Екатерина Никифорова (31) привыкла надевать яркое платье, клоунский нос и откликаться на имя Винтик, потому что она работает больничным клоуном. Девушка рассказывает, как с помощью перестрелки насосами помогла мальчику не бояться уколов, почему игра с ребенком — это импровизация и зачем клоунам нужны особенные костюмы.
Больничным клоуном решила стать довольно спонтанно, просто услышала по радио объявление о наборе волонтеров. Я не сразу знала, что мне нужно будет делать, как себя вести, но когда поняла, то прониклась идеей больничной клоунады. Моя основная работа — скучная и сидячая, поэтому решила, что хочу добавить в жизнь что-то яркое и творческое. Вот уже пять лет утром я работаю инженером, а вечером переодеваюсь в яркое платье и иду к детям.
Екатерина Никифорова — слева
О больничной клоунаде
Больничные клоуны совсем не похожи на цирковых. Во-первых, на арене артисты работают для большого количества зрителей, которые к тому же от него отдалены. Задача в цирке — все внимание привлечь на себя. В больнице клоуны работают иначе: у нас может быть всего один зритель, которому нужно отдать все внимание.
Во-вторых, цирковой клоун предлагает публике готовые номера, исходя из своих умений и возможностей. Мы играем по правилам конкретного ребенка. Все действия направлены на психологическую разгрузку пациента, то есть нам не обязательно его смешить, главное — вызвать какие-то эмоции и отвлечь. Это называется игротерапия.
Когда мы приходим в больницу, то в первую очередь говорим с медперсоналом, узнаем особенности пациентов, их состояние и настроение. Проблемы у ребят бывают разные: кто-то боится операции, кто-то — уколов, кто-то не может подружиться с соседями по палате, а кто-то находится в депрессии. Несколько минут мы с клоунами обрабатываем полученную информацию и расходимся по палатам. Там начинается настоящая работа: нужно уловить настроение ребенка в данный момент, осмотреть все его игрушки, книги и понять, как себя вести. Заранее продуманных действий или сценок у нас нет, потому что больничная клоунада — это импровизация. Если делать все по шаблону, то ребенка это не впечатлит.
У больничных клоунов нет установки «играть только с детьми». Мы стараемся разрядить обстановку как среди медперсонала, так и среди родителей. Пока задаем вопросы врачам, можем с ними поиграть, поблагодарить их, наговорить комплиментов. Работа с родителями, как мне кажется, также важна, потому что в таких отделениях больницы они обычно загруженные и уставшие.
О трудностях
Первое, чему нужно научиться больничному клоуну, — выходить из своей зоны комфорта. Волонтеры обычно не профессиональные актеры, поэтому не всем удается сразу переключаться на детей. Еще одна сложность в том, что мы работаем с партнерами, поэтому бывает тяжело настроится с ним на одну волну. Нужно на каком-то невербальном уровне чувствовать и понимать своего напарника.
Также сложно бывает быстро отреагировать на запрос ребенка и понять, во что с ним играть. Бывают трудные дети, которые не реагируют и продолжают пребывать в подавленном состоянии. В этом случае нужно препятствовать своему эмоциональному выгоранию и смириться с тем, что клоуны могут помочь не всем.
Благотворительный фонд «Хорошие люди» собирает средства для того, чтобы сшить костюмы для Школы больничных клоунов в Вологде, приобрести грим, игровой реквизит, подарки детям, а также оплатить аренду помещения, административные и транспортные расходы.
Помимо этого, нужно найти подход и к родителям, они тоже бывают разные: одни, как только видят нас, зовут к себе в палату, другие — не разрешают даже подходить к их детям. По человеку обычно видно издалека, настроен он работать с клоунами или нет. Если родитель говорит «нет», то иногда в его ответе я слышу «да, если вы покажете что-то интересное». К таким людям нужно аккуратно входить в доверие и постепенно начинать игру. Насильно, конечно, мы никого не принуждаем и уважаем мнение всех детей и родителей.
Сейчас я руковожу школой больничных клоунов и каждый год набираю новых волонтеров. Штат у нас немаленький, но так как работа клоуном не является основной, она занимает свободное время и забирает много сил. Не все могут регулярно ходить в больницу, иногда у напарников не получается найти удобное время для обоих. Также всегда есть человеческий фактор: кто-то заболевает, кто-то уходит в декрет, у кого-то рожает жена и нужно уделять время семье, кто-то переезжает, меняет график работы и так далее. Поэтому чем больше волонтеров, тем регулярнее мы посещаем детей.
О первом опыте
Когда я только начинала работать с детьми, то смутно понимала суть больничной клоунады. Мне хорошо запомнился первый выход в палату, потому что именно в тот момент я осознала смысл своей дальнейшей работы.
Мальчику было примерно 5—6 лет, он был увлечен игрой в планшете и на нас с коллегой не реагировал. Мы были в костюмах, с носами, вроде как яркие пятна на фоне больницы, а ребенок даже голову не поднял. Потом я услышала звуки «войнушки» из его игры и устроила перестрелку со своей напарницей. Оружием стали насосы для воздушных шаров, а укрытием — кровати в палате.
Через несколько минут мальчик смотрел уже на нас, потому что мы катались по полу и визжали. Заметив его взгляд, я стала стрелять в него. Вызов он достойно принял и атаковал в ответ. Как только мы разыгрались, в палату зашла медсестра, потому что ребенку нужно было делать укол. Он поменялся в лице, напрягся, а я решила разбавить обстановку и выстрелила в медсестру. Хорошо, что попалась понимающая девушка, которая стала стрелять в меня и в мальчика из шприца.
Итог у истории был такой: после десятисекундной «войнушки» с медсестрой мальчик уже без страха и сомнений согласился на укол. Я поняла, что ради этого стоит работать.
О костюмах и реквизите
В работе больничным клоуном важно уметь раскрепощаться, входить в образ и импровизировать, но еще важнее выглядеть забавно и уместно.
Костюм — одна из самых необходимых для нас вещей, потому что от того, как мы выглядим, зависит восприятие детей. Так как мы работаем с ребятами разного возраста, у нас должны быть костюмы, которые не отпугнут двухлетнего малыша и не вызовут негативной ассоциации с ужастиками у подростка. Нужно поймать золотую середину и отличаться от обычных людей какой-нибудь странностью. У моего костюма есть своя аура. Когда я надеваю платье, происходит волшебство — дети говорят, что я очень красивая, и всегда улыбаются, глядя на меня.
Другая сторона костюма больничного клоуна — он должен соответствовать медицинским стандартам. Сшить его можно только из хлопковых тканей (никакой синтетики), и стирать наряд необходимо после каждого посещения больницы.
Реквизит для новичков — это настоящее спасение, потому что, например, с мыльными пузырями, музыкальными инструментами и даже с насосами можно много всего придумать. Также мы работаем с музыкой. Это самый чудесный способ подружиться с детьми, потому что под веселую мелодию можно играть, смеяться, кричать, а под грустную — плакать, молчать и даже медитировать. Но я считаю, что это больше вспомогательный элемент.
Если с собой есть какой-то определенный набор игрушек, то волей-неволей ты отталкиваешься от него. Намного сложнее создать игру напрямую с ребенком. Но так даже интереснее, потому что полет фантазии не упирается в реквизит. В период паники, когда, например, малыш плачет, первое, что приходит в голову — достать мыльные пузыри. Чтобы найти индивидуальный подход, нужно проявить креативность. Однако выходить «без всего» я советую только опытным клоунам.
Также у клоуна должна быть своя игрушка, подходящая ему по темпераменту и характеру. Если ребенок боится, можно спрятаться за дверь или за кровать и выйти в образе игрушки. Она — как второе лицо для нас.
Об ответственности
Все больничные клоуны проходят медицинский минимум знаний. Я хочу, чтобы у них сложилось понимание того, с какими процедурами можно столкнуться в больнице, какие последствия и результаты они имеют, и что дети чувствуют на разных этапах лечения.
Мы ходим в защитных масках, с собой берем специальную больничную обувь, регулярно стираем костюмы. Перед тем как зайти в палату обрабатываем руки и игрушки антибактериальными спреями. Если у клоуна в семье кто-то простудился, то он не пойдет в больницу к детям, чтобы не принести инфекцию.
О чувствах
Перед выходом в больницу обычно проводим особый ритуал: разминаемся, чтобы расслабиться, синхронно дышим, чтобы настроиться на одну волну. Я всегда напоминаю: клоун должен честно, наивно верить во все, что он делает.
Непередаваемое чувство — когда ты только открываешь дверь раздевалки, а тебя там уже ждут дети. Они бегут обниматься, ходят гуськом по коридорам и много улыбаются.
Когда меня спрашивают, не тяжело ли работать больничным клоуном, я отвечаю, что врачи работают с детьми так же, как и мы. Они понимают все, что там происходит, и спокойно к этому относятся. Я считаю, что клоуны такие же медработники. Жалость испытывать нельзя, она нерезультативна. От этого ребенку ни густо, ни пусто. У него есть проблема, и мы имеем ресурсы и знания для того, чтобы помочь.
Все, что нужно делать, это быть искренним клоуном.