Некрасовский мост в Вологде перепроектируют полностью: планировавшейся красивой арки не будет, а количество полос движения транспорта сократится до двух.
Разговоры о строительстве моста через реку Вологду в створе улицы Некрасова идут с 2002 года.
Изначально он был задуман как выезд из микрорайона Прибрежный. Затем городские власти решили сделать его частью магистрали, которая бы помогла разгрузить центральные улицы Вологды. Проект сделали только в 2014 году, но дальнейшая судьба моста повисла в воздухе. В 2015 году глава города Евгений Шулепов предлагал собрать деньги на стройку с жителей областной столицы, но его идея не получила поддержки.
ПРОЕКТ, ЕЩЁ ПРОЕКТ!
В 2019 году власти города и области приняли соломоново решение: нужно максимально удешевлять проект. Официально это называется корректировкой проектно-сметной документации. На обновление проекта в нынешнем феврале Вологодская городская дума выделила 35,2 миллиона рублей. Решили, что на мосту будут две полосы, а не четыре. Полностью изменится проектная конструкция: не будет ранее запланированной арки, а мост станет самым простым со свайно-блочной конструкцией. По существу, проектировать придётся заново, это будет совершенно новая конструкция, имеющая мало общего с предыдущими планами.
Примерная стоимость проектов моста (млрд руб.):
• арочная конструкция .................. 3,2-4
• новый проект (безарочный)........ до 1,8
«Ранее предполагалась арочная конструкция моста, стоимость того проекта оценивалась примерно в 3,2 миллиарда рублей, — объясняет и.о. начальника Департамента городского хозяйства Вологды Андрей Макаровский. — На сегодня этот проект стоил бы порядка 4 миллиардов рублей. Затраты на строительство по новому проекту составят до 1,8 миллиарда рублей. Проектные работы планируем выполнить в 2019 году, а на строительно-монтажные работы выйти в 2020-2023 годах».
Интересует общественность и судьба исторического Кайсарова ручья. Он течёт вдоль линии будущей автодороги, которой суждено соединить Некрасовский мост и Белозерский путепровод. Кайсаров ручей входит в состав территории археологического памятника федерального значения. Окружающая его территория, по словам специалистов, характеризуется хорошей сохранностью археологических слоёв. Свой статус территория получила уже после создания проекта 2014 года.
От эффектного арочного проекта четырёхполосного Некрасовского моста, представленного ещё в 2009 году (см. визуализацию), отказались окончательно. Новый мост будет двухполосным. Пока?..
«Вологодское городище ограничивал Хрулёв ручей, а Кайсаров ограничивал городскую зону и средневековый посад. Ручей, безусловно, важен, это часть исторического ландшафта. Там будет необходимо проводить комплекс археологических работ. Наша работа начинается на стадии проектирования. В проект должен войти раздел по сохранению объекта археологического наследия, в соответствии с которым должны будут проводиться археологические работы», — рассказывает археолог Игорь Кукушкин.
В минувшем феврале губернатор Олег Кувшинников объявил о намерении заявить проект строительства моста в федеральную целевую программу «Безопасные и качественные дороги». Пока получить финансирование не удалось, о планах чиновники рассказывают с оговоркой «если»: если удастся найти деньги, если всё будет хорошо и пойдёт по плану, то тогда...
ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО
Пока планировали строительство Некрасовского моста, на западном берегу реки вырос жилой микрорайон Прибрежный, жители которого выступают категорически против стройки. «Сейчас у нас очень тихо, а когда появятся мост и дорога, будет много шума. У нас живёт немало уважаемых людей, связанных с властью. Я считаю, им стоит задуматься о том, поддерживать ли проект», — говорит местный житель.
В 2016 году в Законодательном собрании области во время защиты региональной госпрограммы развития транспортной системы состоялась любопытная дискуссия. Сомнения в необходимости Некрасовского моста высказали нынешний председатель областного Союза архитекторов Альберт Метский, представители Общественной палаты региона, ЗСО и даже Департамента дорожного хозяйства области.
Изначально задача Некрасовского моста была не в выводе транспортных потоков в обход центра, а удобный проезд в микрорайон Прибрежный, который в начале 2000-х ещё только проектировали. Альберт Метский признаёт, что Вологде «катастрофически не хватает мостов». «Потом решили, что мост поможет разгрузить город, — рассказал он «Премьеру». — Я всегда предлагал строить мост в районе железнодорожного моста в Прилуках, а дорога от него вышла бы вдоль железной дороги прямо на Белозерский путепровод. Но мосты в любом случае нужны, в том числе и пешеходные».
С другой стороны, сегодня Некрасовский мост необходим городу не столько сам по себе, сколько как важное звено более крупного инфраструктурного проекта — так называемого «малого кольца». Именно под него проектируют Флотский мост, строительство ряда других дорог и развязок. «Эти планы надо претворять в жизнь. Нам надо разгрузить радиальные магистральные улицы, чтобы прекратить пересечение потоков в центре города. Это кольцо позволит переезжать из района в район, не касаясь центральной части города», — подчёркивает Андрей Макаровский.
Если будут возведены оба моста — Некрасовский и в створе Флотского переулка, — поток автомобилей по улицам Некрасова и Судоремонтной сможет проехать Вологду насквозь, минуя центр (красным отмечен возможный маршрут). | Использовано изображение с Яндекс-карт
Альберт Метский согласен, что кольцо для города необходимо: «Опыт Москвы показывает, что кольцевые маршруты востребованы. Но нужны и хорды. Регулирование транспорта — одна из сложнейших проблем современности. Нужен постоянный анализ потока машин, графиков движения общественного транспорта. Это целая наука, и если мы хотим развития города, нужно принимать её правила, всё нужно планировать и делать в комплексе».
Концепцию кольца активно обсуждали в начале 2000-х, когда главой города был Алексей Якуничев, а губернатором — Вячеслав Позгалёв. Они озвучивали предложение пустить по перспективной магистрали кольцевой маршрут троллейбуса. Сегодня мощности троллейбусного парка сделать это не позволяют, да и до реализации всего проекта в комплексе пройдёт ещё немало лет. Для этого сначала нужно завершить строительство обоих мостов, что возможно при самом лучшем развитии событий не раньше 2026-2027 годов.
ДАЖЕ НЕ НА БУМАГЕ
Флотского моста пока не существует даже в виде эскизного проекта. Он обозначен в генеральном плане города, который в 2014 году утвердила Вологодская городская дума, но не поддержали окружающие город сельские поселения Вологодского района. Однако из схем генплана трудно понять, как именно пройдёт мост. Сейчас идёт речь даже не о проектировании, а об оценке затрат на расчистку территории.
«Задачей на 2019 год поставлено оценить стоимость выкупа земельных участков и сооружений, которые находятся в створе моста во Флотском переулке, — объясняет Андрей Макаровский. — На сколько этапов будет разбит Флотский мост, пока сказать сложно. Техническое задание по Флотскому мосту пока не готовили, наша задача — оценить, что необходимо для расчистки полосы отвода».
По предварительным данным, только на выкуп земельных участков потребуется около 300 миллионов рублей. Проектирование, по оценке Андрея Макаровского, займёт полтора-два года. Выходит, что строительство можно будет начать не раньше 2022-2023 годов, да и то если удастся изыскать деньги.
Если с южной стороны от будущего моста находится квартал, состоящий из частного сектора, который предстоит полностью либо частично снести, то к северу стоит ДК «Речник». По словам Андрея Макаровского, с обеих сторон реки для строительства подходов к мосту предусмотрено пространство.
Так выглядит сейчас место, где с одного берега реки Вологды на другой хотят перекинуть Некрасовский мост. Вид с берегов и на островок загораживают кусты. | Фото Владимира Пешкова
КСТАТИ
Мост через Шограш в начале улицы Герцена отремонтируют только после сдачи окружной дороги Вологды, которая запланирована на конец 2020 года. Это связано с тем, что придётся перекрывать полосы, и необходимо обеспечить варианты объезда. Окружная дорога разгрузит существующее Окружное шоссе, и вологжанам будет легче пережить ремонт.