История одного паспорта: эволюция системы в начале XX века

[Обзор прессы]

В начале ХХ века паспорта приобрели вид, похожий на современный. Это были небольшие «книжки», в которых указывались происхождение, дата рождения, сословие, вероисповедание, делалась отметка о регистрации. За этой паспортной книжкой, выданной в 1908 году, - история о том, как менялось в России положение женщины. Как она из «рабы родителей» или «вещи мужа», по образному выражению писателя Виссариона Белинского, становилась самостоятельной личностью.

Паспортная система в России оформилась в первой четверти XVIII столетия. С 1719 года по указу Петра I стали обязательными «проезжие грамоты». Их ввели в связи с учреждением рекрутской повинности и подушной подати, чтобы усилить контроль за движением населения. До конца XIX столетия паспорт наряду с полицейской и податной функциями имел и фискальное значение, поскольку был средством сбора пошлин.

Устав о паспортах 1903 года регулировал эту сферу государства вплоть до Октябрьской революции. Согласно ему, лица, проживавшие по месту постоянного жительства, не обязаны были иметь подобного документа. Им достаточно было того, что они приписаны к месту или службе. Получение паспорта было необходимым лишь при отъезде далее чем на 50 верст и дольше чем на шесть месяцев.

Что касается женщин, то по отношению к ним устав был достаточно жестким: дамы до 21-летнего возраста могли получить искомый документ только с согласия своих родителей и опекунов, в паспорта которых они были внесены. Замужняя женщина могла обрести отдельный паспорт только с согласия мужа.

Предъявительнице этого документа, который ныне является экспонатом Музея политической истории России, учительнице начального народного училища в Вологде Людмиле Быстровой, очевидно, паспорт был нужен именно для того, чтобы совершать поездки по стране. В 1908 году она отправилась в Петербург и поступила на Бестужевские высшие женские курсы.

Ситуация с женскими паспортами изменилась благодаря закону, принятому 4 февраля 1914 года Госдумой и Госcоветом. Отныне замужние женщины имели право получить отдельный паспорт без согласия мужа. А значит, они могли выбирать по собственному желанию занятие и место жительства в любой точке государства. Это было практически революционное новшество...

Что же касается Людмилы Быстровой, то она была убежденной сторонницей радикальных перемен. В Первую русскую революцию стала членом РСДРП, позже работала в редакции большевистской газеты «Правда», участвовала в свержении самодержавия. После февраля 1917-го была секретарем исполкома Петроградского Совета. В 1930-х годах трудилась в Ленинградском институте истории партии. Ее жизнь оборвалась в блокадном Ленинграде 14 марта 1942 года: она умерла от голода...

Автор:
Александр Смирнов
Источник:
«Санкт-Петербургские ведомости»