А ты купи слова

КУГИ Псковской области опубликовало данные о том, сколько стоит не заниматься журналистикой.

Если глава пропагандистского государственного медиахолдинга зарабатывает больше любого главврача Псковской области, значит это кому-нибудь нужно.

У нас есть традиция: каждый год мы с друзьями считаем бюджетные траты, в том числе – зарплаты бюджетников разных структур. Наши коллеги любят составлять рейтинг доходов депутатов, но так-то депутаты – это по большей части предприниматели, то есть как раз те, кто зарабатывают сами, а не живут за счёт бюджетных средств. Когда мы в очередной раз опубликовали рейтинг руководителей учреждений здравоохранения, это вызвало активное возбуждение в соцсетях, один из провластных телеграм-каналов попытался пересказать то же самое (по нормальной для власти традиции перепутав половину данных), а одно из СМИ даже вынудило главврача Псковской областной больницы Анатолия Волкова оправдываться за высокие зарплаты у самого себя и подчинённых.

Когда у нас же вышла информация о зарплатах руководителей госпредприятий, в том числе с зарплатами руководителей госпредприятия «Медиахолдинг Псковской области», информационное пространство встретило её, как это часто бывает, оглушительной тишиной.

Что там, директор бюджетного медиахолдинга получает больше главврачей Псковского перинатального центра и Псковской областной больницы? Ну да, а что не так?

Но зато глава псковских профсоюзов Ульяна Михайлова теперь знает, за какие зарплаты сотрудники медиахолдинга устроили её травлю, публикуя фейки, поочерёдно упекая в кутузку на 10 лет, обвиняя в хищении и спекулируя её личными доходами (не из бюджета). Может, даже отчасти поймёт. И простит (нет).

На самом деле, ничего удивительного в такой купле/продаже нет: для власти (именно для власти, которая уверена, что бюджетные средства – это деньги их, чиновников и ничьи ещё) госпропаганда действительно стратегически важнее, чем больницы. Поэтому в Псковской области сначала оптимизировали больницы и школы, а потом уже, в крайнем случае, районные газеты. Не наоборот.

Пропаганда показывает, что можно заставить любить власть, даже если ты по уши сидишь в дерьме – главное, чтобы воздух хоть немного поступал.

Живущие за счёт бюджета государственные СМИ – это то, что наполняет смысл в обычной работе чиновников. То, что делает нормальное выполнение работы мировым достижением. Это как если ты, дорогой читатель, помыл дома посуду (прошёлся с палками, пострелял по тарелочкам и т.д.) и не понимаешь, почему мир до сих пор не офигел от твоей крутости. Хотя ты вроде бы даже написал об этом в инстаграме.

Для того чтобы мир немного офигел от такого важного события, и существуют госсми.

Госсми не только формируют общественное мнение (чем не занимается собственно журналистика, не считая колумнистику), но и отлично поддаются дрессировке – методом кнута и пряника. Если представить две бюджетные организации – медиахолдинг и пропесоченную областную больницу, то вряд ли можно во втором случае представить такой диалог:

- Волков, Волков!  Вы что там, белены объелись? Вы кому там сегодня почку пришили?

- Ну это, Иванову...

- Вы что, не в курсе, что Иванов - личный враг губернатора? Так, удаляй давай.

- Но как, он уже 15 минут назад вышел, как-то неудобно...

- Так, Волков!

- Эээ, может, мы просто что-нибудь там поправим, чтоб ему не так приятно было? Ну, салфетку оставим или... Всё-таки врачи работу делали.

- Волков, твоя работа - чтобы у Иванова не было почки, а у Петрова было четыре, и все четыре - благодаря губернатору. Десять минут у тебя.

Это ведь показательно: в случае со всеми госпредприятиями высокие зарплаты платятся за то, чтобы люди качественно делали свою работу, и только в медиасфере – за то, чтобы они не занимались своей работой.

Всё это происходит, как любит выражаться антимонопольная служба, в абсолютно конкурентной среде, когда содержание государственных СМИ создаёт неконкурентную среду на медиарынке, а многочисленные субсидии и госконтракты становятся платой за лояльность и «фильтрацию базара». То же самое, кстати, можно сказать и про Псковскую областную типографию, но, как и медиахолдинг, - это инструмент пропаганды, и его чего-то не хочется приватизировать. В отличие, например, от столовой управделами: тут-то никаких проблем, ну, разве что даже ещё Загоруй или Филатов спасибо скажут.

Государственные и муниципальные СМИ, как тот Карфаген, должны быть ликвидированы. Но не так, как ликвидировали районки, встроив их в новую, более нужную вертикаль. Собственно, как я уже говорил, кого-кого, а их абсолютно не жалко. Диагнозом ко всей этой истории можно пришивать жалобу на сайте Ведерников.ру одного из журналистов какого-то «Бежаницкого дармоеда» или какой-то другой газеты – не помню. «Михалюрич, мы ж за вас на выборах топили, а вы нас вот так».

Как жалко-то. Так грустно, что хочется танцевать.

То, что госсми в Псковской области всегда добровольно идут (иногда даже бегут) на эшафот – привычная история. Когда мы боролись за «Телеком», никто не был готов дать комментарий под собственным именем, а некоторые и вовсе говорили, что не стоит в это вмешиваться. На днях сотрудник одной из районных газет попенял нам, почему мы за них не боремся. Но на вопрос «А почему вы сами за себя не боретесь?» ему ответить было нечего.

Трусость, которую ведь и жадностью не объяснишь: их сокращают.

Представляется, что оптимизация районок проходила приблизительно вот так: «Здравствуйте, меня зовут Саша, я получаю 113 тыщ в месяц, и мне кажется, ваша газета дорого нам обходится». Аплодисменты сотрудников, сдача удостоверений.

Кто кому дорого обходится, ещё, конечно, неизвестно. Как работник смежной с медиахолдингом отрасли (пиар и журналистика всё же имеют много общего), не имею права судить о творческой части работы, но делать тайну из бюджетных вливаний в госпредприятие нет смысла (тем более что это предприятие тоже иногда пишет о нашем бюджете, только, как водится, врёт): по данным СПАРК, только за последние пять лет на ГППО «Медиахолдинг Псковской области» было выделено субсидиями более 108 млн рублей (не считая госконтрактов). За два последних года убытки госпредприятия от продажи (себестоимость минус выручка минус коммерческие расходы) составили 16,9 и 21,4 млн соответственно.

Зачем продолжать вливать деньги в убыточное госпредприятие, когда на рынке существует, например, вполне дееспособный конкурент в виде «Гражданской прессы», непонятно. То есть как: непонятно экономисту, но понятно политтехнологу.

Потому что здесь, если что, не надо уговаривать почку удалять. Снесут к чёрту заодно со всем желудочно-кишечным трактом.

Автор: Денис КАМАЛЯГИН
При любом использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на адрес newsvo.ru
Яндекс.Метрика