Производство сыров в России падает вот уже два месяца, хотя после введения продэмбарго оно набирало обороты. В Минэкономики РФ уверены, что причина кроется в насыщении рынка, то есть больше сыров российскому потребителю и не нужно. Но так ли это на самом деле? Версия министерства кажется как минимум спорной.
В производстве сыров и сырных продуктов за последние два месяца наметилась негативная динамика. Выпуск этой продукции падает уже два месяца подряд, тогда как в предыдущие месяцы оно только росло. Так, в июле производство упало на 2,1%, в августе падение ускорилось 3,5% по сравнению с прошлогодними месяцами. Отрицательная динамика могла быть вызвана насыщением рынка, отмечается в мониторинге Минэкономразвития.
Интересно, что импорт сыров и творога за семь месяцев этого года, наоборот, вырос – на 17,3%. Доля импортной продукции выросла до 13,8% с 12,9% за аналогичный период прошлого года.
После введения продэмбарго в августе 2014 года в России наблюдался рост производства молока и молочной продукции, причем наибольший – именно по сырам и сырным продуктам. Так, в 2015 году было произведено более 580 тыс. тонн этого товара, на 17,6% больше, чем годом ранее.
Почему же спустя два года после введения эмбарго и снижения конкуренции на рынке выпуск сыра начал сокращаться?
Во-первых, сравнение текущих показателей производства идет с достаточно высокой базой 2015 года, когда после введения эмбарго российские производители серьезно наращивали выпуск сыров. «Производство не может продолжать расти такими же высокими темпами, как раньше», – говорит газете ВЗГЛЯД независимый эксперт молочного рынка Татьяна Рыбалова.
И причиной тому является снижение потребления сыра россиянами. «Среднедушевое потребление сыра упало до уровня 2005 г. Потребление сыра сейчас составляет менее 5 кг на человека, хотя еще в 2014 г. оно составляло 5,8 кг», – отмечает Рыбалова.
И в этом нет ничего удивительного. Снижение потребления такого продукта, как сыр, традиционно наблюдается в России в кризисные периоды. Если в 2013 году годовой объем потребления сыра был примерно 800 тысяч тонн, то в 2015-м в физическом отношении потребление сыра снизилось на 10–15% и составило порядка 700 тысяч тонн. При этом импорт резко упал из-за эмбарго, но выросло производство российского сыра.
«Сыр относится к той категории продуктов, на которой россияне традиционно экономят. Это характерно для нашей страны. Если у французов сыр – продукт первой необходимости, то в России он еще не вошел в перечень повседневных продуктов. Его потребление растет в благополучные экономические периоды и падает в кризис, что мы наблюдали в прошлые годы», – рассказывает Татьяна Рыбалова.
«Если в 2015 году тезис о том, что сыр – это дорогая продукция, мог бы вызвать усмешку, то сейчас это уже реальность», – говорит генеральный директор агрохолдинга «М9 АГРО» Кирилл Морозов. «Всплеск спроса на сырную продукцию был спровоцирован желанием оценить российскую продукцию, однако она оказалась в одной ценовой категории с импортной продукцией, более того, куда более низкого качества – за редким исключением», – полагает он. Этим летом запал явно пропал.
Масла в огонь подлили также разговоры о засилье фальсификата и использовании пальмовых масел вместо молочных жиров для производства сыра. И, конечно, распробовав отечественные сыры, российский покупатель мог оказаться неудовлетворенным их вкусовыми качествами. «В период, когда надо экономить, покупатель отказывается в первую очередь от дорогих продуктов сомнительного качества в пользу традиционных молочных продуктов: молока, кефира и прочего, что считает натуральным», – объясняет Татьяна Рыбалова.
Рост объемов фальсификата на рынке сыра после введения продэмбарго был вполне ожидаем. Способствовали этому неудовлетворенный спрос и отсутствие конкуренции со стороны европейских производителей качественного сыра. «Конкуренция на рынке упала из-за отсутствия продукции европейских сыроделов. Осталась практически только белорусская продукция, сходная с нашей и по ассортименту, и по вкусу. Вслед за снижением качества упало и потребление сыра», – говорит Рыбалова. Потребительские предпочтения ушли в категорию более дешевых продуктов, а качественный сыр не может стоить дешево.
«Реальная цена настоящего сыра не может быть составлять менее 350 рублей за килограмм. Очевидно, что такой продукт будет содержать дополнительные примеси, в том числе и дешевые растительные жиры. Реальный ценник 1 кг сыра – от 600 рублей, но такой продукт на полках в магазинах надо еще постараться найти», – говорит Сергей Звенигородский из «Солид Менеджмент».
Наконец, производство сыров в России снижается на фоне роста спроса на импортные сыры из других стран. Так, по данным «Союзмолока», в первом квартале 2016 года импорт сыров вырос аж на 31% по сравнению с прошлогодним периодом. Большая часть импорта пришла из Белоруссии.
«Другой вопрос, конечно, действительно ли все поставляемые через белорусскую границу сыры местного производства? Надои и общее производство молока в этой стране не увеличивается, а вот производство молочной продукции растет удвоенными темпами. Здесь вопрос может встать точно так же, как с овощами и фруктами, которые по импорту из Белоруссии превысили в пять раз объемы годового урожая», – не исключает Звенигородский фактов реэкспорта европейских сыров через Белоруссию.
В такой ситуации российские сыроделы мало что могут изменить, кроме как воспользоваться отведенным эмбарго временем, чтобы создать качественный и вкусный продукт, с которым они смогут «выстрелить», как только российская экономика вместе с реальными доходами населения начнет расти.
«Ситуацию может исправить только рост доходов населения, а также увеличение масштабов сырного бизнеса. С одной стороны, спрос будет стремиться к адекватной равновесной точке, с другой стороны, к ней будет стремиться цена в связи с ростом производства», – полагает гендиректор агрохолдинга «М9 АГРО» Кирилл Морозов.
«Прекращать выпуск фальсификата производители не хотят. Однажды заменив молочный жир на растительный и получив дополнительно 30–50% прибыли, никто не хочет отказываться от нее. Идея производства качественного сыра себе в убыток никого не прельщает. Сегодня производители озабочены только получением дополнительной прибыли. Качественный сыр дорогой, а продавать в кризис в экономически обоснованных объемах удается только дешевые продукты. Когда отменят эмбарго и появятся полноценные импортные сыры, тогда начнется вытеснение с рынка производителей фальсификата. Только обострение конкуренции может заставить изменить ассортимент сыров в пользу увеличения натуральных продуктов. На деле продэмбарго развратило наших сыроделов», – считает независимый эксперт молочного рынка.