В самом центре Великого Устюга в нечеловеческих условиях вынуждены жить семьи с детьми. В редакцию газеты «Устюжаночка» обратились жители дома №98 по улице Красной. Корреспонденты газеты побывали в их ветхом доме.
Дом №98 по Красной когдато был красивым купеческим особняком, как и его «соседи» по улице. Выстроен он был до 1917 года, точной даты никто не знает. Особняком он был для своего первого владельца, который проживал здесь более века назад. Сейчас это строение – обычная устюгская коммуналка с общим туалетом, покосившимися полами и потолками, которые, кажется, держатся на одной печке.
В этом доме прошло детство устюжанки Оксаны, и, спустя годы, судьба распорядилась так, что девушка с семьей вынуждена была сюда вернуться.
– Наш дом признали аварийным еще в 1996 году, а с 2000 года нам обещают расселение, – рассказывает Оксана. – На первом этаже дома заселены три квартиры. Все жильцы ведут вполне нормальный образ жизни – не пьют и регулярно оплачивают коммунальные услуги. Правда, самих услуг, как таковых, нет. Три года мы здесь живем, мерзнем, утепляем полы, а толку нет. Все выдувает. Воды нет тоже. Я езжу за ней на машине за два квартала. В туалет страшно зайти – сталактиты из нечистот свешиваются с потолка. Начнется затайка снега, и все это польется нам на головы.
Вряд ли прежний владелец особняка мог себе представить, во что превратится его добротный дом в век наукоемких производств и информационных технологий. Экскурсию по аварийному дому для корреспондента «Устюжаночки» провела другая жительница квартиры на первом этаже Валентина. Женщина живет здесь семьей из трех человек, с дочерью и внуком. Еще в 2014 году она рассказывала областным журналистам, как несладко ее семье приходится в аварийном жилье. Сюжет показали по телевидению, но никакой реакции на него не последовало.
– Мама умерла, так и не дождавшись переселения. А мы уже и не ходим в администрацию – надоело, – рассказывает Валентина. – Эту квартиру я получила как инвалид второй группы более 30-ти лет назад. А получилось так, что здесь я еще больше подорвала свое здоровье. На днях хотела спуститься в подвал, так лестница прямо с первой ступени подо мной обвалилась. Я летела вниз три метра. Не помню, как и выбралась оттуда. Третий месяц хожу по врачам, нога все не заживает.
Травма ноги для Валентины – настоящее бедствие. Машины у нее нет, поэтому добывать воду за несколько километров от дома она вынуждена пешком. Подвели жильцов дома №98 и сильные январские морозы.
– Печи можно было топить в постоянном режиме – толку от них не было, – продолжает Валентина. – Спали под тремя одеялами, в одежде. Даже шапки с рукавицами не снимали. Управляющая компания давно от нас отступилась – дом аварийный, все равно скоро расселят. Немного подлатали крыльцо, обили дверь. Но ситуации это не меняет. Сейчас весна начнется – страшно, что все рухнет.
Начальник отдела городского хозяйства Андрей Касаткин жильцов успокаивает: ждать осталось недолго. По словам Андрея Витальевича, данный дом включен в четвертый этап программы переселения из ветхого и аварийного жилья. Переселить жильцов с Красной, 98 планируется до 1 июля текущего года.
– Одна квартира под переселение для них уже куплена. Остальные получат ключи от нового жилья летом. Всех переселим. Что касается четвертого этапа программы, то в его рамках предполагается расселить 374 человека из 143 квартир.
Что будет с теми домами, которые признаны аварийными уже после 2012 года, пока законодательно не известно. По словам Андрея Касаткина, есть вероятность того, что в данную программу будут внесены корректировки. В частности, переселять из ветхих и аварийных домов будут лишь тех, для кого эта жилплощадь является единственной.