От войны и разобщенности к единству — это путь состава, в котором следовали мирные люди, спасаясь от немецких захватчиков. Эшелон отправляется в южном направлении: «На востоке все пути забиты, там больше бомбят, а здесь мы скорее проскочим».
В одном вагоне более десятка человек. У каждого своя судьба, своя трагедия. Девушка Катерина отправила мужа на фронт и с тех пор не может сомкнуть глаз: «Я боюсь спать! Не могу! Что ни сон, то какой-то кошмар! А вдруг мне привидится какой-нибудь ужас про него?».
Пассажиры знают друг о друге все. Это как большая семья, но пока еще очень недружная: «А вот теперь чучело наше проснулось. — Да ты молчи!».
Что-то незримое, что постепенно объединяет героев, и для зрителя появляется незаметно. Пассажиры эшелона начинают прислушиваться друг к другу, сострадать. Говорит художественный руководитель Драмтеатра Зураб Нанобашвили: «Символы входят по мере развития спектакля, по мере объединения общества, по мере объединения людей, по мере появления самосознания людей. Когда они уже вместе что-то теряют, и что-то у них рождается».
В спектакле нет главных ролей, важен каждый герой. По словам Зураба Нанобашвили, здесь задействован весь театр. Актрисе Наталье Ситниковой досталась роль скандальной и вызывающей женщины Лавры: «Нелады со свекровью у меня были, никакого единения, и только вот этот эшелон, эта дорога нас объединила в одну семью».
Финал у автора повести «Эшелон» Михаила Рощина трагичен. Но режиссер Драмтеатра предпочел интерпретировать его по-своему: «Мы еще вспомним… Вот этот вагон вспомним, вот эту войну вспомним, как что-то великое, что было между нами».
Никто не знает, чем закончится судьба каждого из героев. Но главное, что теперь они действительно вместе.