118-й день рождения первой граммофонной пластинки отмечают сегодня ценители музыки. Идею записи звука на носитель воплотил в жизнь американский изобретатель Эмиль Берлинер.
Предмет роскоши, и, наверное, зависти людей 19-го века граммофон и пластинки к нему. Рассказывает директор музея «Мир забытых вещей» Татьяна Касьяненко: «Вот эти пластинки делали из шеллака. Это смола крошечных червячков, чтобы сделать одну граммофонную пластинку, нужно собрать смолу у 10 тысяч этих червячков. Поэтому стоили грампластинки дорого, и по правилам эксплуатации граммофонов, рекомендовали после каждого прослушивания пластинки менять иголку».
После пытались создать более дешевые аналоги из железа, стекла и появились даже съедобные пластинки: «Были сувенирные граммофонные пластинки. И делали их из шоколада. В лесу родилась елочка записывали на шоколад, раза два или три ее прокручивали, на большее она не годилась, а потом съесть».
Правда, у любителей старых записей и коллекционеров грампластинка оставалась на долгие годы: «Теперь это уже раритеты, поскольку граммофонов нет, и патефоны уже в мире забытых вещей».
Но только не пластинки. Забудьте о компакт-дисках, DVD и MP3-проигрывателях, советуют ди-джеи. Виниловые пластинки возвращаются и с каждым днем продаются все активнее. Сеты клубных ди-джеев с мировым именем сейчас играются только на виниле. Это дорого и престижно.
В Вологде пока нет никого, кто бы работал на виниле. Не больше десятка «виниловых» ди-джеев наберется и в столице.
«А вообще, с граммофонными пластинками связано очень многое. Это Изабелла Юрьева, Утесов, Клавдия Шульженко, можно услышать живой звук патефона и граммофона».
Настоящие ценители музыки предпочитают слушать классику и джаз только на грампластинках. Так что ставить точку в истории виниловых дисков пока рано.