Выставка «Профессия-реставратор»: реставрационные мастерские в музее» открылась в подклете Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника.
Здесь представлены предметы из коллекции тканей, драгоценных металлов, редчайшие памятники древнерусского искусства, а также инструменты для реставрации.
В музее работают мастерские по тканям, дереву, темперной живописи, металлу, иконам. Ранее NewsVo рассказывал, что здесь создаётся крупный реставрационный центр.
– В руках реставраторов Кирилло-Белозерского музея-заповедника экспонаты принимают практически первоначальный вид, – говорит пресс-секретарь музея Мария Хаустова. ¬– Кто бы мог подумать, что драгоценнейший оклад XVIII века с выносной двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия» из Успенского собора – одной из первых каменных построек Русского Севера, – потерявший изначальный вид, засияет, как новый, и проявит образы святых – Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца и Кирилла Белозерского?! А икона-таблетка «Минея на ноябрь» XVIII века, потрескавшаяся с обеих сторон, обретёт новое основание и первозданный вид!.. Но и это ещё не всё!
По словам Марии, реставраторы пошли дальше, они взялись за самую трудную работу. Более двухсот лет комплекс вещей епископа Пензенского и Саратовского Амвросия Орнатского, в числе которого митра, поручи и панагия, оставался нетронутым. Несколько раз к его реставрации подступались мастера. И наконец, в последние годы удалось добиться первозданного вида этих вещей. На выставке данные предметы представлены впервые.
– Это археологические памятники, поэтому состояние сохранности предметов было аварийное, ткани под воздействием плесени разрушались, – рассказывает главный хранитель Кирилло-Белозерского музея-заповедника Светлана Смирнова. – Людмила Михайловна Громыко, реставратор произведений из ткани высшей категории Суздальского реставрационного училища буквально спасла их жизнь. Лицевая сторона панагии практически полностью была покрыта серыми грязными почвенными загрязнениями и мы не были уверены, что изображение сохранилось. Светлана Михайловна Смирнова, реставратор произведений из металла II категории, работая с микроскопом, по чуть-чуть снимала загрязнение и вернула предмету первоначальный вид. Яркие эмали заиграли новыми красками. Проведенные реставрационные мероприятия позволили не только обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения, но и вернуть первоначальное авторское цветовое звучание и целостность восприятия.
Выставка «Профессия-реставратор» стала своеобразным отчетом о проделанной работе по сохранению музейных коллекций, которая в музее ведется с 60-х годов прошлого столетия.
– С 2010 по 2020 годы музеем отреставрировано около 2000 музейных предметов, из них 700 – силами музейных художников-реставраторов, - говорит Светлана Смирнова. – В последние два года большая часть музейных экспонатов – 80% – реставрируется именно в стенах музея и этому способствует, во-первых, увеличение штата реставраторов, во-вторых, увеличение площадей и введение новых реставрационных мастерских, в-третьих, техническая оснащенность мастерских и привлечение опытных квалифицированных реставраторов к работе со сложными экспонатами.
На открытии выставки, которое прошло 2 декабря, жители Кириллова смогли пообщаться с реставраторами. Они узнали, что реставрация ‒ это процесс коллегиальный. Решения принимает коллектив, для этого в музее существует Реставрационный совет.
– Если в процессе реставрации мастер понимает, что необходима корректировка первоначального плана, то он должен принять решение о его пересмотре, ‒ рассказали реставраторы. – Естественно, это делается не в одиночку. Каждый квартал собирается реставрационная комиссия, и, если первоначальное реставрационное задание меняется, это обязательно обсуждается комиссией и закрепляется Протоколом.
Реставрационные мероприятия составляются на основании данных о состояния сохранности памятника и результатов лабораторных исследований. Об этом на открытии выставки подробно рассказала художник-реставратор произведений из ткани Кирилло-Белозерского музея-заповедника Лидия Кононова. Собственноручно Лидия отреставрировала сарафан XIX века. В её руки он попал в состоянии общего загрязнения и запыления, с многочисленными сечениями и разрывами, поздними чинками, оборванной нитью на сборке в верхней части.
В ходе реставрации была проведена водная очистка памятника, демонтированы поздние чинки, сдублированы и укреплены сечения и разрывы, восстановлена сборка. Памятник приобрел экспозиционный вид.
Сейчас Лидия Кононова занимается реставрацией воздуха середины XVIII века и находится на этапе восполнения утрат. Воздухом в христианском Богослужении называется большой плат. Он используется для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире.
Посетить выставку и увидеть результаты работы реставраторов можно до конца января. Кирилло-Белозерский музей-заповедник работает без выходных с 09:00 до 18:00.
(0+)