Фото: A. Farnsworth / age Fotostock / Фотобанк Лори
Вице-премьер России Ольга Голодец в середине июля заявила, что две трети россиян не нуждаются в высшем образовании; по ее словам, для многих профессий будет достаточно среднего специального — правда, только если его эффективность и качество повысятся. Слова Голодец вызвали дискуссию о том, правильно ли в России устроен переход от начального образования к среднему и высшему. По просьбе «Медузы» журналист Владислав Воронин изучил, как устроено образование в Финляндии, чья система считается одной из лучших в мире и где многие жители отказываются от получения высшего образования.
Затраты правительства и развитие школ
Правительство Финляндии контролирует развитие ребенка с самого рождения. Для начала каждой семье присылают подарочную коробку, где собрано все необходимое — от зимней куртки и обуви до книг и игрушек. Кроме того, родители получают пособие на ребенка — минимум 95 евро в месяц. По уровню смертности детей в возрасте до года (2,52 на 1000 человек) страна — одна из лучших в мире, ниже смертность только на Бермудах, в Норвегии, Японии, Сингапуре, Исландии и Монако.
Все ступени образования в Финляндии бесплатные, более того — школьников кормят большим обедом и подвозят до дома на автобусе. В городах дети обычно не тратят времени на дорогу: в Финляндии не принято выбирать школы, и все ходят в ближайшую к дому, так как разница в уровне преподавания — минимальная. Финляндия — лидер Европы по сбалансированности школьного образования. По данным организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), качество обучения в лучших и худших финских школах различается всего на 6 процентов (средний показатель для ОЭСР — 37%). Это дорого обходится правительству: расходы на образование составляют 12,2 процента от всего государственного бюджета. В России этот показатель в три раза ниже — около 4 процентов. Основная часть затрат в Финляндии (7,6 процента) приходится на школьное и среднее специальное образование.
Финляндия избегает резкого деления школ на хорошие и плохие, так как поддерживает престижность профессии учителя. Сейчас желающих учить детей в десять раз больше, чем доступных рабочих мест, а конкурс на педагогический факультет в Хельсинкском университете уже давно вышел на уровень 20 человек на место. Еще важнее, что 90 процентов действующих учителей полностьюдовольны своим статусом, а 60 процентов считают, что их очень ценят в обществе (выше этот показатель только в Южной Корее, в Великобритании и США — существенно ниже). Зарплата в школе выше средней по стране: обычный учитель младших классов получает 3500 евро в месяц, в профтехучилище — 4500 (средняя зарплата финна в 2014 году — 3?094 евро).
Главная особенность девятилетней школьной программы в том, что психику финских детей не подвергают постоянным стрессам из-за проверок и экзаменов. Домашнее задание всегда маленькое, а в первых шести классах никто не обращает внимания на успеваемость. «Главное — показать, как надо учиться, искать информацию и найти свое призвание», — рассказывает финский ученый Паси Сальберг.
В Финляндии нет жестких регламентов, которые учителя обязаны соблюдать неукоснительно: каждый может разбавлять программу собственными методиками и выбирать наиболее подходящие учебники — вне зависимости от рекомендаций методистов.
Среднее образование — основа всей системы
Сразу после школы подать документы в университет нельзя — сначала требуется среднее образование. За ним идут около 95 процентов выпускников (третий показатель в ОЭСР после Португалии и Словении). Среднее образование можно получить двумя способами: в гимназиях, в которых идет углубленное изучение теории и подготовка к поступлению в университет, и в профессиональных училищах, где упор делается на получение практических навыков для будущей профессии.
С училищами сотрудничают частные компании и заводы — они спонсируют учебные заведения и отбирают практикантов среди наиболее талантливых студентов. Многие учащиеся занимаются со специальными инструкторами индивидуально. В итоге значительную часть обучения занимают проекты на основе собственных наблюдений. Популярнее всего училища, связанные с технологиями и транспортом (36 процентов студентов), бизнесом и административным управлением (19%), здоровьем и социальными проектами (17%).
В гимназиях все немного иначе. Студенты ходят на теоретические курсы, которые можно свободно выбирать исходя из собственных предпочтений, и сами составляют расписание. Трехлетнее обучение заканчивается первым масштабным экзаменом. В нем четыре этапа: родной язык (обязательно) и три варианта на выбор (второй национальный язык — финский или шведский; иностранный язык; математика; что-либо из гуманитарных наук).
Количество учебных мест в университетах и институтах регулируется спросом на рынке труда, поэтому множество абитуриентов отсеивается, остальным приходится ждать поступления по 2-3 года. Средний возраст студента первого курса сейчас составляет 21,5 год, а 20 процентов поступивших — старше 26 лет. Среднее образование в Финляндии не считается чем-то неполноценным и позволяет найти приличную офисную работу, поэтому около половины финнов вполне устраивает и такой вариант.
При этом никогда не поздно вернуться за парту: четверть взрослого населения Финляндии (от 25 до 64 лет) продолжает учиться и сейчас. После окончания профтехучилища и при наличии опыта работы можно пойти на углубленные профессиональные курсы или получить высшее профессионально-техническое образование.
Сложная система высшего образования
В Финляндии 14 государственных университетов и 24 профессионально-технических института на 5,5 миллионов человек населения.
Университеты сосредоточены на научной работе и исследованиях (3 года до диплома бакалавра + 2 года учебы на магистра). Вторые дают профессионально ориентированное образование по более чем 50 дисциплинам — от искусства до технологий. Учеба на бакалавра в этом направлении занимает от 3,5 до 4,5 лет, а на звание магистра можно претендовать только через три года работы по профилю.
Финляндия тратит на высшее образование существенно больше основных партнеров по ОЭСР: в год на одного студента приходится 16?714 евро (средний показатель для организации экономического сотрудничества и развития — 13?528 евро). Большая часть суммы покрывается государством, и только 4 процента берет на себя бизнес (в среднем по OECD — 32%). Сейчас — из-за экономического кризиса в стране — государственные траты на образование сокращаются, что вызывает недовольство жителей и приводит к многолюдным акциям протеста.
Финляндия, в отличие от большинства стран, не стремится резко увеличивать долю людей с высшим образованием. С 2000 по 2012 год количество взрослых людей (в возрасте от 25 до 34), окончивших университеты и институты, выросло всего на один процентный пункт — с 39 до 40. Общемировая динамика намного выше: Корея рванула почти на 30 процентов (37 — 66), Норвегия — на 10 (35 — 45), Нидерланды — на 14 (27 — 41).
Вызовы системе образования в Финляндии связаны прежде всего с безработицей — она находится на рекордно высоком уровне с 2000 года. По данным Евростата, уровень безработицы в Финляндии превышает 10% — около 280?000 человек, 22,7% из них — молодые люди. Многим финнам невыгодно устраиваться на временную низкооплачиваемую работу, потому что тогда они лишаются социальных пособий, которые в среднем составляют 600 евро, а в отдельных случаях могут достигать и 1500 евро.
Планов по реформированию системы образования в связи с высокой безработицей в Финляндии пока нет. Зато власти хотят изменить принцип выплаты социальных пособий и первыми в мире ввести на государственном уровне «безусловный доход» — гарантированную «зарплату» каждому финну в размере 550 евро. «Безусловный доход» должен заменить все остальные пособия и стимулировать население на поиск интересной работы и открытие собственного бизнеса.
В первоначальном варианте статьи были допущены фактические ошибки, касающиеся размера детских пособий, количества экзаменов в школе и несколько других. Сейчас они исправлены. Приносим извинения читателям.