Минфин взыскивает с Вологодской области 89 миллионов рублей за нарушения при строительстве «Мороз-арены» в Великом Устюге.
Такое решение было принято Министерством финансов по итогам проверки Счётной палатой России исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта на 2006-2015 годы».
Именно в рамках этой программы наш регион в 2014-2015 годах получил финансирование для строительства двух спортивных объектов.
Подкачал климат
Крытый каток с искусственным льдом в Великом Устюге, известный также как «Мороз-арена», построен за два года — в 2014-2016 годах. По официальным данным, общая стоимость сооружения составила 355 миллионов рублей: 203 миллиона поступило из федерального бюджета, еще 152 — из регионального. Параллельно практически на тех же условиях строился физкультурно-оздоровительный комплекс в соседнем Никольске: 50 миллионов рублей составила федеральная субсидия, 30 миллионов поступило из областной казны, еще 2,5 — выделил местный бюджет.
В 2014 году федеральный бюджет выделил 64 миллиона рублей. По данным областного правительства, камнем преткновения стали 89 из 108 миллионов, также изначально выделенных из областного и муниципального бюджетов на 2014-й год, но освоенных годом позднее. Именно на этом акцентирует внимание областной департамент финансов. Из местного бюджета софинансировался только один объект из этих двух — ФОК в Никольске.
«С учетом сроков проведения конкурсных процедур по определению подрядных организаций, климатических особенностей Вологодской области и нормативного срока строительства спортивных сооружений в соответствии с проектно-сметной документацией ввести объекты в эксплуатацию в 2014 году не представлялось возможным», — говорится в официальном ответе газете «Премьер» за подписью Валентины Артамоновой.
Значимое событие
Изначально анонсировалось, что объекты должны были быть сданы до конца 2015 года. Но официально они были открыты с разницей в неделю около года назад: ФОК в Никольске — 25 февраля, а «Мороз-арена» — 2 марта 2016 года.
«Ввод в строй «Мороз-арены» — это очень значимое событие не только для Великого Устюга. Это лучший спортивный объект и для нашего города, и для сопредельных районов Архангельской и Кировской областей: к нам ездят заниматься даже из Котласа, Коряжмы и Лузы», — объясняет Владимир Рожковский, руководитель районного спортивного ведомства с 1980 года, в январе этого года ушедший в отставку.
Согласно письму Депфина, работы профинансированы полностью, объекты введены в эксплуатацию, а условия предоставления субсидий полностью выполнены в 2014-2015 годах.
«В связи с отсутствием у Правительства области возможности ознакомления с результатами проверки и предоставления соответствующих пояснений решение Министерства финансов Российской Федерации о взыскании средств обжалуется в судебном порядке», — резюмирует в своём письме Валентина Николаевна.
Политический подтекст
19 октября прошлого года свой пост покинул министр спорта Виталий Мутко. Событие было вполне ожидаемым: ещё в преддверии летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро разгорелся «допинговый скандал». Но вышло иначе: Мутко ушёл на повышение, став вице-премьером.
Допинговый скандал не был единственным, сопровождавшим уход министра. Буквально за пять дней до его отставки коллегия Счётной палаты утвердила отчёт о проверке исполнения федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы». Возможно, из-за этого некоторые собеседники «Премьера» называют ситуацию «излишне политизированной».
Проверка проводилась за 2013-2015 годы. ФЦП действовала с 2006 по 2015 годы, объём финансирования в ее рамках составил 143 миллиарда рублей. На эти деньги построено 710 спортивных объектов в 57 российских регионах. В основном это были универсальные залы, а также бассейны, катки и другие сооружения.
«В ходе контрольного мероприятия были установлены факты бюджетных нарушений, выразившихся в невыполнении 47 субъектами Российской Федерации в 2013-2015 годах в полном объеме обязательств по финансированию строительства спортивных объектов за счет средств региональных бюджетов», — рассказал «Премьеру» представитель пресс-службы Счётной палаты РФ.
Мера принуждения
В 50-страничном отчёте о контрольной проверке Вологодская область упоминается лишь однажды. «В 2014 году Минспортом России из 59 соглашений на предоставление субсидии субъектам Российской Федерации на строительство объектов массового спорта 14 соглашений заключены с нарушением установленного срока от 7 до 165 дней...» — говорится в документе. Как уточняется далее, соглашение с Вологодской областью было заключено лишь 20 ноября.
В целом регионы не выполнили условия по софинансированию на треть. В общем объёме это составляет 3,6 миллиарда рублей. Субсидии субъектами длительное время не использовались по назначению и «длительный период находились на счетах УФК субъектов Российской Федерации».
Десять объектов к моменту окончания действия программы так и не были введены в эксплуатацию — среди них два крытых футбольных манежа и восемь сооружений по направлению «массовый спорт».
По итогам проверки Счётная палата направила, среди прочего, обращение в Генпрокуратуру, а также уведомление в Минфин о применении бюджетных мер принуждения.
Наши комментарии
Ирина КАРНАКОВА, председатель Контрольно-счётной палаты Вологодской области:
— Мы не проводили проверок по поводу строительства «Мороз-арены». План проверок вывешен у нас на сайте. В прошлые годы — 2014-м, 2015-м, 2016-м — такой проверки у нас не было.
Антон ГРИМОВ, заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам ЗСО, руководитель фракции ЛДПР:
— Считаю, что нужно назначить дополнительную проверку, прежде чем применять санкции к Вологодской области и взыскивать деньги. Сейчас мы не обладаем достаточной информацией, чтобы делать выводы о том, а были ли нарушения.
Сергей ФОКИЧЕВ, начальник Департамента физической культуры и спорта Вологодской области:
— Перенос сроков производился по согласованию с Минспортом. Вторая федеральная субсидия поступила позже, поэтому были перенесены сроки освоения этих средств. Самое главное, что объект был сдан. Со стороны Минспорта к нашему Департаменту и вообще к Вологодской области никаких претензий не было. Естественно, мы будем отстаивать свою правоту. Мы надеемся на здравый смысл.