти» (ч. 3 ст. 20.1 КоАП) нам стало известно о возбуждении восьми административных дел по данной статье. Привлекаются граждане на территории Вологодской и Смоленской областей, в Ярославле, Москве, в Ставропольском крае. Из Архангельска буквально сегодня поступила информация. По пяти делам уже работают адвокаты международной правозащитной группы «Агора». Одно из дел имеет вступившее в законное действие решение не в пользу лица, которое обвинялось в неуважении к власти. И уже готовится первая жалоба в ЕСПЧ в связи с ограничением на свободу высказываний.

Что касается тенденций, я бы отметил, что подавляющее большинство этих дел, 90%, связаны с публикациями в социальной сети «ВКонтакте». Новая норма, пункт 3 статьи 20.1 КоАП, предполагает наказание от 30 до 100 тысяч рублей. В то время как по существующей в уголовном кодексе статье (319 УК РФ) наказание ограничено штрафом в 40 тысяч рублей — ответственность за преступление в виде оскорбления конкретного сотрудника правоохранительных органов либо любого другого представителя власти при исполнении. Наказание по административной статье, где традиционно более свободно правоприменители относятся к праву на защиту, значительно выше, и более чем в два раза. По статье 319 УК РФ об оскорблении представителя власти ежегодно выносится около 10−11 тысяч приговоров в стране. То есть существует практика МВД регулярно обращаться с заявлениями от имени сотрудников об оскорблении.

Такая политика однозначно вызывает наше несогласие, потому что таким образом добиться уважения к полиции и органам власти, конечно же, невозможно. Здесь, скорее, возможна обратная реакция. Для административного производства, несмотря на то, что штраф в два с лишним раза выше, чем в уголовном процессе, на данный момент существует практика более простого подхода к разрешению этих дел: без производственных экспертиз, без привлечения большого количества специалистов, без привлечения прокурора — единолично судьей, который рассматривает поступивший из правоохранительных органов материал. Задача на данном этапе — обеспечить защиту на уровне не меньшем, чем в рамках уголовного процесса. Я не берусь предсказать практику применения и что в голове у наших правоохранительных органов. Но возможны попытки привлечения за публикации, существовавшие до вступления закона в законную силу. Есть очень интересный нюанс. Начинает формироваться практика привлечения к ответственности за публикации двух-четырехлетней давности. При этом срок давности привлечения к ответственности правоохранительные органы указывают — с момента обнаружения данного высказывания. Считают, что до момента обнаружения специальным сотрудником, у лица, которое это высказывание разместило, была возможность пролистать на три-пять лет назад свою ленту в том же «ВКонтакте» и удалить все запрещенные высказывания. 

Источник:
salt.zone