Преподаватель английского из Череповца Юлия Белова уехала в США, там вышла замуж за американца и уже десять лет живет на юге США в городе Батон-Руж, столице Луизианы. Население Батон-Ружа немногим более 200 тысяч, по американским меркам это средний провинциальный город. Юлия рассказала cherinfo, как в Штатах относятся к русским, в каком виде едят аллигаторов и почему обучение в автошколе длится всего неделю.
Юлия Белова на работе в школе
Автобусы — для бедных
Здесь стандартная американская застройка: частные дома с участками, поэтому в шаговой доступности нет ничего. Час-полтора куда-то добираться — это в порядке вещей. А если попадешь в час пик, то и три часа. Машина здесь не просто средство передвижения, а элемент свободы. Формально автобусы есть. Есть приложения, чтобы посмотреть, где находится автобус. Ездят они строго по расписанию, но автобусами охвачен в основном центр. Ими пользуются, как правило, те, кто не может заработать на машину. Как только человек покупает хоть какие-то четыре колеса, он перестает пользоваться автобусами и смотрит свысока на их пассажиров.
Безопасность превыше всего
Желтые школьные автобусы, которые показывают в кино, действительно ездят по округе, собирают детей. Есть и мини-автобусы для детей с инвалидностью. Логистика разрабатывается перед началом учебного года. Всё серьезно: родители получают открытку с информацией, где и в какое время ребенка будет забирать автобус. Родители всегда могут позвонить, пожаловаться на водителя, который, например, опаздывает. Пожаловаться — это святое, жалоба — первый признак американца. Водитель отвечает за безопасность детей, если что-то случается, школа несет ответственность. Здесь вообще все помешаны на безопасности. Это момент, который первым делом обсуждается.
В США подростки тусуются в торговых центрах, как и в Череповце. Ходят, на девочек смотрят, себя показывают…
Школа без второй смены
Второй смены в школе здесь нет. Занятия начинаются очень рано: в старшей школе, например, в 7.05. А если ребенок хочет позавтракать, то в школе нужно быть в 6.45. Заканчиваются занятия в старшей школе в 14.25. Дети разного возраста учатся в разных зданиях, нет единого комплекса, где и первоклашки, и двенадцатиклассники. Начальная школа в США длится до пятого класса включительно. Но пятый класс — переходный: дети уже ходят из кабинета в кабинет. В типичной школе с шестого класса (это средняя школа) ребенок выбирает предметы. Можно выбрать предметы общего уровня, можно углубленно все предметы учить. Плюс есть факультативы, которые вписаны в расписание: кто-то идет на робототехнику, кто-то рисовать или шахматами заниматься. В результате только утром все собираются в своем классе с классным руководителем, а после у каждого ребенка свое расписание, то есть одноклассники могут встречаться, например, только на математике. Дети обязательно должны посещать английский, математику, естественные, общественные науки, физкультуру, иностранный язык. Мой сын выбрал из предметов всю возможную биологию, включая введение в генетику. А его друг, который видит себя на политическом поприще, выбрал все политические науки, а химию, физику, математику как мог избегал.
Школьный коридор.
Отношение к русским
Здесь очень хорошо относятся к русским. Мы для них такие же экзотические, как любой африканец в России. Конечно, бывают шутки про шпионаж. Но это только шутки, никто всерьез ни в чем не подозревает. Здесь вообще с этим спокойно. Разве что людям с Ближнего Востока тяжело: их подозревают во всем, им сложнее адаптироваться. Но это взрослых касается, а детям вполне нормально.
Адаптация через песни
Когда мы в первый раз приехали в Америку по гранту и год здесь жили, сын пошел в местную школу. Уже к концу года он замечательно говорил на английском. Ходил в первый класс. Когда учительница видела, что он не понимает что-то, «плывет», включала ему русские песенки. Минут 15 слушал русские песни, потом садился и снова работал со всеми. На четвертую четверть ребенок вернулся в первый класс в Череповец, и пошли неврозы. Ему было трудно адаптироваться, потому что наши дети на него смотрели косо: кто завидовал, кто считал, что он полный идиот, потому что забыл русский и плохо пишет в тетради. Требования в российской школе намного жестче, чем в США. В Америке детям намного проще адаптироваться, войти в культуру. Я работаю здесь в школе — преподаю английский детям-иностранцам. Ученики — в основном дети эмигрантов из Южной и Центральной Америки, языка не знают, как и их родители. Но они уже через месяц начинают понимать, через два-три месяца — начинают общаться на английском.
Про поборы в школах
Государственные школы бесплатные, официальных поборов с родителей на окна или интерактивную доску нет. Неофициальные поборы есть, но в них можно не участвовать, никто не будет косо смотреть. Приведу примеры косвенных поборов: местный фастфуд или пиццерия отчисляют 20% от заказа в пользу школы, если упомянете свою школу при заказе еды. Если у нас на ужин ничего нет, то почему бы не купить пиццу именно там и не помочь школе? Или школьная ярмарка-фестиваль, где можно купить картины, детские поделки, еду… Эти деньги пойдут в пользу школы. Например, учителям начальной школы купили гарнитуру с микрофоном и подключением к колонке, как у гидов, чтобы весь класс слышал и учитель не надрывал голос. Ноутбуки, интерактивные доски — это на гранты покупается, а не на деньги родителей. Окна и крыши ремонтируют на деньги налоги. Родители налоги платят — школы строятся, ремонтируются, обновляются. На библиотеки тоже деньги из наших налогов идут. Автобусы, которые развозят детей, — бесплатные, завтраки, а иногда и ланчи в школе — тоже бесплатные, потому что штат регулярно подает заявку на федеральный грант, который покрывает эти расходы. Но 12 лет назад, когда мы в первый раз сюда приехали, этого еще не было, мы платили за школьные завтраки и обеды, потому что у нас уровень доходов был соответствующий. А если низкий уровень доходов, то платы нет.
Здесь очень хорошо относятся к русским. Мы для них такие же экзотические, как любой африканец в России.
Условно-платное высшее образование
Высшее образование полностью платное, бюджетных мест, как в России, нет. Но есть гранты. Тут хитрая система: жителям штата вузы предоставляют хорошие гранты, которые фактически покрывают стоимость обучения. Если ребенок хорошо учится, у него высокий балл, вузы штата покроют стоимость практически всего образования. В школе здесь один экзамен на всё, нет выбора. Дети сдают компьютерный экзамен, по всей стране назначаются даты сдачи, причем этот экзамен можно сдавать сколько угодно раз. Сын начал сдавать с девятого класса. Лучший результат отправляешь в вуз, можно в разные, хоть в Гарвард. Другое дело, насколько они заинтересованы в ребенке из нашей глубинки. Если ребенок едет учиться в другой штат, ценник будет совсем другой. Мы вот не можем себе позволить отправить ребенка в другой штат. У нас в Луизиане год обучения — 20−26 тысяч долларов, но это без учебников и лабораторных. Всего получается примерно 25−30 тысяч в год, 20 из которых покрывает грант. В другом штате учеба будет стоить 45 тысяч, и это тоже без учебников и затрат на поездки домой. Многие родители начинают откладывать деньги на колледж прямо с рождения ребенка, я жалею, что этого не сделала в свое время, но у меня тогда была еще русская психология: не накопить, инфляция или дефолт все съест. Теперь бы я совсем по-другому поступила.
Быстрый завтрак
Здесь очень много еды в кляре, а когда мясо в кляре — уже непонятно, что там. Я готовлю только то, что ест муж, а муж ест строго американское, он на этом вырос. Никаких разносолов не готовлю, у меня минимальный запас американской еды. Я не готовлю завтрак — я сплю. На завтрак есть булочки, которые кидаются в духовку, и через 20 минут они готовы. Их намазывают маслом, сладким сиропом из сахарного тростника. Я такое не ем. А так, говядина, курятина — это наш вариант. Говядина здесь офигенная! В России я понятия не имела, что у коровы разные части тела имеют разный вкус. Здесь выбираешь куски по названию части коровы. Я не знаю на русском этих слов, в России я их не видела. Муж любит, например, round steak. Есть chuck — понятия не имею, где на корове это находится. Есть New York strip… Это кулинарные открытия, которые я для себя сделала.
В Луизиане выращивают кукурузу и разводят раков.
Как не ожиреть в Америке
Полных здесь действительно много. И среди бедных больше, как ни странно. Люди с хорошими доходами заботятся о себе, выбирают дорогие низкокалорийные и особым способом выращенные продукты. Могут позволить себе спортзалы, занимаются собой. Богатых толстых нет. Бедным, которые работают на двух работах, некогда готовить, они покупают фастфуд, а готовят в выходные, но по своим традициям. Луизиана — это святое дело зажарить мясо в кляре, что не полезно ни для сердца, ни для талии. Дети тоже полные, потому что детей просто так на улицу не отпускают бегать, это вопросы безопасности. Да и до ближайшего места, где можно погулять, где нет постоянных машин, нужно ехать на машине. Некоторые тусуются в торговых центрах, как и в Череповце. Ходят по центру, на девочек смотрят, себя показывают. Тут тоже есть такое подростковое развлечение.
За руль в 16 лет
Права можно получить в 16 лет. Сын подруги недавно отучился в автошколе, всего неделя курсов. Здесь дети до автошколы умеют водить. В нашем микрорайоне обычные дома, большого движения нет, но есть большая парковка, где можно тренироваться. Родители обычно детей тренируют сами. В автошколу приходят, чтобы выучить правила, чтобы в них вселили страх: нельзя сообщения писать за рулем, пьяным за руль садиться. Здесь детей очень много этим пугают. Я эту школу сама проходила, потом боялась за руль сесть. А дети ничего, считают, что они бессмертные. У подростков-водителей есть ограничения: нельзя возить других несовершеннолетних, нельзя ездить после 11 вечера и до шести утра.
Царство животных в центре города
Многие увлекаются спортом — футболом, бейсболом, баскетболом. Мужчины из среднего класса играют в гольф. Многие увлечены охотой, охотятся на оленей, уток, кабанов. Олени даже по городу ходят, но их тут стрелять нельзя. На дорогах оленей сбивают, как у нас лосей. Помню, наши родственники переехали в новый дом, поначалу олени приходили к ним на лужайку есть траву. Живности очень много, город широко раскинулся. Везде есть кусочки леса неосвоенные, ручейки, овражки. А кино, театры, выставки — это не про Батон-Руж. Что-то в центре есть, но до центра добираться 40 минут, искать парковку. Я, честно говоря, к таким подвигам не готова в выходные. Кинотеатров много, есть даже с диванами и баром или рестораном, года три назад такой открылся. В Череповце много лет назад я водила мужа в «Рояль-Вио», он в восторге был от такого необычного совмещения еды и развлечения. Я сама не любитель кино, выбираемся редко. Последнее, что посмотрели — «Унесенные ветром». Это был клубный показ в «освеженной» версии, новые краски вместо техниколора. Было всего четыре сеанса по всей стране в честь 80-летия выхода на экран. А вот театра и концертов по русской привычке — не хватает.
Снег раз в четыре года
Когда выпадает снег, в школу можно не ходить. Это вопрос безопасности, потому что дороги не приспособлены к снегу, а в школу нужно ехать. Здесь огромное количество транспортных развязок в виде мостов, а в снег это ледяные горки. Здесь нет шипованной резины, ведь снег выпадает раз в четыре года. Этой зимой снега не было, а в прошлом году был, очень обильный, мы даже налепили снеговиков. Было два снежных дня, полный писк и восторг! Дети до сих пор делятся впечатлениями. В снег часто и на работу никто не идет, пока наледь не растает.
Снег в декабре 2017 года.
Про фауну
Луизиану называют штатом пеликанов. Их здесь много, прилетают на озера, живут в парках. Едешь на море — они сидят на столбах, сваях, такие большие, коричневые, очень симпатичные! Аллигаторы тоже есть. Мы как-то ездили отдыхать в загородные домики, а там аллигаторы приплывали к нам просить еду. Мы этих аллигаторов насмотрелись до ужаса, их огромное количество! Можно было рукой дотронуться, жуткое зрелище на самом деле. Туристы едут на фермы аллигаторов, есть туры по заливам. Аллигаторов здесь едят, говорят, что мясо похоже на курицу. Я ела какие-то котлеты в кляре из аллигатора, но кляр он и есть кляр.
Ипотека — для людей
Кредиты и ипотека — это нормально для американцев, но не убийственно. Без кредитной истории — никуда, при найме на работу иногда проверяют кредитный рейтинг. Высокий или средний рейтинг у ответственного плательщика, значит человеку можно доверять. Процентная ставка по кредитным картам самая разная, от 12%. Моя — 22%, потому что у меня пока короткая кредитная история, лет пять, но я ее улучшаю. В России очень высокие проценты. Здесь на 30 лет выдается кредит на дом. За 30 лет вполне по силам его выплатить, если не потеряете работу. Но можно и быстрее. Процент будет порядка 4−6. То же касается и кредита на машину. На мою, кстати, процент был вообще смешной — 0,4, машину брали в банковский кризис, процентные ставки везде упали почти до нуля. Мы за пять лет без визгов и страданий расплатились с кредитом на машину, переплата составила 450 долларов, это мало. Педагоги получают нормально, не особо много, но на жизнь хватает. Цифру называть не буду, в России такая зарплата покажется невероятно высокой, а здесь — средне. Конечно, учителя жалуются, что их недооценивают и платят меньше, чем они заслуживают. На еду уходит меньше, чем в России, несмотря на фастфуд. Он примерно столько же стоит, как в России, при гораздо больших доходах. На еду мы ежемесячно тратим порядка 500 долларов, это на семью. И это не считая фастфуда, кофе на перехвате, перекусов. Для бюджета это незаметно.
Болеть — только по страховке
Медицина и медицинская страховка стоят очень дорого, лучше не болеть. У меня есть друзья, которые живут без медстраховки, говорят, что можно с больницей сторговаться и получить отличную скидку. Не знаю, я получила страховку через работодателя, вдвоем с мужем по ней живем, отказываться не собираемся. Сын сделал прививку от столбняка, которая должна быть бесплатной, и заплатил 70 долларов. Обидно, буду разбираться, в честь чего с него деньги сняли. Прием специалиста — от 70 до 200 долларов. Мне нужна компьютерная томография каждый год — это от полутора тысяч долларов. Страховка позволяет не попасть в долговую яму, есть максимальная сумма, которую я заплачу за год, все дальнейшие расходы возьмет на себя страховая. Но счет на эту максимальную сумму я получу после пары дней в больнице.
Про эмоции
Южане очень любят обниматься. При встрече все друг друга обнимают. Ученики в школе подходят и обнимают. Даже те, которых я не учу. И не только маленькие, но и старшеклассники. В моей семье не особо выражали эмоции, поэтому поначалу для меня это было шоком. Еще все друг с другом здороваются, как в деревне. Люди имеют привычку замечать, во что ты одет. Если надела новое платье, обязательно скажут, что хорошо выглядишь. Идешь в футболке с логотипом университета — прохожий может сказать, что учился в этом университете. Народ обращает внимание на такие вещи, «закомплиментят» обязательно. Я и себя на этом стала ловить: вижу у незнакомой женщины красивый маникюр, обязательно ей скажу об этом. Ей приятно, а мне ничего не стоит, скажу от души.
Почему Россия не Америка
Здесь мне гораздо свободнее. Обещала себе, что не буду вкалывать в Америке, как в России, но все равно помимо работы учеников беру. Но здесь нет ощущения, что меня начальство ненавидит, требует больше, чем я могу сделать. Здесь руководитель благодарит за любую мелочь. И везде так — в банке, поликлинике, магазине, нет агрессии на дорогах, все корректны и терпеливы. Или это я стараюсь в час пик не попадать… Пытаешься влиться в поток с боковой улочки — пропустят. Я все удивлялась этому, а потом поняла: если ты пропускаешь сегодня, то и тебя пропустят, когда вот так же будешь стоять и ждать. Есть, конечно, наглые личности, которые перекроют три полосы движения, чтобы из крайнего правого в крайний левый попасть. Здесь очень спокойно, удобно, жизнь создана для человека. В России много потогонной системы, выжимания всего чего можно. Здесь я вернулась в образование. До этого семь лет проработала в книжной компании, с людьми не общалась — не хотелось, устала. А в прошлом году поняла, что соскучилась по преподаванию и к концу четвертого десятка спокойно нашла работу. У меня российский диплом, но я его подтвердила в Америке. Если бы не пошла в школу, нашла бы другую работу. У меня нет стресса, мыслей, что в моем возрасте работу не найти. А вот сын ездит в Россию, считает, что там лучше, свобода передвижения, друзья в России душевнее и ближе. Он каждое лето рвется в Россию. Говорит, что умом понимает, что перспективы в Америке лучше, но настоящих друзей здесь не может найти. В последний раз я была в России лет шесть назад. Этим летом с сыном собрались махнуть в Европу и в Россию, доберемся и до Череповца.
Батон Руж — второй по величине город в Луизиане после Нового Орлеана. Население — 229 тысяч человек, больше половины — афроамериканцы. Город расположен на восточном берегу Миссисипи.
Фото Юлии Беловой.