В Вологодской области построят крупнейший в стране целлюлозный комбинат. Инвесторы и власти говорят о вложениях, рабочих местах и налогах, а экологи называют проект людоедским.
Еще в октябре 2013 года Вологодская область и группа компаний «Свеза» подписали соглашение о создании в Череповецком районе сульфатоцеллюлозного завода. Государство обещает бизнесу поддержку «в строительстве инфраструктуры, в том числе транспортной и энергетической, налоговые льготы и госгарантии по банковским кредитам».
Группа компаний «Свеза» принадлежит Алексею Мордашову – владельцу корпорации «Северсталь», занимающему на сегодняшний день шестое место в списке российской версии «Форбс».
«Новый завод будет выпускать целлюлозу из хвойных и лиственных пород, будет использовать самые современные экологически чистые технологии и соответствовать всем российским нормам по качеству очистки сбросов. В частности, будет применяться самая совершенная система водоочистки», – заявил тогда Мордашов.
В начале октября этого года сроки строительства подтвердил губернатор Вологодской области Олег Кувшинников. «У нас есть якорный инвестор, это компания «Свеза», совместно с ней мы готовы создать особую экономическую зону, необходимые налоговые преференции для инвестора. Что мы получим в итоге? Приток инвестиций до 160 млрд руб., высокотехнологичное инновационное производство по глубокой переработке древесины, равного которому в России не строилось более 20 лет. Начало строительства – конец 2017 года», – заявил губернатор.
Заявка на создание особой экономической зоны подавалась уже дважды, но оба раза была отклонена Министерством экономического развития, потому что проект требовал федерального софинансирования. Сейчас подготовлена третья по счету заявка, но создание новых зон временно приостановлено.
Проект целлюлозного комбината вызывает серьезные опасения местных жителей и экологов.
Так, уже два года существует общественная группа «Стоп ЦБК!» (строго говоря, на комбинате не будут делать бумагу, но аббревиатура ЦБК широко используется в быту).
В Череповце прошло несколько акций протеста – по мнению участников группы, в Череповце уже сконцентрировано достаточное количество промышленных предприятий, а комбинат «Зевс» (инвесторы пока остановились на таком названии) будет находиться всего в паре десятков километров от города.
В сентябре их попытался успокоить председатель комитета по экологии и природопользованию в вологодском Заксобрании Михаил Ставровский. Он сообщил о значительном улучшении экологического положения в Череповце. «Промышленные предприятия очень серьезно занимались экологией. Сделано немало. Впервые за многие годы в официальной статистике Череповец не фигурирует в числе самых грязных городов – ни в десятке, ни в двадцатке», – заявил Ставровский вологодским журналистам.
«Но дело сейчас даже не в безопасности, а в незаконности», – настаивает председатель регионального отделения Общественного экологического контроля России Алексей Кощеев. Он считает: компания «Свеза» смогла получить земельный участок под строительство только благодаря недобросовестной экологической экспертизе.
Та часть Череповецкого района, где должен разместиться завод, раньше входила в «земли особо охраняемых территорий и объектов», точнее, в число территорий «природоохранного, научного, историко-культурного, эстетического, рекреационного и иного особо ценного значения». После экспертизы департамент Росприроднадзора по СЗФО уведомил, что участок получил новый статус – «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической безопасности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения».
Общественный экологический контроль России обратился с жалобой на это решение. Росприроднадзор по Северо-Западу действительно указал на нарушения при проведении экспертизы и обязал департамент природных ресурсов Вологодской области провести служебную проверку. На планах компании и руководства региона это никак не отразилось, а сам Росприроднадзор может лишь указать на нарушения – в данном случае департамента природных ресурсов Вологодской области. Несмотря на это, экологи обещают добиться отмены решения в суде.
Между тем судьба комбината имеет большое значение не только для Череповецкого района или Вологодской области. Поселок, где будет создано производство, находится в месте впадения реки Суды в Рыбинское водохранилище, омывающее берега трех российских регионов, куда и будут попадать отходы.
Еще два года назад экологическая организация «Зеленый патруль» требовала включить соседей в обсуждение проекта. «В настоящее время односторонние действия главы Вологодской области по реализации планов строительства ЦБК без согласования с властями и общественностью Ярославской и Тверской области вызывают удивление и недопонимание», – заявил тогда председатель правления «Зеленого патруля» Андрей Нагибин.
В прошлом году ситуацию обещал взять под свой контроль уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин. «Непонятно, какие последствия для экологии могут возникнуть в результате строительства комбината. Это ситуация в масштабах нескольких регионов», – сообщил Бабуркин «Интерфаксу». «Потенциальные риски очень велики. Эту воду пьют все крупные города, стоящие на Волге. Мы все понимаем, что такое человеческий фактор. В случае ошибки под угрозой окажется весь Волжский бассейн, в котором живет половина России. Это просто людоедский проект», – говорит председатель ярославской экологической организации «Зеленая ветвь» Лидия Байкова.
При этом замечания правительства Ярославской области, выдвинутые на заседании согласительной комиссии, вологжане по большей части отклонили – в том числе и предложение убрать будущий комбинат с берегов водохранилища.
Руководство «Свезы» также настаивает на чистоте и безопасности проекта. По словам представителя компании Бориса Френкеля, затраты на работу очистной системы – около 1% от всей себестоимости предприятия, и инвесторам просто нет смысла на ней экономить. Оценка воздействия на окружающую среду была разработана финской компанией «Пеуру», занимающейся проектированием и консалтингом в химической промышленности по всему миру.
«Когда был экологический совет при губернаторе Ярославской области, один разумный человек сказал, что этот проект возможен при трех условиях: финский проект, финские строители и финская территория», – мрачно иронизирует Лидия Байкова.
Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко считает, что с точки зрения лесопользования место для комбината выбрано хорошо. С другой стороны, он тоже отмечает определенные риски.
«Уже много лет леса используются, но не восстанавливаются. При таком подходе комбинат может в ближайшие годы столкнуться с дефицитом необходимой ему хвойной древесины», – рассказывает Алексей.
Вологодская область год за годом сокращает траты на лесное хозяйство – эта проблема признается и на официальном уровне. Если в 2014 году в областном бюджете было заложено 23,6 млн рублей, то в 2015 году – 2,8 млн, а на 2016 год – всего 1,6 млн.