Вологодские поисковики Александр и Ирина Метёлкины коллекционируют елочные игрушки и мечтают о Музее детства

[Обзор прессы]

Председатель Вологодского отделения Российского военно-исторического общества, депутат вологодской Городской думы Александр Метёлкин и председатель межрегиональной общественной организации «Вологодское объединение поисковиков» Ирина Метёлкинапомимо своей активной общественной деятельности давно известны как страстные коллекционеры.

Александр и Ирина Метёлкины

 

У каждого из них свой объект интересов – Ирина увлекается куклами, Александр с детства коллекционирует солдатиков и военную технику. Кстати, именно с солдатиков началась история Метёлкина-коллекционера. «К 14 годам мне захотелось систематизировать моих солдатиков, – рассказывает Александр. – Я попросил папу сделать мне полочку и расставил их в определенном порядке. А раз они не валяются в коробке, а красиво стоят – значит, это уже коллекция (улыбается). Коллекционер ведь, помимо обладания вещами, изучает их историю, структурирует, систематизирует накопленное».

Коллекцию новогодних игрушек супруги собирают сообща уже около 17 лет. Это стало семейным хобби, и подрастающие дочери Влада и Вита также разделяют интересы родителей. Сейчас в их коллекции более 3000 самых разных елочных украшений.

Свою новогоднюю елку (по традиции – живую, не искусственную) Метёлкины никогда не наряжают новоделом – исключительно игрушками из коллекции. У каждого члена семьи есть среди игрушек свои любимцы. Маленький Дед Мороз из прессованных опилок больше всего пострадал от этой любви: каждая из дочерей в нежном возрасте считала своим долгом откусить у него голову.

В квартире почти все шкафы заняты новогодними игрушками – и старыми, дореволюционными, и советскими – довоенными и послевоенными, времен полетов человека в космос и брежневского «застоя». Игрушки из стекла и из ваты, из фольги и картона, все они бережно хранятся в специальных коробках: коллекция любит порядок!

Стеклянный Дед Мороз из коллекции Метелкиных

Игрушки коллекционеры покупают на блошиных рынках, находят в заброшенных домах. Что-то дарят друзья и коллеги, что-то находят, выменивают. Один раз даже принесли с помойки. «Пошли выносить мусор, а рядом с баками стоит коробка с игрушками, – рассказывает Ирина. – Видно, что людям дома они стали не нужны, но выкинуть с общим мусором рука не поднялась – поэтому поставили аккуратно рядышком, чтобы не разбить. Как знали, что мы увидим».

На пожарище заброшенного дома Александр однажды нашел один из самых любопытных экземпляров своей коллекции – картонного пограничника Карацупу. Легендарный пограничник Никита Карацупа, задержавший; около 340 нарушителей государственной границы СССР и положивший на месте 129 не пожелавших сдаться шпионов и диверсантов, в 1930-40-е годы был настоящим кумиром советских мальчишек. Про Карацупу и его напарника – собаку Ингуса (на самом деле – Индуса, но в свете дружественных отношений с Индией поменявшего «д» на «г») снимались документальные фильмы, писались статьи в газетах и журналах. В наши дни в глазах обывателей былая слава померкла, но в среде коллекционеров игрушка, изображающая легендарного пограничника, ценится очень высоко, несмотря на довольно скромный внешний вид. Ценный трофей всегда украшает домашнюю ёлку Метёлкиных: «Из уважения к Никите Фёдоровичу», – улыбается Александр.

До революции и в первые годы советской власти игрушки делали по германским формам

Рождественские игрушки начала ХХ века

Елочные игрушки в СССР стали появляться только во второй половине 1930-х годов. До революции украшение ёлки было рождественской традицией, но в 1920-е к ней стали относиться как к «буржуазному пережитку», а в 1929 году комсомол и вовсе запретил празднование Рождества как религиозного праздника. «Только тот, кто друг попов/ Ёлку праздновать готов!» - писал поэт-авангардист Александр Введенский.

Ёлку «разрешили» только в 1936 году – и уже в другом качестве: в газете «Правда» появилась статья «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Ёлка стала новогодним, а не рождественским атрибутом. А вот игрушки, ее украшавшие, шли в ход любые – в том числе и «буржуйские». В коллекции Александра и Ирины Метёлкиных есть игрушки разного времени – дореволюционные и послереволюционные – сделанные явно по одним лекалам. «До революции много игрушек привозилось из Германии – в основном, игрушки из фольги. Они объемные и состоят из двух половинок – половинки склеивали или на фабрике, или дома вручную. В советское время по этим же формам тоже делали игрушки – их можно отличить по раскраске».

Даже в годы Великой Отечественной войны игрушки продолжали делать – правда, уже из подручных материалов и разных отходов производства:  из проволоки, металлической стружки, из ваты и бинтов.

Раритет военного времени – подарок украинского коллекционера

Паровоз с надписью «Сталин»

Игрушки – отражение эпохи: дирижабли сменяются спутниками, военные паровозы – героями детских сказок. После запуска спутника и полета Гагарина в космос у всех советских детей была одна мечта – стать космонавтом. Конечно, космическая тема не могла не отразиться и в елочных игрушках. В коллекции Александра и Ирины Метёлкиных космонавты делят коробку с другими служивыми людьми – буденовцами, пожарными.

Сказочная тематика была одна из самых любимых у производителей советских елочных игрушек, как, собственно, и у самих детей. В коллекции Метёлкиных есть и персонажи любимых сказок Пушкина (царь Салтан и царь Дадон, царевна Лебедь, Бабариха, старик со старухой из «Сказки о рыбаке и рыбке», Черномор), и персонажи народных сказок: Сивка-Бурка, Баба-Яга, Аленушка. Некоторых персонажей узнать непросто – тогда коллекционеры взрывают источники и каталоги, пытаясь атрибутировать свои находки.

Чиполлино сотоварищи, Айболит со своим звериным царством, многочисленные Красные шапочки – многие люди старшего поколения наверняка помнят подобные игрушки на своих домашних елках. Александр и Ирина Метёлкины дважды делали выставку своих игрушек (в 2013 году в Вологодском кремле и в 2017 году в Городской резиденции Деда Мороза в Великом Устюге), и каждый раз для посетителей они становились экскурсией в детство. «Новогодние игрушки всегда вызывают бурю положительных эмоций. На выставки приходили с детьми, и то и дело слышалось восторженное: “Смотри, смотри! У меня такая же в детстве была! А эта у бабушки на елке висела!”», – вспоминает Ирина.

Александр и Ирина давно вынашивают идею создания в Вологде Музея детства: «Для нас это единственно возможное дальнейшее развитие. Мы не хотим, как кощеи, чахнуть над своими коллекциями. Мы готовы этим делиться – показывать, рассказывать, устраивать различные мероприятия». Проект и концепция будущего музея почти готовы, проблема только в помещении, точнее – в его отсутствии. Под экспонирование коллекции, проведение мероприятий нужны, по расчетам Метёлкиных, не менее 300 кв. метров.

«Своими силами нам здесь не обойтись, – говорит Александр. – Нужно помещение по возможности близко к центральной части города, так как музей будет во многом ориентирован на туристов, на гостей Вологды. Едут, скажем, туристы из Москвы на родину Деда Мороза в Великий Устюг – и смогут по дороге заехать в Вологду, посетить музей новогодних игрушек. Хотя наша тематика будет шире – это в целом будет Музей детства, здесь будут и куклы, и солдатики».

Выставка «Новогодний микс» в Вологодском кремле, 2013 год

Выставка «Новогодний микс» в Вологодском кремле, 2013 год

Современный музей не может быть только выставочным пространством, – добавляет Ирина. – Здесь обязательно должен быть интерактив – поэтому и идет речь о таком довольно большом помещении. Мы хотим, чтоб в музее было место и для реставрации игрушек, и для проведения различных мероприятий, мастер-классов с детьми. У нас очень много идей, что бы могло работать на базе нашего музея. То, что связано с темой игрушек, с темой детства. Вот, например, любопытная вещь: в советское время пупсики и куклы для девочек выпускались голышом. Потому что считалось, что каждая советская девочка в состоянии сама придумать и сшить одежду своей кукле. Вот и у нас сразу появляется идея для музея: дизайн кукольной одежды. Смотря на свою младшую дочь, которая с увлечением что-то шьет, уверена, что девочкам это очень бы понравилось. И польза прямая: основы кройки и шитья и во взрослой жизни пригодятся!»

Пока же коллекция Александра и Ирины прячется в шкафах и гараже и достается только по особым случаям. Так что читателям «Сферы» портала cultinfo выпала редкая удача: быть одними из первых «посетителей» будущего музея детства. Новогодний сюрприз!

 

Источник:
Сultinfo.ru