Год назад череповчанка Тамара Я. поскользнулась на обледеневшей лестнице, получив открытый двухсторонний перелом голеностопа. По итогам шести судебных заседаний, растянувшихся почти на год, женщина отсудила у городских служб компенсацию почти в 100 000 рублей. Неудовлетворенная ее размером, Тамара Анатольевна подала апелляцию в областной суд.
Обледенелая лестница
31 марта 2018 года около 18.00 Тамара Анатольевна отправилась в магазин за хлебом. Ее путь лежал через лестницу неподалеку от дома № 13 на улице Беляева.
— Был гололед, ступеньки все обледеневшие, нигде не почищено, — вспоминает она. — Кроме как по этой лестнице, нигде не спуститься. Я возвращалась: в одной руке пакет, в другой — сумка. Я осторожненько начала спускаться, держась за перила. Но уже на второй ступеньке поскользнулась и упала. Буквально 200 метров до дома не дошла.
Несмотря на то что Тамара Анатольевна скатилась с лестницы вниз на пешеходную дорожку, сильной боли она не почувствовала, только жжение в голеностопе. Когда женщина посмотрела на ногу, увидела вывернутый сапог.
— Мимо шли двое мужчин, — продолжает череповчанка, — сказали, чтобы я не сидела на льду, предложили помочь подняться. А я им и ответила, что нога сломана. Позвонила мужу, он сразу прибежал. Меня подняли кое-как на одну ногу. Супруг не смог вызвать скорую, попросил об этом прохожую, потом начал фотографировать лестницу.
Двое мужчин ушли по своим делам, и вскоре со стороны улицы Беляева к верхней части лестницы подъехал автомобиль скорой помощи. Подняться по лестнице женщине помогали водитель скорой и муж. Вскоре Тамара Анатольевна была доставлена в областную больницу № 2 на улице Данилова.
— Диагностировали открытый перелом голеностопа с двух сторон с вывихом пятки. У меня взяли анализы и сразу увезли на операцию. Около 22.00 меня, прооперированную, уложили в палату отдыхать.
Встретимся в суде
Сразу же после выписки Тамара Анатольевна начала борьбу за свои права.
— В своем домоуправлении я выяснила, что за эту лестницу отвечает департамент ЖКХ мэрии города. Тогда я проконсультировалась с адвокатом и написала коммунальщикам претензию, приложив фотографии, свидетельские показания, акты — все имеющиеся документы.
Претензия была отправлена 22 июня 2018 года, и в середине июля пришел короткий ответ.
— Якобы по нашим документам непонятно, на какой именно лестнице — их там несколько — произошло падение. Якобы там есть лестницы и «Водоканала», и ДЖКХ, и мне никто ничего платить не будет, предложили подавать в суд.
И Тамара Анатольевна подала в суд. Рассмотрение иска растянулось на целый год.
— На первом заседании изучались представленные документы, на втором и третьем заседании департамент ЖКХ отрицал свою ответственность за состояние лестницы, поскольку у него заключен контракт со «Спецавтотрансом», который убирает город и за уборку отвечает. Но к пятому заседанию «Спецавтотранс» принес договор, заключенный с физическим лицом — мужчиной, и акт о выполненных работах. 6 марта 2019 года, на шестом по счету заседании, выяснилось, что на этого мужчину оформлен договор об уборке всего Заречья. А это почти 50 тысяч квадратных метров! На одного мужика с лопатой! Кроме того, акт был составлен с очевидными нарушениями — ни числа, ни расшифровки подписи мастера. Сам мужчина утверждал, что он 31 марта не работал и вообще уборку осуществлял в составе бригады рабочих.
В итоге доказать свою правоту Тамаре Анатольевне удалось. Виноватым в ситуации остался «Спецавтотранс».
— Суд постановил автохозяйству выплатить мне 9 тысяч рублей в счет недополученной зарплаты, 3 тысячи — за медицинское оборудование (палку, костыли, фиксаторы) и 100 ты-сяч компенсации морального вреда из заявленных мною 300 тысяч.
На костылях и ходунках
Несмотря на победу в суде, Тамара Анатольевна останавливаться не намерена. 20 марта она подала апелляцию в Вологодский областной суд.
— Если моя правота признана судом, почему не удовлетворено требование о возмещении остальных моих затрат? Все квитанции я принесла. Конечно, никакой врач в рецепте не будет писать ходунки и судно, но без них не обойтись.
В областном суде женщина планирует добиваться удовлетворения иска в полном объеме, включая возмещение расходов на покупку ходунков, судна, сабо и комплекса витаминов, а также оплату судебно-медицинской экспертизы.
— «Спецавтотранс» открещивался от вины, утверждал, что все начищено и все сделано, но на самом деле у них ничего не чищено было. И в моих показаниях и доказательствах нет никакого подлога: скорая забрала меня с голого льда, это все видели: и водитель, и муж, и несколько свидетелей. Свидетеля З. я до этого момента в глаза не видела — она лицо незаинтересованное. Вели себя юристы не очень красиво, отрицали очевидные вещи, говорили, что надо было за перила держаться и ходить осторожно, что гололеда не было. А после того, как суд встал на мою сторону, ответчик даже не принес мне простых человеческих извинений.
По словам Тамары Анатольевны, если бы летом 2018 года по ее претензии началось разбирательство внутри коммунального хозяйства и не затягивалось бы судебное разбирательство, то всем сторонам было бы проще.
— Мое требование по возмещению морального вреда в то время было на сумму не 300 тысяч рублей, а всего 80 тысяч. Нашли бы контракт, в котором написано, кто отвечает за состояние участка, и направили бы меня к виновнику и разошлись бы миром. А я на первое судебное заседание пришла на костылях и ходунках.
Падают постоянно
По этой лестнице Тамара Анатольевна в ежедневном режиме ходила целых 10 лет.
— С 1995 по 2003 год я работала главным бухгалтером в «Телерадиотехнике», в здании на улице Беляева, 13. Утром и вечером я ходила по этим лестницам — они отродясь не чистились! Там не один человек уже ногу сломал и не один сломает, поверьте мне! Сколько я старушек на этих лестницах переподнимала за свою жизнь! Просто никто с департаментом ЖКХ не связывается. И меня все отговаривали лезть в судебные разбирательства: мол, все равно проиграешь. Но я сказала, что пойду до последнего. Во-первых, я осознаю свою полную правоту, во-вторых, мне обидно, что службы не работают так, как положено.
Свой комментарий по судебному делу «Голосу Череповца» дала Вера Егорова, адвокат Тамары Анатольевны.
— В суде был установлен факт причинения вреда, затем установлено ответственное за участок лицо, — говорит Вера Владимировна. — Согласно ст. 1064 ГК РФ («Общие основания ответственности за причинение вреда») вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме. Кроме того, суд установил, что лестница является землей общего пользования, то есть муниципальной собственностью. Согласно ст. 210 ГК РФ («Бремя содержания имущества») собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. А в Правилах благоустройства территории города Череповца перечислен перечень работ, которые собственник обязан выполнять.
В конце минувшей недели мы побывали на той самой лестнице. Последние дни стабильно держалась плюсовая температура, поэтому никакой наледи на лестнице не обнаружилось. Но первый же попавшийся на ней пешеход полностью разделял позицию Тамары Анатольевны.
— Сейчас уже все само растаяло, — говорит пенсионерка Людмила Михайловна, — а зимой здесь чистили всего два-три раза в месяц. Недавно у меня внучка тут упала. Мы шли на танцы вот в этот дом, на Беляева, 13. На лестнице из-за льда даже ступенек не было видно! Я шла впереди, а она следом. Поскользнулась и не успела схватиться за мою руку, упала. Слава богу, ушиблась не сильно.