В 2015 году департамент образования Москвы запустил пилотный проект по изучению предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». В проекте участвуют 7900 детей из 33 школ и гимназий, родители могут выбирать между двумя учебниками — «Православная культура» и «Истоки». Корреспондент “Ъ” АЛЕКСАНДР ЧЕРНЫХ поговорил с мамой ученицы одной из таких школ АНАСТАСИЕЙ КУЗИНОЙ, которая рассказала, как проходит эксперимент.
С 1 сентября 2015 года Минобрнауки ввело в обязательную часть программы 5–9-х классов новую предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). В федеральном стандарте перечислены ее цели: «воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию»; «воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию» и т. д. Учебные курсы для нее пока не разработаны (как сообщал “Ъ”, первым таким курсом может стать «Православная культура»), но предполагается, что родители совместно с администрацией смогут выбрать подходящий предмет.
В 2015 году столичный департамент образования запустил в 33 школах пилотный проект по изучению ОДНКНР, родителям было рекомендовано выбрать между двумя учебниками. Пособие «Православная культура» подготовлено профессором Московского государственного областного университета Людмилой Шевченко, его первая версия вышла еще в 2003 году. Первоначально РПЦ планировала использовать его в рамках «Основ религиозных культур и светской этики», однако позже был сделан выбор в пользу учебника протодиакона Андрея Кураева.
Второе пособие, предложенное столичным школам, называется «Истоки». Оно разработано на основе «истоковедения» — как утверждает авторский коллектив, это новейшее направление в образовании, которое с 2000 года развивается под эгидой РАЕН (Российская академия естественных наук — общественная организация, которая не имеет отношения к Российской академии наук и часто критикуется учеными). Учебник разработали также члены РАЕН. «По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа “Истоки” не имеет аналогов в современном образовании,— говорится на сайте “Истоков”.— Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем Отечестве на основе православной культуры. Тем не менее программа “Истоки” успешно используется в воспитании детей из семей, придерживающихся других культурных традиций».
“Ъ” записал монолог Анастасии Кузиной, чья дочь учится в одной из московских школ, участвующих в эксперименте:
— В прошлом году дочь училась в четвертом классе, где был предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Тут все было, как положено,— на родительском собрании нам рассказали о предмете и предложили выбрать один из модулей. Даже показали учебники, правда, их никто не стал смотреть, кроме меня. «Светская этика» показалась ужасно нудной, поэтому я выбрала для дочери мировые религии. Претензий к учебнику у меня не было, хотя ребенок жаловался, что предмет скучный. Впрочем, тем, кто выбрал «Основы православной культуры», повезло гораздо меньше — их преподавала учительница, которую потом уволили за таскание учеников за шиворот по классу.
А в этом году мы получили расписание пятого класса и увидели непонятные аббревиатуры без объяснений. Детей разделили на три класса: гуманитарный, математический и информационный — от слова «информатика». Мы-то думали, что им усилят профильные предметы, но вместо этого детям влепили по три новых урока — элективные курсы. Из-за них у 11-летних детей теперь шесть уроков каждый день. Зато второй иностранный, который нам школа давно обещала, в основное расписание не влез, да и в художку мы уже не успевали.
«Основы духовно-нравственной культуры народов России» — та самая загадочная аббревиатура — оказались общим предметом для всех трех направлений. Школа его с нами не обсуждала, я вообще думала, что это какое-то пособие о регионах страны, чтобы дети не росли ксенофобами. Мы знали, что по нему есть учебники, но домой детям их не давали, потому что «сложно». Наконец, сын подруги смог вынести книгу с урока. И оказалась, что нам втихаря подсунули Закон Божий! Учебник с храмом на обложке назывался «Православная культура», о чем школа нам даже не удосужилась сообщить. Все было прикрыто названием предмета, где нет упоминания о православии. Я открыла учебник на странице 45 и увидела текст: «Назови эпизод Священной истории, проверь себя, прочитав тексты из Библии (Книга Исход, глава 20, стихи 1–17). Приведи примеры из Священной истории Ветхого и Нового заветов». Это пятиклассникам предлагают, понимаете?!
Но учительница сказала нам, что религиозного мракобесия тут нет, молиться никого не заставляют, оценок не ставят, только зачет будут принимать. А если нам не нравится — два параллельных класса учатся по «совершенно светскому» учебнику «Истоки». Я попросила посмотреть и его.
На обложке светских «Истоков» — двое детей, которые зачем-то смотрят в бинокль на храм. Сам курс выглядит, мягко говоря, странно. Он посвящен семи «явлениям отечественной культуры и российского образа жизни», которые вмещают в себя «идеалы и ценности». И первое такое явление — соха. Я не шучу, вот некоторые из разделов учебника: «Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии. Освящение труда с сохой и топором». В общей сложности соху в школе изучают четыре урока. Цель этого — «присоединение ученика к важнейшим горизонтальным, социальным ценностям российской цивилизации».
Следующие разделы для изучения в светском учебнике — «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона “Живоначальная Троица”» (тут пятиклассникам рассказывают про «единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир»), «Московский Кремль» и «Летописи».
Когда я поняла, что в 2016 году мой ребенок должен четыре часа изучать сакральность сохи, то пошла к завучу. Написала заявление с требованием перевести дочь на заочное обучение по этому предмету. Сказала, что мы сами прочитаем учебники. В школе очень переживали, но потом все-таки согласились. Сейчас я вспоминаю, как еще несколько лет назад шли горячие баталии на тему «Не пускать церковь в школу!». А она, оказывается, уже там и скоро двери у нас перед носом закроет.