На грани цинизма

[Обзор прессы]

В год борьбы с онкологией в Великоустюгской ЦРБ устроили шоу с очередью на гистологическое исследование, которое выявляет патологии на ранней стадии. Устюжане и жители соседних районов месяцами ждут результата, от которого напрямую зависит их здоровье и жизнь.

Что это: пробелы в системе здравоохранения или схема циничного заработка денег на бедах пациентов? «Устюжаночка» искала ответ на этот вопрос.

В Великом Устюге в прошлом году выявили рак у 157-ми человек. Из них 37 человек умерли в том же году. Мужчины чаще всего умирают от рака легких, женщины – от рака груди. Кроме того, распространены онкологические заболевания кожи. Медики отмечают, что проблема заключается в поздней диагностике заболевания.

Заведомо проигравшие

Если выявить злокачественное образование на ранней стадии, то в 85% случаев жизнь пациента можно спасти.

2018-й год на федеральном уровне был объявлен годом борьбы с онкологией. На местном уровне борьба с этим недугом ведется так, что заведомо проигравшие в ней – пациенты. В структуру Великоустюгской ЦРБ входит патологоанатомическое отделение, где производят исследование на онкологию. В этих стенах решаются судьбы людей. Любая ошибка, любое промедление может иметь печальный исход.

Объясним на примере. При осмотре пациента, врач видит новообразование на теле человека. Чтобы понять, злокачественное оно или доброкачественное, врач собирает материал и направляет его на гистологию. Кроме того, исследование точно выявляет, есть ли в материале раковые клетки, из которых могут вырасти злокачественные опухоли. В отделение на исследование поступает весь операционный материал. Некоторый – с пометкой «ЦИТО». У медиков это значит, что рассмотреть его нужно вне очереди, потому что пациент нуждается в экстренной помощи и его состояние представляет угрозу для жизни. В данном случае, как говорится, любое промедление смерти подобно.

Поступивший в отделение материал регистрируется и направляется лаборантам. Они его обрабатывают и в виде стекол передают врачу для дальнейшего исследования и заключения. Продолжительность проведения обследования зависит от нескольких важных факторов, но в целом оно должно длиться не более двух недель. А стекла с пометкой «ЦИТО» - вне очереди. В свете борьбы с онкологией данные медицинские услуги входят в Программу госгарантий, то есть если врач направил материал на гистологическое исследование, то для пациента оно проводится бесплатно по полису ОМС.

По крайней мере, так должно быть. На деле ситуация, сложившаяся в отделении патанатомии, вызывает только слёзы пациентов, которые месяцами как приговора ждут результатов. Стоит только представить, какие моральные страдания испытывает человек, пребывающий в неведении: диагностируют у него онкологию или нет. А когда ответа дожидаются, часто бывает уже поздно… Когда промедление смерти подобно.

- Два месяца назад у меня был взят анализ на гистологическое исследование, срок исполнения которого составляет 7 - 10 дней. На данный момент ответ не получен. При обращении, по поводу того, когда будет готов ответ, мне пояснили, что нужно оплатить данную услугу в ЦРБ в сумме 560 рублей. Почему, имея полис обязательного медицинского страхования, нужно платить за просроченный гистологический анализ? – спрашивает одна из пациенток ЦРБ.

Еще одна пациентка, пенсионерка из сельского поселения Великоустюгского района призналась «Устюжаночке», что уже отчаялась получить результат исследования. Материал на анализ был взят еще в прошлом году, но ответа до сих пор нет. Ей так же объяснили, что можно заплатить и получить результат быстрее, но женщина решила сэкономить. И пожалела.

- 27 декабря взяли анализ, и до сих пор ничего не известно. Вот опять из деревни приехала – путь не близкий. И снова ничего не готово. На приеме сказали, что за это время опухоль значительно увеличилась в размерах. Из-за мучительного ожидания у меня начались проблемы с сердцем. Я каждый день встаю и засыпаю с мыслью о том, сколько жить мне осталось…, - плачет пенсионерка.

Гистологическое исследование местная ЦРБ проводит не только для Великоустюгского, но еще и для Кич.Городецкого и Никольского районов. Как выяснилось, и там со сроками диагностики возникли проблемы.

- С 2019 года мы отказались от гистологического исследования в Великом Устюге, - комментируют ситуацию в ЦРБ Никольска. – Сейчас возим стекла на диагностику в Вологду, это гораздо быстрее. Получаем результаты в течение двух недель. Из вашей больницы мы еще ноябрьских анализов дождаться не можем.

Отказалось от такого сотрудничества и руководство одного из частных центров города. «Отправлять материал на гистологию в Котлас или Вологду нам проще. Это быстрее, удобнее и эффективнее в плане диагностики», - прокомментировали «Устюжаночке». А пациентов из Кич.Городка, чтобы не томиться в долгом ожидании и не усугублять проблемы со здоровьем, сразу предупреждают – лучше заплатите.

- Анализ мне 2,5 недели делали. Я оплачивала через отделение платных услуг ЦРБ. Мне в больнице сразу сказали: чтоб быстрее было сделано, в Великом Устюге нужно заплатить, - делится еще одна пациентка из соседнего района.

Работники здравоохранения устали молча смотреть на бардак и беззаконие, который творится с проведением гистологических исследований в последнее время. Они открыто выражают свою позицию руководству Великоустюгской ЦРБ, но время идет, а ситуация не меняется. Врачам, как никому другому известно, что за каждым днем промедления стоит жизнь человека.

- Раньше всегда были в течение месяца ответы, а ЦИТО – в течение пяти дней. Что случилось сейчас – не знаю. Сегодня мы получаем ответы за середину декабря, - рассказывает заведующая женской консультацией Надежда Чердынкина. - На каждой планерке я говорю, что женщины волнуются и нужны ответы. Некоторые женщины идут напрямую, платят деньги и платно делают быстро. Если ответы приходят не очень хорошие, мы отправляем в Вологду для пересмотра стекол. Там они тоже делают платно и в тот же день.

Утром деньги, вечером - стекла

По мнению некоторых работников здравоохранения, проблемы со сроками и качеством диагностики начались с тех пор, как отделение возглавил молодой врач Павел Казаков. Целый год до этого события гистологию в Великом Устюге никто не делал по причине отсутствия специалиста. Регистрировали пациентов сами лаборанты, а стекла направляли в Вологду. Вполне успешно с задачей справлялись, и весь этот процесс занимал не более месяца.

Заступив на должность, Павел Валерьевич Казаков устроил регистратором свою супругу, а в кабинете лаборантов убрал телефоны. Сейчас пациент, желающий высказать претензии к качеству или срокам диагностики, попадает либо на врача, либо на его жену. Что при этом говорится и предлагается человеку, ожидающему анализ – известно только супругам Казаковым. А пока устюжане ждут результатов, те самые стекла, которые должен исследовать Павел Валерьевич, складируются в его кабинете. По ситуации на начало марта их накопилось около 500 штук. Среди них есть и те самые, с пометкой «ЦИТО».

В распоряжение «Устюжаночки» попали документы, которые свидетельствуют о качестве работы врача Казакова. По ситуации на 1 марта текущего года из 240-ка больных, обратившихся в декабре, не посмотрены стекла у 230-ти. То есть, диагностику получили всего 10 человек. За январь и февраль из 295-ти больных анализ посмотрен всего у 12-ти человек.

По словам специалистов, в среднем врач может посмотреть до 10-ти стеклопрепаратов в течение одного дня. Но только в том случае, если он действительно заинтересован в своей работе и обладает определенными навыками. Другое дело, когда врач заинтересован только в хорошем заработке. Коллеги Павла Казакова, которым некогда приходилось сталкиваться с его деятельностью, полагают: врач создал очередь искусственно, потому что в этом есть его прямая материальная выгода.

Согласитесь, нужно иметь железные нервы, чтобы месяцами ждать результатов исследования на онкопатологию. Не выдерживая морально, пациенты, обращаются в отделение платных услуг ЦРБ. Такая нехитрая схема гарантирует врачу двойную выгоду: он получает деньги и за оказание услуг по ОМС, и за оказание платных услуг.

В регистрационном журнале наглядно видно, что материалы пациентов посмотрены выборочно. К примеру, наша собеседница из сельской местности, которая не платила за исследование, зарегистрирована под номером 156 (условно). Она до сих пор ждет свой анализ. А пациентка из Кич.Городка, которой было рекомендовано заплатить, стоит под порядковым номером 235 (условно). Свой результат она получила за 2,5 недели. Не исключено, что среди посмотренных на 1 марта стекол – большая часть оплаченных.

Доведенные до отчаяния пациенты пошли искать правду в Департамент здравоохранения Вологодской области и прокуратуру. В больнице начались проверки, в результате которых между главврачом ЦРБ и Павлом Казаковым состоялся неприятный разговор.

- По штатному расписанию в патанатомии у нас должно работать 4 патологоанатома. На данный момент у нас работает один патологоанатом, занимая одну штатную единицу. Он не успевает выполнять просмотр гистологических стекол. На прошлой неделе я пригласил Павла Валерьевича, и поставил условие, чтобы очередь была ликвидирована в течение месяца. В первую очередь – на онкопатологию. Ну и в дальнейшем, по стеклам с «ЦИТО» исследование должно длиться не более 14-ти дней. Он мне дал обещание, что все сделает. Выполняя приказ по диагностике онкопатологий, нам никто не позволит вот так вот работать, - сказал Андрей Глухих.

После проведенных проверок Казаков, действительно, заметно активизировался. Если раньше он смотрел по 10 стекол за месяц, ссылаясь на загруженность, то за 12 и 14 марта ему удалось посмотреть более 60-ти стекол. По нашей информации, сейчас за один день он исследует до 100 стекол, выполняя указание главврача. Другой вопрос: каково при этом качество диагностики? Сам Павел Казаков сообщил «Устюжаночке», что проблема создавшейся очереди носит временный характер.

- Есть определенная проблема, и она решается. Она общероссийская. Это не укомплектованность кадрами. В рабочее время делается основной объем, который идет по ОМС, а во внерабочее время доктор остается и выполняет то, что проходит через отделение платных услуг. Вы неправильно понимаете. Платно – это не побыстрее, а когда человек сам обращается в платные услуги, заключает договор и приходит с договором и материалом ко мне. Те, которые идут в рамках ОМС – они бесплатно. В прошлом году Департамент присоединил к нам два района, поэтому и возникла проблема с очередью. Я свой объем работы выполняю. Любой труд должен быть оплачен, а больше установленного объема с врача никто потребовать не может. Сейчас оставшаяся очередь чисто физически ликвидируется, - сказал Павел Казаков.

Мороз по коже

Когда речь заходит о халатности врачей, на сторону работников медицины всегда встает армия защитников. Действительно, часто бывает так, что врач, спасший сотни жизней, оступился, и тут же на него спускают всех собак. Это неправильно. В данной ситуации целесообразно посмотреть, где и как работал молодой специалист Казаков до того, как стал проводить гистологические исследования.

Кстати, на гистолога он выучился по целевому направлению от ЦРБ в 2015 году. Ранее Павел Валерьевич работал в областном центре и успел прославиться. О нем даже написали в книге «История одного Бюро», материал называется «Мороз по коже». В Вологде произошла трагедия: 34-летний мужчина внезапно упал посереди улицы в июньскую жару. В своем заключении патологоанатом перепутал день смерти и указал, что мужчина скончался от обморожения. При температуре воздуха 21 градус выше ноля. Тем самым врачом-патологоанатомом и был Павел Казаков.

Свой трудовой путь Павел Валерьевич продолжил в Великом Устюге, где работал в судебной экспертизе. Надо сказать, отзывы бывших коллег о нем совсем не лестные. Что характерно, наблюдая за деятельностью данного врача сегодня, его бывшие коллеги охотно идут на интервью. Хотя, как известно, в медицинской среде очень сильна «этика белых халатов».

- «Надо себя уважать, я бесплатно работать не буду» - любимая фраза Павла Казакова, по которой мы его и запомнили, - рассказывают бывшие коллеги врача. - Он перестал ездить на места происшествий, придумывал различные отговорки вплоть до того, что не понимает почерк врачей. Говорил, что ему за это не платят. Он любит создать сотню препятствий людям, чтобы они набегались и потом его благодарили. Так же и сейчас с очередью на гистологию, которой не существует. Она надумана. Мы, медработники, сами переправляем в Вологду стекла своих знакомых, потому что здесь не дождаться. Человек просто выбрал не ту профессию. Я не буду говорить о его моральных качествах. Все его действия и отношение к пациентам хорошо это демонстрируют.

В 2017 году, когда здравоохранение испытывало жуткий кадровый голод, областная судебная экспертиза не продлила договор с Павлом Казаковым. Расстались без скандалов, но «осадочек остался».

- Во-первых, как сотрудник Казаков показал себя крайне неуживчивым. Он постоянно конфликтовал с коллегами и мешал нормальной работе внутри коллектива. Как эксперт, допускал недочеты, которые мы корректировали в рабочем порядке, чтобы избежать взысканий. Что окончательно испортило наши отношения – то, что в нашей работе важно соблюдать сроки. Кроме того, что они определены нормативно, нужно осознавать - за нашими экспертизами стоят судьбы людей. С Павлом Валерьевичем очень трудно проходил контроль соблюдения сроков, он их срывал, искусственно уменьшал объем работы. В 2017 году чаша терпения была переполнена, и мы решили, что лучше будем направлять в командировки в Великий Устюг своих сотрудников, чем работать с ним, - говорит начальник областного Бюро судебной экспертизы Евгений Соколов.

В телефонном разговоре с корреспондентом «Устюжаночки» Евгений Васильевич признался: он не знает, что такое должно случиться, чтобы он снова принял Казакова в свое подчинение. Учитывая многочисленные обращения пациентов и высказывания медработников, официально обращаемся к руководству ЦРБ и компетентных органов провести проверку деятельности врача Павла Валерьевича Казакова и сообщить о ее результатах.

В процессе подготовки этой статьи до автора доходила информация о том, что данный материал кто-то заказал. И даже назывались фамилии каких-то определенных людей. В Великом Устюге (да и не только у нас) есть такой порочный стереотип: если работа журналиста кому-то не нравится, значит материал обязательно заказной и хорошо проплачен. Так вот, у этого материала, действительно, есть заказчик. И этот заказчик – чистая совесть. По нашему глубокому убеждению, герой этой публикации с ней не знаком.

Автор:
Екатерина Миняева
Источник:
газета "Устюжаночка"