Единственный из российских космонавтов, находящихся сейчас на МКС, Олег Кононенко остался на Новый год без подарков. Скорбную весть принесла специалист по психологической поддержке космонавтов Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН Лилия Шуева.
Она рассказала, что все подарки для него разбились и сгорели вместе с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» при аварии несущей ракеты «Союз-ФГ». В посылке был, в частности сапожок с любимыми конфетами космонавта.
«Кроме того, мы отправили еще ягоды, орешки, кетчуп, горчицу. Хочется им на орбите нормальной еды», — сказала Шуева.
По ее словам, психологи с особой тщательностью подходят к выбору подарков.
«Даже конфеты мы пытаемся собрать те, которые человек любит. Иногда на фабрику едем, чтобы конфеты были свежие, потому что сколько еще времени пройдет, пока космонавт их получит», — сообщила Шуева.
Один Олег Кононенко в праздничную ночь не останется, вместе с ним сейчас на орбите работают американская автронавтка Энн Макклейн и канадец Давид Сен-Жак. Но полакомиться вкусненьким ему, к сожалению, не удастся.
Это тем более печально, что Олег Кононенко сладкоежка. Он сам рассказывал, что обменивался с американскими астронавтами российской едой из стандартного меню на десерты. Кононенко посетовал, что раньше при составлении пищевой корзины учитывались личные вкусы космонавтов, но сейчас это делать перестали. Он признался, что жить без обычной еды довольно тяжело.
В 2009 году Олег Кононенко вспоминал, что в одном из смешанных экипажей было решено устроить своеобразный буфет.
«Российское питание остановилось на уровне развития в 70-х годах. Это сублимированные супы и еда в консервных банках по 250 граммов. Наше питание — это супы: гороховый, харчо, овощной и, забыл название, какой-то еще четвертый. В банках у нас мясо с картошкой, рис с картошкой, азу с мясом, вермишель с мясом. В американском питании собрана вся кухня мира, десерты, напитки. С большим удовольствием, мы, конечно, ели американскую еду», — поделился космонавт.
По его словам, провизию поделили пополам. Один день питались по российскому меню, другой — по американскому.
«Выставили все 16 ящиков с едой, которые у нас были, и ели. Очень хорошо шли американские лепешки — пахитос. Почему нам наши блины не кладут? В лепешку заворачивается мясо с кетчупом, очень вкусно. Такая еда у нас шла на раз. Контейнер с лепешками мы опустошали за день или два, а потом доедали остальное», — признался Кононенко.
К сожалению, в этом году россиянин остался без вкусняшек, которые ему заботливо собрали коллеги и, наверняка, родственники.
Как рассказал «360» летчик-космонавт и Герой России Андрей Борисенко, экипажи готовятся к Новому году задолго до старта.
«Те кому выпадает провести праздник на орбите, запасают подарки для коллег. Это может быть что угодно, но обычно что-то небольшое по объему и весу. Дело в том, что общий объем личных вещей, который может взять с собой космонавт, не превышает килограмма. Так как их обычно много, то подарки составляют ограниченной количество и все они миниатюрны. Чаще всего это фигурки, фотографии, значки, брелоки, жетоны, связанные с тематикой праздника», — рассказал Борисенко.
Его слова подтвердил летчик-космонавт Максим Сураев. Привезенные с собой сувениры большими не бывают. А вот посылки, отправленные с новым экипажем или грузовым кораблем под Новый год, могут содержать множество приятных сюрпризов.
«Это подарки, письма, футболки с фотографиями семьи, детские поделки с пожеланиями. Апельсины, мандарины, яблоки, что особенно ценно, так как свежих фруктов в космосе реально не хватает», — поделился Сураев.