«Если верить в свою идею»

[Обзор прессы]

Анор Тукаева - учредитель и директор Благотворительного фонда «Центр культурного возрождения «Крохино» (Благотворительный фонд "Крохино")

Получив формальные отписки о том, что финансирование на спасение храма не предусмотрено, мы пошли по единственному возможному пути – организации добровольческого благотворительного проекта: в августе 2011 года начались первые экспедиции с целью проведения противоаварийных и консервационных работ. С тех пор мы проводим шесть-семь трудовых волонтерских экспедиций в год, с мая по октябрь, в которых принимают участие как профессионалы – архитекторы и инженеры, так и волонтеры-разнорабочие.

Проект сохранения затопленного храма Рождества Христова в Крохине родился из небольшой частной инициативы в 2009 году.

 

Крохинский проект – хороший пример того, как много могут сделать добровольцы своими руками в сложных природных условиях. Работать часто приходится в воде, без специальной техники (на храмовый остров ее не доставить), все материалы перевозятся маленькими партиями на небольшой лодке. За восемь лет работ в Крохине было проведено 45 волонтерских трудовых экспедиций, в которых приняли участие более 500 человек. Была построена рукотворная дамба, окольцовывающая храмовый остров, контрфорс к северной стене паперти, восстановлена кладка подмытых стен храма и многое другое. На остров перевезено 16 тонн цемента, 40 тонн песка, в дамбу уложено 1400 мешков с кирпичной крошкой, укрепленных 220 метрами сетки-рабицы. Наши волонтеры приезжают из самых разных мест: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Чебоксар, Уфы, Надыма, Вологды, Череповца, Белозерска. Крохинский храм не является памятником и де-юре не существует.

1,5 года ушло на то, чтобы установить статус здания

За это время мы успешно освоили современные инструменты «народного финансирования». К примеру, на средства, собранные на краудфандинговых платформах, а это полтора миллиона рублей, были проведены профессиональные инженерные изыскания и проектные работы: лазерное трехмерное сканирование здания, геодезические изыскания и промеры глубин, гидрометеорологические и геологические изыскания. Если бы крохинский храм был памятником, внесенным в госреестр, такой пакет изысканий обошелся бы в 10–15 раз дороже – это подтверждают суммы, выделенные из федерального бюджета на аналогичные работы на затопленной калязинской колокольне. Получается, что общественники могут распоряжаться собранными средствами не только эффективно, но и со значительной экономией. На нужды нашего фонда откликаются и интеллектуальные волонтеры – профессионалы, готовые сделать определенный объем работ pro bono. Так были разработаны черте- жи храма, 3D-визуализация архитектурного проекта, а также инженерное проектирование шпунтового берегоукрепления.

 

Одним словом, мы много работали, стучались во все двери, и кое-что у нас стало получаться. Однако все это время мы работали вне правового поля, фактически на партизанских началах. Почему? Существует некий бесхозный объект – единственный в России храм на воде, сохранившийся после затопления огромных территорий при строительстве Волго-Балта. Храм затоплен и более пятидесяти лет разрушается при активном волновом и ледовом воздействии. Ставить его на учет и признавать памятником не выгодно никому, будь то администрация муниципального образования или региональное правительство – никто не хочет возлагать на себя финансовые обязательства по содержанию храма-маяка, требующего серьезных вложений. За этой идеей – лишь волонтеры и благотворительный фонд, который поддерживается частными пожертвованиями.

Несколько лет нас пробовали утихомирить: мол, смиритесь, ваш проект нецелесообразен. Мы смириться не могли, поскольку осознавали реальное историческое и духовное значение крохинского храма. Все эти годы мы старались, чтобы как можно больше людей узнавали о храмовом острове, продвигая наш проект в медийном пространстве. И это сработало: проект заслужил более десяти международных и общественных наград в сфере сохранения культурного наследия.

В 2018 году «Крохино» стал лучшим волонтерским проектом Вологодской области в сфере культуры на конкурсе «Доброволец России».

7 декабря 2018 года на церемонии вручения премии Русского географического общества в ходе подведения итогов в номинации «Молодежные проекты», Никита Михалков сообщил, что для «Крохино» выделена специальная премия жюри.

 

В публикации после вручения премии Анор Тукаева написала:

«Я как-то ясно осознала, какую огромную работу мы проделали, не только в физической плоскости - на стройке храмового острова, но и в организационно-просветительском плане (простите за эти бюрократизмы), чтобы в итоге нас услышали и увидели. Разглядели в этом «как бы не очень весомом, как бы не очень крупном проекте» именно то, что мы в него вкладываем сами - любовь к наследию и памяти, и этот импульс созидания, который мы хотели распространить далеко за пределы крохинского острова.

Человек - мал, и человек - велик.

Я всегда повторяю про себя эту фразу, находясь в крохинском храме, когда думаю о том, какие мы, волонтеры, маленькие против могущественных стен храма. И как мы велики, что не боимся сохранять его, несмотря на ничтожность наших сил и ресурсов» Anor Tukaeva

 

Ну и самое главное!

Накануне десятилетнего юбилея нашего проекта мы впервые смогли полноправно сесть за стол переговоров с региональными властями. Итогом переговоров стало решение о начале процедуры передачи здания храма в пользование фонду. Это значит, что в обозримом будущем мы сможем на законных основаниях вести консервационные работы и согласовывать их в соответствии с законодательством.

Мы прошли не самый простой и гладкий путь. Но как первопроходцы в такого рода проектах мы понимаем, что прошли его не зря: теперь нам понятен алгоритм любого другого добровольческого проекта по сохранению объектов культурного наследия, и мы успешно консультируем региональных активистов, обращающихся в наш фонд.

Вот несколько советов, которыми мы хотели бы поделиться:

Волонтерам:

1) первые шаги в проекте могут оказаться сложными, но если верить в свою идею, то начинать стоит с поиска единомышленников в ближнем круге;

2) находить нужные слова, чтобы объяснить важность проекта для чиновников, местных жителей, волонтеров и спонсоров, – у всех этих групп различная мотивация;

3) делать свое дело максимально эффективно и профессионально – в сфере наследия по-другому нельзя;

4) просить помощи у авторитетных специалистов в сфере реставрации и проектирования – люди, искренне болеющие за наследие, никогда не откажут вам;

5) интегрировать проекты по сохранению объектов наследия в социокультурную и экономическую жизнь территории.

Государству:

1) мониторить и поддерживать успешные добровольческие инициативы в сфере наследия – это индикатор ценности того или иного исторического объекта или туристического потенциала местности в целом;

2) приглашать добровольцев за стол переговоров и устраивать с их участием мозговые штурмы – это люди, которые в своей профессиональной деятельности являются юристами, программистами, маркетологами – они могут оказать неоценимую помощь и поделиться новым взглядом на развитие территории;

3) создавать системные и частные инфраструктурные возможности для развития добровольческих инициатив в сфере наследия;

4) ключить капитальные расходы на консервационные и реставрационные работы в грантовые конкурсы по теме сохранения наследия;

5) привлекать местный бизнес к участию в добровольческих инициативах – при сохранении отдельных объектов культурного наследия и реализации социокультурных проектов выигрывать будут решительно все.

Источник:
Журнал "Охраняется государством"