Многие из них, принадлежавшие когда-то местным предприятиям, на сегодня являются практически бесхозными. В их числе самоходные паромы, баржи, плавучие краны и понтонные переправы. Два плавсредства покоятся в водах Шексны и Суды на территории Череповецкого района. Вблизи Череповца на дне Шексны обнаружен даже корпус пассажирского теплохода. Однако в силу своих полномочий природоохранные организации не могут обязать местные власти поднять затопленные суда.
Как рассказала межрайонный природоохранный прокурор по Вологодской области Светлана Павленко:«Заставить поднять затопленные суда глав администраций районов мы не можем. Если из судна вылился мазут или другие вещества, то мы привлекаем органы безопасности (ГО и ЧС и так далее), чтобы локализовать очаг. Однако если судно будет поднято, например, при участии местных органов власти, то потом может объявиться его хозяин и потребовать компенсации. То есть ситуация двоякая, и для ее разрешения должен быть судебный вердикт».
По закону выявлять и регистрировать бесхозные суда должно государственное бассейновое управление. Оно же должно выяснять хозяина и обязывать его поднять затопленное судно. Однако и здесь на сегодня есть недоработки. Проверки, проведенные местной природоохранной прокуратурой на территории Вологодской области, выявили гораздо большее число «утопленников», чем числилось по данным бассейнового управления.
Как пояснила Светлана Павленко: «Мы можем только написать в адрес бассейнового управления представление, чтобы они хотя бы поставили затопленные суда на учет у себя. Потому что по их данным выявлено 11 судов, а мы при проверке обнаружили еще 13. Таким образом, в общей сложности 24 приличных по размерам судна лежат сейчас в водах нашего Северо-Западного бассейна. Мы делали упор в своих представлениях на то, что бассейновое управление должно заниматься этой проблемой. А оно нам пишет отписки: если затопленные суда не стоят на фарватере, не мешают судовому ходу и в них нет нефти или других подобных веществ, то все нормально. Но это заблуждение: ведь металл ржавеет, дерево разлагается. Поэтому бассейновое управление должно принимать меры в любом случае. В течение года мы будем обязывать их ставить затопленные суда на учет и поднимать».