Новые данные: как выглядел первоначальный план благоустройства набережной Вологды и как описывали реконструкцию набережной чиновники горадминистрации в 2012 году. Спойлер: Снигирева права!
Издание "В точку" обнаружило в архивах интервью главного архитектора Вологды Николая Майорова, который в 2012 году в журнале "ProDom" заявил в интервью, что зеленая набережная реки - "это принципиально".
Вот самые интересные моменты из этого интервью:
Драга пропала
"...Набережная Вологды, как вспоминают жители города, не была привлекательной для туристов. Но дно самой реки регулярно чистила драга, комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат, работающий по принципу многоковшового цепного экскаватора и установленный на плавучую платформу. Постепенно она пропала, и даже очисткой дном не занимались вот уже 20 лет.
В 2009 году были проведены строительные работы по реконструкции набережной от памятника 800-летия до Соборной горки. Участок силами фирмы из Костромы приведен в порядок всего за два месяца, в итоге Кремлевская площадь и набережная объединились в один ансамбль. Ежегодно город стал выделять финансовые средства на озеленение этой зоны и создание декоративных композиций.
В 2010 году начались работы по очистке и углублению русла до трех метров от моста 800-летия до речного порта. Проект включал в себя три очереди общей протяженностью в четыре километра. Первая очередь – от домика Петра до Красного моста – была выполнена в 2010 – 2011 годах. В этом году был завершен 2 этап.
«Специалисты компании из Санкт-Петербурга «Фортекс» мастерски справляются с объемами работ, - рассказывает Николай Николаевич. – Осталось провести работы до Октябрьского моста, а затем от моста до Луговой набережной, до микрорайона «Прибрежный».
ТИСИЗ - автор проекта
"...Работы будут продолжаться, впереди – берегоукрепление, проектные работы которого на сегодня фактически выполнены. Организация ТИСИЗ спроектировала укрепление правого берега, и 1 этап – до пешеходного моста – уже прошел экспертизу. А другую сторону - от моста 800-летия идо улицы Гоголя – спроектировала другая организация «Вологдаавтодор». После того, как вся проектная документация будет готова, город сможет участвовать в федеральной программе Агентства водных ресурсов. И как говорят специалисты, перспективы реализации этого проекта вполне реальны.
«Конечно, в процессе и таких, на первый взгляд, технических работ возникают непредвиденные ситуации. Когда расчищали реку, убрали разросшийся ивняк, в итоге, как говорят экологи, в этом месте исчезли соловьи», - говорит Николай Майоров.
Сегодня речь идет о реконструкции набережных реки Вологды, работа над проектом которых ведется уже несколько лет. Проектная документация частично готова, но чтобы реализовать план, необходимо масштабное финансирование. К сожалению, частные инвесторы, как ни работали с ними представители городской администрации, не проявили интереса к проекту, хотя коммерческий успех проекта очевиден. «Конечно, это не на один год работы, но главное, что дело стоящее. Посмотрите, каким успехом пользуется часть реконструированной набережной», - говорит главный архитектор.
Музей под открытым небом
"...Создатели проекта разработали не только технические стороны, но и предложили комплексную концепцию по использованию водной артерии в центральной части с точки зрения туристической, рекреационной и исторической. Набережная будет наполнена видовыми площадками на памятники и различными интерактивными объектами. В одном местечке молодые художники будут писать портреты, в других местах набережной можно устроить мини-площадки для проведения концертов или выставки цветов. Ничего не мешает оборудовать на набережной детские площадки с аттракционами, развернуть торговлю безалкогольными напитками и мороженым». Также в замыслах городских властей — оборудовать на набережной места для торговли товарами народных промыслов.
В таких исторических зонах как Софийский собор можно устраивать исторические реконструкции с участием ратников, стрельцов… Экскурсии в таком формате будут очень интересны и для детей, и для взрослых.
Еще одна идея – возрождение лодочных станций. «Когда я приехал в Вологду в 1974, здесь была отличная лодочная станция, можно было придти и покататься. Надо возродить эту традицию, и с инвесторами пообщались, - делится замыслами главный архитектор. - Речь идет о создании лодочных станций, где можно было бы сесть на лодку и доплыть до следующей небольшой станции, оставить ее и пойти пешком. В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, открыли водное такси, и люди гораздо быстрее добираются до работы. Возможно, в Вологде тоже есть потребность в таком передвижении».
Отдельная тема - вологодская слобода, которая уже входит в федеральную программу по развитию туризма. Департамент градостроительства планирует снести часть предвоенных барачных зданий на противоположном берегу реки и представить там деревянные дома-усадьбы конца 19 века.
Кстати, в районе пешеходного моста есть идея создать своеобразный центр искусств. Для этого собираются из дома Витушечникова, где останавливались императоры, перенести центральную районную больницу, и в итоге, перенести сюда картинные галереи. Для решения этого вопроса, значимого для города, будет объявлен всероссийский конкурс среди ведущих архитекторов.
«Мы хотим открыть жителям и гостям нашего города нашу набережную. Принципиально то, что она должна быть зеленой. И хотя реализация проекта – дело сложное, возможно, на это уйдет более 10 лет, но сделать это необходимо», - говорит Николай Майоров".
Наши читатели нашли даже фотографии первоначального проекта благоустройства набережной ТИСИЗ. Обратите внимание - набережные остаются зелеными!